Как писать сочинение на лингвистическую тему
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Хакунова Жанна Муштагидовна

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pisat_sochinenie_na_lingvisticheskuyu_temu.docx50.21 КБ

Предварительный просмотр:


Спрашивали – отвечаем============Ж.М.Хакунова,МКОУСОШ  

                                                                                            с.п. Нижний Черек    

                                                                                 

Как писать сочинение на лингвистическую тему?

Сочинение на лингвистическую тему - это творческая  часть экзамена в формате ГИА , и очень важно научить выпускников писать его. Так как  согласно существующей системе шкалирования баллов, эта часть - С2 -  весьма результативна : максимальный первичный балл за С2- 9, без учета баллов за грамотность - 10, в сумме – 19, что уже соответствует  положительной оценке (см. таб. 1).

Таб.1.Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0–18

19–28

29–36,

из них не менее 4 баллов по

критериям

ГК1–ГК4

37–41,

из них не менее 6 баллов по

критериям

ГК1–ГК4

Самое большое затруднение вызывает оно ввиду того, что  ребятам предстоит составить  самостоятельное высказывание небольшого объема ( не менее 70 слов)  на заданную тему (причем,  на тему языкознания, см. Цитаты для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему ниже) с опорой на анализируемый текст. Эта формулировка  предстоящего испытания  пугает девятиклассников, и  прежде всего,   перед тем как приступить к работе им необходимо внушить, что на самом деле речь идет о задаче,  весьма  доступной их пониманию и компетенциям. Им предстоит  проанализировать прочитанный текст с точки зрения тех языковых явлений, о которых пишет автор цитаты или высказывания.  В большинстве случаев эти цитаты  объединяет общая мысль о богатстве и выразительности языка и средствах, с помощью которых эта выразительность достигается. Какие бы средства ни  рассматривались в сочинении: лексические , грамматические, синтаксические или пунктуационные- в конечном итоге выпускник составляет текст- рассуждение, текст- доказательство, и  это второй момент, который им необходимо уяснить. Иными словами,  композиция собственного текста  должна  соответствовать схеме сочинения-рассуждения:

тезис – доказательства ( на примерах из текста) – вывод,

 т.е. состоять из трех абзацев: вступление, основная часть, заключение.

Во вступлении необходимо  сформулировать тезис, который надо доказать на основе предложенного высказывания. Поэтому сочинение –рассуждение можно начать , используя следующие речевые клише:

- Известный писатель (лингвист, учёный и т.п.) (имя, фамилия автора) пишет: «…» (цитата из задания)

- На мой взгляд, лингвист (филолог,  учёный, литературовед, писатель) (имя, фамилия автора) был прав, утверждая, что «…» (цитата из задания)

- Нельзя не согласиться с мнением известного учёного  (имя, фамилия автора),  полагавшего, что «…» (цитата из задания)

- По мнению российского лингвиста (писателя и т.п.), …

 - Поразмышляем над этими словами.

 - Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

 - Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст  … (фамилия, имя автора исходного текста)

Выпускнику важно в этой части  собственного текста не напутать, кто автор цитаты, а кто автор исходного текста, порой  приходится и с этим иметь дело экспертам, проверяющим  творческую часть ГИА по русскому языку. Именно с  целью предупреждения такого рода фактических ошибок учитель должен добиться четкого разграничения  учащимися  авторской принадлежности цитаты и исходного текста, а  также  полного понимания  смысла терминов: «цитата», «высказывание»,«лингвист», «исходный текст», «автор цитаты», «автор исходного текста» (особенно  в национальной школе).

В  основной части   предстоит  объяснить на теоретическом уровне  основную мысль цитаты с опорой на исходный текст. Внимательное чтение цитаты помогает выделить ее  ключевой вопрос, и  девятиклассник,  используя  свои теоретические знания о том или ином языковом явлении, рассуждает  о его сути и  приводит  примеры такого явления ( не менее двух ) из исходного текста с обязательным объяснением роли этого явления в  речи, в тексте. Именно поэтому, начиная основную часть, можно использовать следующие фразы:

- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … из текста (фамилия, имя автора исходного текста)

- Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере

предложения …  из текста (фамилия, имя автора исходного текста)

 - Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения..

 - Во-первых, автор пишет … Во-вторых, …

 - С одной стороны, …  С другой стороны, …

 - Например,  в предложении …

 - Так, в предложении …

Иногда  вполне уместно начать сочинение с формулировки  темы и идеи исходного текста для того, чтобы  было понятно, о чем, собственно, анализируемый текст. И в этом можно опереться на задание А1:

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:

-В своем небольшом тексте автор рассказывает о том, …

Далее пишем  сам вопрос из А1, но  без кавычек и с незначительной перефразировкой. Проиллюстрируем сказанное на примере   текста  писателя А. Алексина:

– (1)Говорят, что самые непримиримые недруги – это бывшие друзья, – сказала нам однажды наша дочь Оля. – (2)Я убедилась, что это так.

(3)Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси́. (4)«Как в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – (5)Или Болконских».

(6)Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи.

(7)Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки. (8)Какая женщина устоит перед таким обожанием? (9)Оленька стала дружить с Люси́, хотя времени на дружбу у неё было мало.

(10)Да и у Люси, признаться, его было не очень много. (11)Люсина мама в течение долгих лет не поднималась с постели.

(12)Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала:

– (13)Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля! (14)Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся?

(15)Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует её портрет.

(16)Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её заголовки в школьном юмористическом журнале, который, по предложению Оли, носил название «Детский лепет».

(17)Неожиданно всё изменилось.

(18)В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи. (19)Люся высоко чтила этого мастера. (20)Но чтили его и все остальные, поэтому школьный зал оказался переполненным. (21)И Оленька не смогла провести туда подругу.

– (22)Я не нашла для Люси́ места в зале, – рассказывала в тот вечер Оля. – (23)А она обиделась... (24)И на что?! (25)Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит. (26)Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. (27)Значит, ты с ним знакома. (28)Художник – это его творчество». (29)А она вернула мою папку с рисунками. (30)Как говорят, «заберите ваши игрушки».

– (31)И что же дальше? – спросила я дочь.

– (32)Ну и мерси, дорогая Люси́! – в рифму пошутила Оленька.

– (33)Друзей труднее найти, чем потерять.

– (34)Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!

– (35)Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – (36)Если бы ты нашла его у себя в сердце...

(По А. Алексину)

A1.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему в отношениях Оленьки и Люси неожиданно всё изменилось

1) Оленька, по мнению Люси, поступила с ней не по-дружески, и девочки поссорились. 
2) Девочки не сошлись характерами, поэтому их дружба стала невозможной. 
3) Оленька неуважительно отозвалась об академике живописи, и Люся обиделась на это. 
4) Люся позавидовала тому, что Оля смогла беспрепятственно пройти на встречу со знаменитым художником. 

Перефразированное предложение будет выглядеть ориентировочно так (обратите внимание на выделенные зеленым цветом фрагменты задания А1) :

В своем небольшом тексте автор  рассказывает о  том, как в отношениях двух подружек Оленьки и Люси неожиданно все изменилось, так как  Оленька, по мнению Люси, поступила не по-дружески , и девочки поссорились.

Допустим, к этому исходному тексту дана цитата : «В художественной литературе прямая речь – неотъемлемая часть повествования. Она является средством создания характера персонажа, формирует в нашем сознании речевой портрет героя». (Учебник русского языка)

И потому продолжим начатую основную часть так:

-В тексте много   предложений с прямой речью, например, в предложениях 4-5, а также 26-28.

Обращаем внимание на то, что в  цитате из учебника русского языка указано на двоякую функцию прямой речи в тексте. Во-первых, прямая речь может рассматриваться  как часть повествования, во-вторых,  как средство создания речевого портрета персонажа. Поэтому  продолжим сочинение так:

-В этих предложениях   проиллюстрированы  разные функции прямой речи в тексте. В 4-5 предложения прямая речь является средством создания речевого портрета Оленьки: объяснение происхождения имени «Люси» на французский манер на примере семей Болконских и Ростовых говорит об Оленьке как о читающей  и эрудированной девочке. А в предложениях  26-28 прямая речь   является  элементом текста, повествующим о том, как Люси не попала на встречу с художником.

Так как необходимые рассуждения о роли прямой речи прозвучали с указанием на примеры из текста, можно переходить к заключению сочинения. В заключении  обычно   представлен  короткий вывод по основной части, оформить который помогут следующие выражения:

- Итак, мы доказали, что…

- В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста (фамилия, имя автора исходного текста)  доказывают справедливость утверждения (фамилия, имя автора цитаты)

-Таким образом, …

         Для сочинения по тесту А.Алексина возможен такой вариант концовки:

        Таким образом, мы доказали справедливость утверждения, взятого из учебника русского языка, о    роли прямой речи в художественном повествовании.

В итоге мы получаем  следующий текст сочинения на лингвистическую тему:

В учебнике русского языка читаем: « В художественной литературе прямая речь – неотъемлемая часть повествования. Она является средством создания характера персонажа, формирует в нашем сознании речевой портрет героя». Действительно, роль прямой речи в тексте  довольно велика. Попробуем доказать это на примере текста известного писателя    А . Алексина.

В своем небольшом тексте автор  рассказывает о  том, как в отношениях двух подружек Оленьки и Люси неожиданно все изменилось, так как  Оленька, по мнению Люси, поступила не по-дружески, и девочки поссорились. В тексте много   предложений с прямой речью, например, в предложениях 4-5, а также 26-28. В этих предложениях   проиллюстрированы  разные функции прямой речи в тексте.

В 4-5 предложениях  в виде прямой речи оформлено объяснение  происхождения имени «Люси» на французский манер на примере семей Болконских и Ростовых. Это говорит об Оленьке как о читающей  и эрудированной девочке, и  поэтому  прямая речь здесь является средством создания речевого портрета Оленьки.  А в предложениях  26-28 повествуется  о том, как Люси не попала на встречу с художником, и  прямая речь тут  является  элементом повествования.

Таким образом, мы доказали справедливость утверждения, взятого из учебника русского языка, о весьма важной   роли прямой речи в художественном повествовании.

Далее предлагаем вашему вниманию  перечень возможных тем для сочинения на лингвистическую тему, который представлен на сайте ФИПИ в Открытом банке заданий.

Цитаты для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

1. «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».                ( Шамфор Н.)

2. «В художественной литературе прямая речь – неотъемлемая часть повествования. Она является средством создания характера персонажа, формирует в нашем сознании речевой портрет героя». (Учебник русского языка)

3. «В языке есть... слова. В языке есть... грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». (Успенский Л.В., русский филолог)

4. Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит».(Лихачёв Д.С.)

5. «Выразительность – это свойство сказанного или написанного самой своей формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». (Горшков А.И., известный русский филолог)

6. «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)». (Ожегов С.И., выдающийся русский лингвист)

7.«Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». (Успенский Л.В.)

8. «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». (Паустовский Г.К., русский писатель)

9. «Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним».(Ветвицкий В.Г., лингвист)

10. «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» (Головин Б.Н., русский лингвист)

11. «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». (Свифт Дж., английский писатель)

 12. «Местоимение – удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании». (Реформатский А. А., российский лингвист)

13. «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». (Реформатский А. А., российский лингвист)

14. «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» ... выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова» (Реформатский А. А., российский лингвист) 

15. «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». (Салтыков-Щедрин М.Е.)

16. «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». (Шанский Н.М, известный филолог)

17. «Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаённый смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». (М.А.Рыбникова)

18. «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». (Сухоруков Л.С., писатель)

19. «Нет таких звуков, красок образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». (Паустовский Г.К., русский писатель)

20.«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». (Постникова И.И., известный лингвист)

21. «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». (Успенский Л.В.)

22. «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». (Чернышевский Н.Г.)

23. «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».(Л.Ю.Максимов)

 24. «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость». (Валгина Н.С., известный современный лингвист)

25. «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». (Зеленецкий А.А.)

26.«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».(Львова С.И.)

27. «Русский язык... богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». (Толстой Л.Н., русский писатель)

28. «Русский язык... обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».(Короленко В.Г.)

29. «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». (Горелов И.Н.)

30. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». (Степанов Г., известный лингвист)

31. «Своё отношение к какому-то явлению, предмету, их оценку авторы иногда передают, употребляя в тексте имена существительные с суффиксами оценки». (Учебник русского языка)

32. «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение». (Милославский И.Г.)

33. «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». (Постникова И.И., известный лингвист)

34. «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их - поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи». (Артюшков И.В.)

35. «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они... выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». (Потебня А.А.)

36. «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». (Федин К.А., писатель, общественный деятель)

37. «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». (Шергин Б.В.)

«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (Из учебника русского языка.)

38. «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».(Валгина Н.С., известный современный лингвист)

39. «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». (Джанджакова Е.В.)

40. «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». (Солганик Г.Я., современный лингвист)

41. «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». (Кожина М.Н.)

42. «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». (Реформатский А. А., российский лингвист)

43. «Эпитеты – одежда слов». (Солоухин В.А., русский поэт и писатель)

44. «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика». (Исаковский М.В.)

45. «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». (Гончаров И.А.)

46. «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». (Панов М.В.)

47. «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». (Поль Рикёр)

48. «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». (Георг фон Габеленц)

Технология «универсальных фраз» при написании  сочинения на лингвистическую тему

        При внимательном рассмотрении  круга вопросов, выносимых на ГИА в  виде цитат, можно заметить некую схожесть    их основной мысли. И поэтому  для тех учащихся, которые особенно затрудняются в написании сочинения на лингвистическую тему, мы предлагаем т.н. технологию «универсальных фраз», использование которых возможно при анализе любого текста. «Цементирующее» свойство этой технологии заключается  в  том, что эти самые «универсальные фразы» помогают скомпоновать текст-рассуждение, используя как клише, так и  формулировки из текста заданий. Что  имеется в виду? Учащийся,  образно говоря, на «скелет» клише надевает «мясо»  анализируемого текста и заданий к нему и получает собственное высказывание. Покажем на это примере.

Допустим, перед учащимся лежат клише - «универсальные фразы» и задание с исходным текстом и  цитатой лингвиста.

Клише (записывается в тетради и заучивается наизусть учащимися как «универсальные фразы», которые можно использовать каждый раз при написании нового  сочинения ):

По мнению лингвиста (писателя, ученого)__________________,  «…». Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст писателя ________________.

В своем небольшом тексте автор повествует о том, как__________________(часть вопроса из А1 компонуем с частью правильного ответа из этого же задания). В тексте много_________________( ключевое слово в цитате лингвиста), которые выполняют различные функции. Например, в предложении ___   использован(_)___________, котор(_) ______________( выписываем из цитаты функции того или иного языкового явления).А в предложениях_____ заметна другая роль этого языкового явления:____________( пишем вторую роль  языкового явления). В устах мастера слова любое языковое явление начинает звучать образно, ярко, выразительно(приобретают особую выразительность).

Итак, мы доказали, что ___( языковое явление) играют весьма важную роль в художественном тексте. И нашей общей задачей является изучение  богатства этих выразительных возможностей языка

Задание:

Исходный текст

 (1) Все паровозы были как паровозы, а один был странный. (2) Он всюду опаздывал. (3)Не раз паровозик давал честное, благородное слово: никогда больше не смотреть по сторонам. (4)Однако всякий раз начиналось то же самое. (5)И вот однажды начальник станции ему строго сказал:

(6)- Если ещё раз опоздаете... (7)То …

(8)И паровозик всё понял и загудел:

(9) – Поооследнеее чеестноеее, благородное слооово!

(10)И странному паровозику поверили в последний раз.

(11)Тук-тук – ехал он по дороге. (12)Заметил жеребеночка, хотел поговорить, но вспомнил о честном, благородном слове – и поехал дальше. (13)Много ли ехал, мало ли, но ни разу, ни разу не оглянулся.

(14)И вдруг голос из леса: «Фьють...» (15) Вздохнул паровозик, подумал еще раз и в лес направился.

(16)А пассажиры выглянули в окно и, заметив лес, стали кричать:

(17) – Безобразие, мы же опоздаем!

(18) – Конечно, - сказал паровозик. – (19) И всё-таки на станцию можно приехать и позже. (20)Но если мы сейчас не услышим первого соловья, мы опоздаем на всю весну!

(21)Кто – то пытался возразить, но самые умные кивнули: кажется, он прав. (22) И всю ночь поезд слушал соловьиное пение.

(23) К утру поехали дальше. (24) Много ли, мало ли ехали, но паровозик ни разу не оглянулся. (25)И вдруг нежный запах из рощи. (26)Вздохнул паровозик, задумался еще раз, вздохнул и в рощу направился.

(27) – Безобразие, безобразие! – закричали опять пассажиры. – (28)Опоздаем! (29) Опоздаем!

(30) И вновь паровозик ответил:

(31) – Конечно. (32) И всё-таки на станцию можно приехать и позже. (33) Но если сейчас мы не увидим первые ландыши, мы опоздаем на всё лето!

(34) Кто-то пытался возразить, но самые умные кивнули: кажется, он прав. (35) Сейчас надо собирать ландыши. (36) И весь день поезд собирал первые ландыши.

(37)Только к вечеру поехали дальше. (38) Много ли, мало ли ехали, но паровозик ни разу, ни разу не оглянулся. (39) И вдруг выехали на горку. (40) Взглянул паровозик вдаль и остановился.

(41) – А теперь зачем стоим? – удивились пассажиры. – (42) Ни цветов, ни леса.

(43) – Закат, - только и сказал паровоз. – (44) Закат. (45) И если мы не увидим его, то, может быть, опоздаем на всю жизнь. (46) Ведь каждый закат – единственный в жизни!

(47) И теперь уже никто не спорил. (48) Молча и долго смотрели пассажиры на закат за горкой и уже спокойно ждали паровозного гудка. (49) Но вот, наконец, и станция.(50) Вышли пассажиры из поезда. (51) А паровозик спрятался. (52)»Сейчас, - думал он, - эти строгие дяди и тети пойдут к начальнику жаловаться».

(53) Однако дяди и тети почему-то улыбнулись и сказали:

(54) – Паровозик, спасибо!

(55) А начальник станции немало удивился:

(56) – Да вы же опоздали на три дня!

(57) – Ну и что, - сказали пассажиры. - (58) А могли бы опоздать на всё лето, на всю весну и даже на всю жизнь.

(59) Ты, конечно, понял смысл моей сказки. (60) Иногда не стоит торопиться.

(61) Если видишь красивое, если видишь хорошее – остановись.

(по тексту Г.Цыферова)

A1.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему пассажиры не пошли жаловаться на паровозик после трёхдневного опоздания на станцию?»

1) Паровозик делал только остановки по требованию пассажиров.
2) Паровозик научил людей видеть красоту окружающего мира.
3) Паровозик очень просил их не жаловаться. 
4) Паровозик сделал подарок каждому пассажиру.

Задание С2

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского лингвиста Л.Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пример компоновки текста сочинения на лингвистическую тему         ( желтым цветом выделены фрагменты из заданий и цитаты лингвиста):

По мнению лингвиста Л.Ю.Максимова,  «при помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения . Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст писателя Г.Цыферова.

В своем небольшом тексте автор повествует о том, как пассажиры не пошли жаловаться на паровозик после трёхдневного опоздания на станцию, потому что паровозик научил людей видеть красоту окружающего мира.

В тексте много абзацных отступов( ключевое слово в цитате лингвиста), которые выполняют различные функции. Например, в предложениях 1,11,34,37 и т.п. использован(ы) абзацные отступы,котор(ые) помогают выделить наиболее важные в композиции теста предложения( выписываем из цитаты функции языкового явления - красной строки).А в предложениях 9, 17,18,54,56 и т.п. заметна другая роль этого языкового явления: отдельные предложения текста- реплики- тоже выделены с красной строки( пишем вторую роль  языкового явления). В устах мастера слова любое языковое явление приобретает образность, яркость, выразительность.

Итак, мы доказали, что абзацные отступы( языковое явление) играют весьма важную роль в художественном тексте. И нашей общей задачей является изучение  богатства этих выразительных возможностей языка.

Обращаем внимание  на смысл цветового разграничения фрагментов теста: зеленым цветом выделены фрагменты клише - «универсальных фраз»,которые можно использовать при написании  новых сочинений по другим тестам, а желтым – фрагменты из заданий к исходному тексту и цитаты  лингвиста, которые присоединяются к клише с соблюдением требований логики и  стилистики.

Остается лишь выразить надежду, что усвоение описанной технологии облегчит задачу как ученику, так и учителю при подготовке к государственной итоговой аттестации.

Хакунова Ж.М., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с.п. Нижний Черек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как писать сочинение на лингвистическую тему

Новая форма ГИА в 9 классе по русскому языку ("три в одном" : тесты, сжатое изложение, сочинение) требуют новых форм подготовки учащихся к этому испытанию. Предлагаю вниманию коллег, перед которыми во...

ГИА Шаблоны для написания сочинения на лингвистическую тему

Материал поможет девятиклассникам подготовиться к экзамену по русскому языку...

Презентация по теме "Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему" для 9 класса

Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года....

Готовимся к ГИА. Как писать сочинение на лингвистическую тему.

Урок -практикум помогает подготовить учащихся к написанию сочинения на лингвистическию тему в формате ГИА.. Алгоритм сочинения, разработанный в виде таблицы, запоминается проще,  также предложен ...

Презентация к урокам русского языка 6- 9 классы "Учимся писать сочинение на лингвистическую тему"

Презентация к урокам русского языка 6- 9 классы  "Учимся писать сочинение на лингвистическую тему" поможет  при написании сочинения на лингвистическую тему на ОГЭ....

ОГЭ. Грамматика. Учимся писать сочинение на лингвистическую тему

Грамматика. Учимся писать сочинение на лингвистическую тему...

Презентация урока на тему "Готовимся к сочинению на лингвистическую тему"

В данном уроке системно, в виде презентации показано, как готовить выпускников 9 класса к написанию сочинения на лингвистическую тему....