Сложное предложение с хамелеоном Паскалем в 6 классе
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Жикулина Кристина Петровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_s_paskalem_.docx98.37 КБ
Файл russkiy_yazyk_s_paskalem_.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Составитель: Жикулина К. П.

Класс: 5

Тема: Сложное предложение

Подтема: Знаки препинания в сложном предложении

Примечание: Данный урок предназначен для индивидуальных занятий или занятий в малых группах.

Паскаль направляет ребёнка и не даёт ему заскучать. Читаем за персонажа его слова:

« Привет! Меня зовут Паскаль.

Я  - хамелеон. Люблю русский язык

и буду помогать тебе

изучать его вместе со мной.

Давай дружить!»

  • Повторение / Вспоминаем

Ребенок должен ответить на вопрос:

Ты помнишь что такое сложное предложение?

Вместе повторяем и записываем:

  • Сложное предложение – это предложение, которое имеет две или более грамматические основы.

Отвечаем на второй вопрос:

Что такое грамматическая основа?

Вместе повторяем и записываем:

  • Грамматическая основа предложения – это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого, или одного из них.

Раздаём отдельно на листах четыре предложения. Ученик должен рядом написать какое оно? Сложное или простое.

  1. Сегодня я читал книгу целый день. (простое предл.)
  2. Сегодня утром зашумели машины, взрослые пошли на работу, дети пошли учиться. (сложное предл.)
  3. Моя подруга вошла в комнату, когда я делал домашнее задание. (сложное предл.)
  4. Я всегда помогаю другим, если они просят меня об этом. (сложное предл.)

После того, как ученик проставит на листе ответы, сравниваем результаты со слайдом.

Читаем за персонажа Паскаля:

«Какой ты молодец!

А ты можешь придумать два своих сложных предложения?

Давай попробуем.»

Ученики выполняют задание хамелеона Паскаля (устно).

Если у учителя есть желание выполнить задание письменно, то ученики записывают свои предложения в тетрадь, потом зачитывают.

Учитель читает за Паскаля:

«Ух ты! Что-то новое?

Давай прочитаем правило, а потом потренируемся?»

Сначала ученики читают правило самостоятельно, потом разбирают его вместе с учителем.

Правило:

В сложном предложении две и более грамматические основы. В составе сложного предложения могут находиться два простых, которые соединены с помощью союзов.

Например: Улетают журавли, и осенние облака заволакивают небо.

Союзы в сложных предложениях делятся на две группы:

Сочинительные            Подчинительные

         и, а, но                          если, что, чтобы,

                                                когда, потому что

После подробного ознакомления с правилом, преступаем к тренировке.

Записываем информацию о каждом союзе и пример, под каждым союзом ученики записывают в тетрадь свои примеры.

Сочинительные союзы:

  • Союз и

В сложном предложении перед союзом и всегда ставится запятая.

Например:  Жара меня утомила, и я заснул мертвым сном.

  • Выделите грамматические основы в примере.
  • Придумайте свой пример с союзом и.
  • Союз но

Перед союзом но всегда ставится запятая.

Например: Я долго звонил своему другу, но никто мне не ответил.

  • Выделите грамматические основы в примере.
  • Придумайте свой пример с союзом но.
  • Союз а

Перед союзом а всегда ставится запятая.

Например: Ветер сильно дул, а трава колыхалась.

  • Выделите грамматические основы в примере.
  • Придумайте свой пример с союзом а.

Подчинительные союзы:

  • Союз если

Перед союзом если всегда ставится запятая.

Например: Я пойду гулять, если погода будет хорошая.

  • Выделите грамматические основы в примере.
  • Придумайте свой пример с союзом если.
  • Союз когда

Перед союзом когда всегда ставится запятая.

Например: Мне захотелось спать, когда я смотрел скучный фильм.

  • Выделите грамматические основы в примере.
  • Придумайте свой пример с союзом когда.
  • Союз что

Перед союзом что всегда ставится запятая.

Например: Мы знаем, что зимой всегда идёт снег.

  • Выделите грамматические основы в примере.
  • Придумайте свой пример с союзом что.
  • Союз чтобы

Перед союзом чтобы всегда ставится запятая.

Например: Я позвонил маме из кино, чтобы она не волновалась.

  • Выделите грамматические основы в примере.

Придумайте свой пример с союзом чтобы.

  • Союз потому что

Перед союзом потому что (перед словом потому) всегда ставится запятая.

Например: Моя подруга не пьёт кофе, потому что она его не любит.

  • Выделите грамматические основы в примере.
  • Придумайте свой пример с союзом потому что.

После тренировки и отработки правила, записываем домашнее задание.

 Учитель читает слова Паскаля:

«Как много нового мы узнали, правда?

Теперь нужно это всё выучить и запомнить,

а поможет нам в этом домашнее задание.»

Домашнее задание записывают в тетрадь вместе с примером выполнения:

  • Написать 8 сложных предложений с разными союзами, которые мы сегодня изучали. Подписать напротив каждого предложения название союза: сочинительный или подчинительный. Выделить в предложениях грамматическую основу.

Пример:

Я люблю русский язык, потому что он помогает мне быть грамотным. (подчинительный союз)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложное предложение Знаки препинания в сложном предложении. Синтаксический разбор сложного предложения. Учебная программа Жикулиной К.П. 2 урока

Слайд 2

Урок первый Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.

Слайд 3

Привет! Меня зовут Паскаль. Я – хамелеон. Люблю русский язык и буду помогать тебе изучать его вместе со мной. Давай дружить. Ты помнишь что такое сложное предложение? Сложное предложение – это предложение, которое имеет две или более грамматические основы. Что такое грамматическая основа? Грамматическая основа предложения – это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого, или одного из них. П О В Т О Р Е Н И Е

Слайд 4

Найди среди примеров сложные предложения. 1) Сегодня я читал книгу целый день. (Простое предл .) 2) Сегодня утром зашумели машины, взрослые пошли на работу, дети пошли учиться. (Сложное предл .) 3) Моя подруга вошла в комнату, когда я делал домашнее задание. (Сложное предл .) 4) Я всегда помогаю другим, если они просят меня об этом. (Сложное предл .) Какой ты молодец! А ты можешь придумать два своих сложных предложения? Давай попробуем.

Слайд 5

Правило Ух ты! Что-то новое? Давай прочитаем правило, а потом потренируемся? В сложном предложении две и более грамматические основы. В составе сложного предложения могут находиться два простых, которые соединены с помощью союзов. Например: Улетают журавли, и осенние облака заволакивают небо. Союзы в сложных предложениях делятся на две группы Сочинительные Подчинительные и, а, но если, что, чтобы, когда, потому что

Слайд 6

Сочинительные союзы Союз и В сложном предложении перед союзом и всегда ставится запятая. Например: Жара меня утомила, и я заснул мертвым сном. Выделите грамматические основы в примере. Придумайте свой пример с союзом и . Союз но Перед союзом но всегда ставится запятая. Например: Я долго звонил своему другу, но никто мне не ответил. Выделите грамматические основы в примере. Придумайте свой пример с союзом но. Союз а Перед союзом а всегда ставится запятая. Например: Ветер сильно дул, а трава колыхалась. Выделите грамматические основы в примере. Придумайте свой пример с союзом а.

Слайд 7

Подчинительные союзы Союз если Перед союзом если всегда ставится запятая. Например: Я пойду гулять, если погода будет хорошая. Выделите грамматические основы в примере. Придумайте свой пример с союзом если . Союз когда Перед союзом когда всегда ставится запятая. Например: Мне захотелось спать, когда я смотрел скучный фильм. Выделите грамматические основы в примере. Придумайте свой пример с союзом когда.

Слайд 8

Союз что Перед союзом что всегда ставится запятая. Например: Мы знаем, что зимой всегда идёт снег. Выделите грамматические основы в примере. Придумайте свой пример с союзом что . Союз чтобы Перед союзом чтобы всегда ставится запятая. Например: Я позвонил маме из кино, чтобы она не волновалась. Выделите грамматические основы в примере. Придумайте свой пример с союзом чтобы . Союз потому что Перед союзом потому что (перед словом потому ) всегда ставится запятая. Например: Моя подруга не пьёт кофе, потому что она его не любит. Выделите грамматические основы в примере. Придумайте свой пример с союзом потому что .

Слайд 9

Как много нового мы узнали, правда? Теперь нужно это всё выучить и запомнить, а поможет нам в этом – домашнее задание. Домашнее задание Написать 8 сложных предложений с разными союзами, которые мы сегодня изучали. Подписать напротив каждого предложения название союза: сочинительный или подчинительный. Выделить в предложениях грамматическую основу. Пример: Я люблю русский язык, потому что он помогает мне быть грамотным. (подчинительный союз)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-проекта по русскому языку «Сложное предложение» (для учащихся 5-го класса)

Метод проекта  использовался на уроке, когда теоретический материал нужно свести воедино, уяснить и проверить сте...

Урок "Сложные предложения с союзами" в 5 классе

Даётся  понятие сложного предложения; отрабатывается  умение находить количество основ в  сложном предложении, отличать простое предложение от сложного...

«Бессоюзные сложные предложения» (обобщающий урок в 9 классе по русскому языку)

Повторительно-обобщающий урок по БСП с презентацией и приложениями...

Задание к уроку ,,Бессоюзное сложное предложение” (по материалам литературы 9 класса).

Подобраны предложения, в которых необходимо расставить знаки препинаний. Ниже даны варианты предложений со знаками препинаний для проверки....

Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 8 – 9 классов (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

Карточки по русскому языку составлены на основе произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Карточки предназначены для обучающихся 8 - 9 классов. Материал поможет учащимся закрепить знани...

Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 5 – 6 классов (Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»)

Карточки по русскому языку предназначены для обучающихся 5 - 6 классов. Материал составлен на основе произведения Ф.А. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла". Карточки помогут закрепить знан...