Лингвистический анализ текста
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

На основе анализа рассказа Н.Сладкова показать влияние ЛАТ на развитие у учащихся интереса к русскому языку и образного мышления.Урок проводится по требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок 6 класс18.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Слово не простой звук»

(Лингвистический анализ текса)

Цель: учить « читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей …и поэтов» (Л.В.Щерба );

Показать влияние ЛАТ на развитие у учащихся интереса к русскому языку, образного мышления

Задачи: помочь осмыслить идею художественного произведения;

показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели;

способствовать развитию лингвистических способностей учащихся, восприимчивости образного строя речи;

учить оценивать изобразительно- выразительные средства языка, понимать эстетическую ценность художественного произведения.

Ход урока

Слово учителя:

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озеры,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

Прекрасное стихотворение Н. Рыленкова призывает нас всмотреться и вслушаться в скромную русскую природу, чтобы увидеть ее красоту. А мы, ребята, сегодня на уроке будем всматриваться и вслушиваться в слова другого автора Н.Сладкова .Мне бы хотелось, чтобы вы поняли, что слово не пустой звук, а за каждым словом стоит глубокая мысль, которую хочет донести до нас автор.

Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Мальчику очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, он очень хотел постигнуть его тайны. Коля стал с упоением читать самые разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в свой дневник, в "Тетрадь наблюдений", который начал вести во втором классе. Постепенно в дневнике место коротких записей стали дополнять истории из жизни лесных обитателей. К тому времени лес давно уже стал для него настоящим добрым другом

Чтение текста Н.Сладкова «Деревья».

Работа с текстом

  1. Как озаглавить текст?
  2. Почему выбрали такое название?
  3. А каким термином мы обозначим то, о чем говорится в тексте? (Тема)
  4. А, действительно ли, это связный текст и или просто набор разных предложений?

(предложения связаны по смыслу)

       5.Определим стиль текста (художественный)

6. Признаки худ.стиля.(Картина изображается с помощью средств выразительности)

7.Тип речи (повествование)

8.Докажите, что повествование.(глаголы)

9.Учитель: я уже сказала, что слова несут в себе какую-то информацию. Которая на поверхности не лежит. Попробуем доказать это. Обратимся к первому предложению.

Как вы думаете, кто входит в лес? (Автор)

-Автор вроде бы пишет о себе. Но в каком лице стоят глаголы? (2 лицо) Местоимение ТЫ. А кто же тогда этот ТЫ? К кому обращается автор?

Мы для него чужие люди? ДА.Странно, а почему ТЫ?

Кого мы называем НА ТЫ?(родных, друзей)

Значит автор считает нас своими друзьями.А друг всегда поймет друга и прислушается к его советам

Вот видите, мы обратили внимание всего на три глагола во 2 лице. Какую важную авторскую мысль они донесли до нас.

Рассмотрим другие глаголы, покачиваются, дышат, гудят, лопочут. О ком идет речь?

Речь идет уже о деревьях.

В каком значении употреблены глаголы?(В переносном)

А что этим хочет сказать автор? (Они живые,Они как люди)

Найдите еще слова в переносном значении, доказывающие, что деревья тоже как люди

Наречия        Существительные              Прилагательные

Грозно        тело        теплые

ласково        язычками        живое

        плечо        гладкое

        в пупырышках        скользкое

        изборожденное

        изморщиненное

Итак, какое средство выразительности является в тексте основным? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

Кроме олицетворения, какие средства есть еще? (Сравнения,Эпитеты)

С какой целью использованы эти средства?

Сделать изображение более ярким, убедительным, чтобы мы поверили, что деревья живые.

Но не только слова говорят нам об этом. Обратимся к звукам. Какой звук повторяется чаще других?(Ш) Какие же мысли у вас рождаются?

Как называется прием использования согласных? (Аллитерация)

Итак, мы не только видим деревья, но и слышим их

Определим вид связи предложений(параллельная) Что означает параллельная связь?

Предложения связаны по смыслу.

Значит для автора важен прежде всего смысл рассказа

А каков же он? Найдем ключевые слова: деревья-старые друзья-тело живое-плечо друга.

Лексический повтор закрепляет мысль о том, что деревья- друзья. Главную мысль мы можем определить по ключевым словам.

Деревья- друзья автора. Но и наши друзья, потому что мы друзья Сладкова

Обратимся к последнему абзацу?1 предложение. СМЫСЛ живем рядом,как настоящие друзья,поддерживаем друг друга. 2 предл.

Почему хочется пожать руки? Потому, что человек без деревьев прожить не сможет.

Рефлексия

Что для себя поняли?

Познакомились с небольшим текстом.В нем немного слов.но за каждым словом –глубокая мысль.

Домашнее задание:Сочинение «Путешествие желтого листочка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе

Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Лингвистический анализ текста в 10 классе

Разработка урока русского языка в 10 классе. Урок развития речи. Лингвистический анализ текста....

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.

Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка  и литературы при дальнейшем создании своего текста....

Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)

Элективный курс составлен  для  учащихся 9 класса основной школы,  интересующихся творчеством Солоухина  и проявляющих интерес к  литературоведению. Он может помочь одарённым ...

Лингвистический анализ текста. Урок русского языка в 6 классе

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Лингвистический анализ текста"...

Часть В. Лингвистический анализ текста

Презентация содержит разбор заданий части В по направлению "Лингвистический анализ текста" для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку....