Конспект урока русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Лощева Валентина Александровна

Конспект урока русского языка

в 5 классе на тему

«Времена глаголов»

 с применением информационных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_5_klass.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ООШ с.Подлесово

Конспект урока русского языка

в 5 классе на тему

«Времена глаголов»

 с применением информационных технологий

Подготовила

учитель русского языка и

литературы

Лощева В.А.

2014-2015уч.г.

Пояснительная записка

    Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера,  поэтому в основном звене педагогу нужно активно использовать современные интерактивные технологии, развивая  в ребёнке  умения работать с необходимыми  в повседневной жизни информационными системами.

   Цель данной работы: продемонстрировать умение проектировать учебное занятие с применением информационных технологий .

  Внедрение информационных технологий является неотъемлемой частью современного общего образования .

      Предлагаемая методическая разработка урока русского языка в 5 классе представляет собой технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности учащихся основной школы и ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, обучение пользоваться  средствами, развитие широкого кругозора, а также навыков визуально-образного мышления.

         Урок разработан в соответствии с программой русского языка для основной общеобразовательной школы.

Тема урока: «Времена глагола».

Оборудование:   мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбуки.

Тип урока: комбинированный - закрепление изученного материала в 4 классе и получение новых знаний о временах глагола.

Цель урока:

Совершенствование навыка определения временных форм глагола.

В ходе урока решаются следующие задачи:

Образовательная: повторить и систематизировать знания учащихся по теме урока, научиться определять временные формы глагола и образовывать их.

  1. Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности;
  2. Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову через сказки А.С. Пушкина.

Здоровьесберегающие: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.

По своей структуре данный урок является комбинированным.

Предполагаемые результаты:

Формирование языковой компетенции:

Закрепление знаний учащихся о  временных формах глагола в речи. Совершенствование умений правильно определять временные формы глаголов. Закрепление навыков грамотного письма.

Формирование коммуникативной компетенции:

Формирование правильной речи. Обучение умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме. Методы и приемы:

  • исследовательская деятельность; работа в группах; работа с опорной схемой-таблицей.

Этап урока

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.

Организа-ционный момент

Слайд 1

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята. Обычно люди говорят при встрече это доброе слово, желая друг другу здоровья. А теперь давайте поздороваемся с гостями, которые приехали сегодня в нашу школу и пожелаем всем доброго здоровья.

Будем надеяться, что такое позитивное начало поможет вам добиться результатов

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2.

Мотивация

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Читает под музыку Бетховена стих. отрывок

Ваш милый образ снится мне,

С пером, бумагой, при луне.

Все Ваши строчки хороши,

Частичка Вашей в ней души.

Стихи и сказки под пером

Ожили враз, и в каждый дом

Вошел прекрасный наш поэт.

Он – гений, в этом спору нет.

- Ребята, как вы думаете, кому посвящены эти строчки?

- Конечно, это великий русский поэт А.С. Пушкин.

Творчество Пушкина многогранно. Знакомство с ним начинается еще в раннем детстве со сказок. Вот и сегодня на уроке мы с вами еще раз откроем страницы сказок А.С. Пушкина.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Регулятивные:

 - уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи, делают выводы.

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом  (зачем?)

3.

Актуализа-ция знаний

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

 -Давайте прочитаем отрывок из сказки Пушкина. Скажите, из какой сказки этот фрагмент? Сказка о рыбаке и рыбке.

-Какие слова обозначают действия сказочных персонажей? Глаголы.

- Давайте их выпишем.

Сидит, стоит, ругает, выпросил.

-Что общего и что объединяет эту группу слов? Какое слово лишнее и почему?

-Читаем второй стихотворный отрывок.

- Назовите сказку. Сказка о царе Салтане.

- Выпишите глаголы.

Пряли, была, говорит, приготовила.

- Прочитаем следующий отрывок.

- Из какой он сказки? Сказка о золотом пе-тушке.

- Выпишите глаголы.

Посади, молвил, будет.

-Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы будем  говорить на уроке?

- Правильно, тема нашего урока «Времена глагола».

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответ на сегодняшнем уроке?

- Определяет вместе с учениками цели урока.

Читают стихотв. отрывки, называют сказки.

Выписывают на доске глаголы, определяют лишний глагол (по вопросу).

Определяют тему и цели урока.

Познавательные: осознавать познавательную задачу.

Коммуникативные:

- взаимодействовать с учителем во время беседы,осуществляемой во фронтальном режиме;

- слушать и понимать речь других.

4.

«Открытие» новых знаний

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

- Ребята, а что такое время?

Время  - это категория глагола, которая выражает отношение действия к моменту речи.

 - Сегодня на уроке мы проведем исследование временных форм глагола.

Вопросы для исследования

1. Какое действие обозначают глаголы по отношению к моменту речи?

2. На какие вопросы отвечают?

3. К какому виду относятся?

4. Какие имеют окончания?

5. Как изменяются?

    (определить число, лицо, род)

1 группа

Предмет исследования: глаголы прошедшего времени.

2 группа

Предмет исследования: глаголы настоящего времени.

3 группа

Предмет исследования: глаголы будущего времени.

Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,

 Потянитесь, потянитесь,

 Приседайте, приседайте,

 Пошагайте, пошагайте.

 Встаньте на носок, на пятку,

 Поскачите-ка вприсядку,

 Глубоко теперь вздохните,

 Сядьте тихо, отдохните.

Начинают групповую работу по исследованию временных форм глагола.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Познавательные: обосновывать свое мнение.

Коммуникативные формулировать коммуникативное высказывание. Уметь планировать  и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку.  

5.

Закрепление, обобщение материала.

Слайд 16

Слушает результаты исследования учащихся

корректирует /при необходимости/.

Составление обобщающей таблицы.

Работа с таблицей.

- Какие особенности есть у каждой времен-ной формы глагола?

- Чем отличаются временные формы глагола друг от друга?

- Что общего?

Зачитывают результаты своего исследования.

Делают обобщающий вывод

6.

Контроль усвоения полученных знаний. Интерактив-ный тест.

Слайды

17-29

Учитель читает вопросы и варианты ответа, а ученики выбирают правильный Подводится итог теста, выставляются отметки.

Отвечают на вопросы теста.

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять само- и взаимоконтроль

7.

Рефлексия.

Анализ и выявление качества и уровня овладения знаниями.

Предлагает ученикам оценить свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

Делают самоанализ.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные:

-  совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

8.

Домашнее задание.

Слайд 30

Выписать из сказок А.С. Пушкина глаголы прошедшего, настоящ. и будущего времени.

Вывод.

  Проведение урока с применением учебного оборудования позволяет добиться следующих результатов:

  • рационально использовать учебное время;

  • своевременно выявлять и корректировать пробелы в знаниях учеников;

  • повысить мотивацию учебно-познавательной деятельности обучающихся;

  • объективно оценивать ЗУН учащихся;

  • систематически контролировать администрации уровень обученности детей;

  • система дает универсальное средство для оценки знаний учащихся всего региона или одной школы в режиме реального времени.

Список литературы и Интернет-ресурсов:
• Учебник Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская.
http://www.yandex.ru//">Ankor>  для поиска изображений и дополнительной информации; 

http://www.googl.ru//">Ankor> для поиска изображений и дополнительной информации; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...