Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Коновалова Лариса Абрамовна

Повторение пройденного по теме: «Имя существительное»

Деятельностная цель: организация работы в парах для открытия и закрепления нового материала.

Планируемые результаты: учащиеся сформируют  представление о способе выбора написания О-Е после шипящих в окончаниях существительных; научатся  определять написание О-Е комментировать условия написания; смогут на практике применять теоретические знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rya_5.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Тема: Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Повторение пройденного по теме: «Имя существительное»

Деятельностная цель: организация работы в парах для открытия и закрепления нового материала.

Планируемые результаты: учащиеся сформируют  представление о способе выбора написания О-Е после шипящих в окончаниях существительных; научатся  определять написание О-Е комментировать условия написания; смогут на практике применять теоретические знания.

личностные УУД: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; следование в поведении моральным и этическим требованиям;

-регулятивные УУД: понимать и строить планируемые действия; проговаривать вслух последовательность производимых действий.

- коммуникативные УУД: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- познавательные УУД: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.

Извлекать нужную информацию.

Оборудование урока: компьютермультимедийный проектор, доска, тетрадь, ватманы, маркер.0

  • Изучить правило о написании букв О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
  • Научиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой
  • Научиться графически обозначать орфограмму, объяснять правописание букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Ход урока

1. Оргмомент (цель: организовать направленное внимание на начало урока, создать положительный настрой учащихся на урок).


Добрый день, добрый час!
Рада видеть очень вас!
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели

Ребята, сегодня урок русского языка у вас проведу я

Зовут меня Лариса Абрамовна,

На бейджиках вижу  ваши имена

2. Эпиграф

Мы живем в стране российской, Признаем язык английский,

Итальянский, датский, шведский И японский признаем,

Но в родном краю по-русски Пишем, думаем, поем

(Сергей Михалков)

Да, ребята, мы сегодня на уроке действительно будем не только писать и думать, но и петь  

- Ребята, я к вам приехала из Елабуги, которая расположена на берегу большой реки Кама, а ПОСЕЛОК ГОРОДСКОГО ТИПА  Богатые Сабы расположен на реке …..

Летом наши края утопают в зарослях благоухающих….  ландыш…й

Берегов рек не видно за двухметровым….     камыш…м

- выделите морфемы корень и окончание

- проставьте ударение

- объясните ваш выбор гласной в окончании имени существительного

- основа данных существительных оканчивается звуком ….. (шипящим)

- какие шипящие звуки вы знаете (Ж, Ш, Щ, Ч и Ц)

- может быть, кто-нибудь догадался, какая у нас сегодня тема урока?

Объясните, когда после шипящих и Ц в существительных пишется О, когда Е

Вы совершенно правы:

У вас на столах листы исследования, так как сегодня мы с вами будем проводить научные исследования и его результаты фиксировать.

Запишите, пожалуйста, в листах исследования тему урока,    тема урока – это и есть  тема нашего исследования

«Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

- Ребята, а какие цели мы поставим перед собой?

Молодцы, правильно мы должны узнать условия выбора букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, научиться приводить соответствующие примеры

 Эти знания необходимы нам для грамотного письма.

Правило

 

Можно правило, конечно, из учебника узнать,
Я же предлагаю вам понаблюдать и самим правила составлять,

Затем в листы исследования их записать

Что получилось у вас, демонстрируем,
Правило новое мы формулируем.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали

  • Две сестрицы – две руки, левая и правая,
  • Рвут на грядке сорняки левая и правая.
  • Две сестрицы – две руки, левая и правая,
  • Воду моря и реки загребают, плавая.
  • Две сестрицы – две руки, левая и правая,
  • Стряхивают капельки, левая и правая
  • Две сестрицы – две руки, левая и правая,
  • Хлопают в ладоши, левая и правая

- И у вас, и у нас готовятся к большому событию 70-летию Победы. На прошлой неделе труженицам тыла вручили юбилейные медали. Они не воевали, а трудились на благо нашей Родины в тылу.

- Ребята, смотрите, какие профессии осваивали ваши бабушки и прабабушки в суровые годы войны, ведь им тогда приходилось взрослеть очень быстро:

                     сторож                                     врач

                     труженица                               мудрец

                     земледелец                             продавец

                     живописец                              трубач

Составьте словосочетания на ромашке

            1 ромашка                                     2 ромашка

                     сторож                                     врач

                     труженица                               мудрец

 Быть           земледелец                 Стать   продавец

                     живописец                              трубач

Проверьте работу товарища, напротив правильного

ответа поставьте «+», а неправильного – «-»                                 «+», «-»

Проверим, прочитайте, что у вас получилось, какие морфемы выделили?

Скажите, когда мы будем писать о,  а когда е в окончании имени существительного?

- Ребята, мы с вами тоже трудимся на благо нашей Родины, и труд наш тоже важен и почетен.

- Как вы думаете, в чем заключается наш с вами труд?

- Да, это учеба, и хорошая учеба. 

                                           

Ведь прочные знания нам пригодятся на экзамене.


Запомните девиз такой!

- ОГЭ – экзамен непростой, но мы справимся с тобой!

Укажите слово, в котором пропущена буква О                      «+», «-»

  1. Пейзаж…м
  2. Морозц…м
  3. Шалаш…м

Укажите слово, в котором пропущена буква Е

  1. Тираж…м
  2. Солнц…м
  3. Лапш…й

- Ребята перед вами листы исследования, запишите, что вы узнали на уроке, чему научились

(самостоятельная практическая работа ребят)

проверка работы

Что у вас получилось, нам покажите, о своей работе расскажите

(пара ребят выходит к доске и рассказывает, что у них получилось)


Оценивание работы учащихся

Оцените свои знания.

-Если вы поняли тему урока, не допустили ни одной ошибки, заслужили оценку «5»,

 возьмите и поднимите

весёлый смайлик:

 - А если вы допустили небольшие недочеты, заслужили оценку «4»

 поднимите вот этот смайлик: 

А «пятерки» заслужили?

Чем гостей вы удивили?

Что вы делали, что писали?

Что вы нового узнали?

А раз пятерки заслужили

Тогда спеть вам не проблема

Тихо встали, и споём

Всё о том, что изучали,

За что «пятёрки» получали! 

Песня на мотив «Чему учат в школе»

Окончанья подбирать, ударенья проставлять,

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

И ударный О писать, в окончаньи выделять,

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

И ударный О писать, в окончаньи выделять,

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Безударный Е писать, в окончаньи выделять,

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Крепко Родину любить и воспитанными быть,

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.  

Крепко Родину любить и воспитанными быть,

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.  

Ребятам непременно, нужна ведь перемена

 «Билетик на выход». Ребята, приклейте свои ромашки к знаменательной дате, самой важной в этом году


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

В процессе работы на уроке ребята  узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...

Урок по теме "Правописание О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных". 5 класс

Сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию о литературном процессе, жизни и творчестве писателя, особенности художественного произведения, изложить учащимся свод правил, необхо...

Конспект урока "Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

Конспект урока изучения нового материала в 5 классе с использованием перфопапок....

План-конспект урока по ФГОС на тему: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

Урок для 6-го класса с разработкой технологической карты по данной теме...

Технологическая карта урока на тему: Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных

На уроке были использованы   элементы технологии проблемного обучения, технологии РКМЧП  и элементы игровой технологии. Урок направлен на организацию познавательной и регулятивной деяте...