Урок по реквиему
рабочая программа по русскому языку на тему

Иванюта Евгения Валентиновна

Урок по реквиему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rekviemu.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Иванюта Евгения Валентиновна,

 учитель русского языка и  литературы

МБОУ «Гиагинская СОШ  № 2  им. А. Асеева и Ю.Голикова»

Трагедия личности и трагедия народа в поэме

А. А. Ахматовой «Реквием»

Цели: 

  • развивающие

-учить понимать, формулировать авторскую мысль, оценивать её значимость  в контексте времени;

-  совершенствовать навыки погружения в литературное произведение, его глубинного  анализа, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами истории страны, библейскими  мотивами,  биографией  автора, - с тем, что непосредственно  связано с  произведением;

-  формировать умение  понять, воспринять и объяснить творческую лабораторию поэта: видеть  и толковать своеобразные ахматовские образы-символы, ключевые слова, поэтические тропы  (метафоры, эпитеты, сравнения), стилистические фигуры (анафоры, перекличка заголовков стихов);

-развивать способность воспринимать литературный процесс  в культурном пространстве, взаимосвязанный, обогащающий поэтические личности.

  • Воспитательные

 -  способствовать воспитанию  патриотизма: чувства сопричастности к судьбе своего народа, своей страны, памяти и уважения к прошлому, истории. Воспитание гражданского мужества на примере судьбы и творчества Ахматовой;

-через  духовно-эмоциональное восприятие «Реквиема» - к чувствам сострадания, сочувствия.

  • Образовательные 

- продолжить знакомство  учащихся с личностью Ахматовой, своеобразием её «Реквиема»;  обратить внимание учеников на   приметы времени, показать, как история страны переплавляется  в своеобразные  ахматовские художественные образы;

- обеспечить  представление о страшном периоде массовых репрессий в истории  России,  трагической  судьбе  поэта в сталинское время.

Методы обучения – работа по слайдам  презентации; беседа по проблемным вопросам; «В творческой лаборатории поэта» - исследовательский  анализ  отдельных стихотворений «Реквиема»; экскурсы в библейские тексты  и  к историческим  аналогиям, решение проблем.

Тип урока - комбинированный.

  1. Через анализ лиро-эпического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэтессы в раскрытии темы произведения.
  2. Развивать у учащихся навыки постижения и восприятия поэмы Ахматовой, соотнесения их со своими внутренними представлениями.
  3. На примере поэмы А.Ахматовой воспитывать любовь к Родине, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.

Оборудование: 

  1. «Реквием» Моцарта (аудиозапись)
  2. Репродукция картины В.Сурикова «Утро стрелецкой казни».
  3. Аудиозапись «Реквиема» в исполнении А. А. Ахматовой.
  4. Тексты поэмы «Реквием»
  5. Портреты Ахматовой в форме презентации и на доске.
  6. Цитата из «Откровения Иоанна Богослова» (запись на доске)

« И небо скрылось, свившись в свиток, и всякая гора,

И остров двинулись с мест своих».

Ход урока.

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью был…

А.Ахматова.

I. Орг.момент.

Звучит аудиозапись « Реквием» Моцарта.        

Сегодня на уроке мы познакомимся с поэмой А. Ахматовой «Реквием».

Цель урока: проследить, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия поэта, как история страны преломляется и отражается в  творчестве А. А. Ахматовой.

II. Мотивационное начало урока.

1. История создания поэмы.

Прежде чем перейти к истории создания поэмы, объясним лексическое значение слова «реквием».

Выступление ученика с сообщением «Реквием как музыкальное произведение»

Слово учителя:

Над лирическим циклом «Реквием» А.Ахматова работала в 1934-1940гг и в начале 60-х годов. Более 20 лет поэму знали наизусть, держали в памяти люди, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка. Эта поэма не была издана и опубликована в те годы. В 1963 году без согласия автора поэму опубликовали в Мюнхене. В России поэму впервые напечатали в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год.

2. Слово учителя.

Итак, реквием – это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страдания умирала душа. Обратимся непосредственно к тексту поэмы.

III. Работа учащихся по теме урока.

Прослушивание аудиозаписи Реквиема - «Вместо предисловия»

- Прозаический отрывок «Вместо предисловия» - очень важный для понимания всей поэмы: это завещание, наказ поэту «это … описать».

- Какие строчки из части « Вместо предисловия» подтверждают, что это было страшное время?  (В страшные годы ежовщины….., семнадцать месяцев в тюремных очередях, …там говорили все шепотом…)

- Какой факт из биографии А.Ахматовой был положен в основу поэмы? (В тридцатые годы по ложному обвинению был арестован сын Анны Ахматовой, Лев Гумилев). Презентация

Следующая часть поэмы «Посвящение».

- Отметьте строчки, передающие меру материнского горя.

- Сравните эти строки со словами из Апокалипсиса « Иоанна Богослова».

Почему А. Ахматова использует апокалипсическую картину?

(Апокалипсис – это конец света. Знаком Апокалиптического мира является здесь образ застывшей, остановившей течение своих вод "великой реки" -  Невы, на берегах которой разворачиваются события «Посвящения»)

- В «Посвящении» есть словосочетание «каторжные норы». С какой целью А.Ахматова включила цитату из Пушкина? (Ахматова намеренно вызывает ассоциацию с декабристами. Они страдали за высокую цель, а за что страдают, гибнут или идут на каторгу современники А. Ахматовой? Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, отсюда и появляются в поэме слова о «смертельной тоске».)

- А теперь ответьте, какое местоимение использует здесь А. Ахматова? Почему? ( Местоимение «мы». Говоря о личном, Ахматова становится как бы голосом всех страдающих матерей.)

- Какие художественные средства помогают создать настроение, которым проникнуто «Посвящение»? (эпитеты, сравнения: постылый скрежет, тяжелые шаги, одичалой столице, смертельная тоска и др.)

- Итак, кому же посвящается поэма?

( Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и духовных сил и жили лишь надеждой.)

А сейчас я назову вам слово, а вы мне скажете, какие ассоциации, какие картины оно у вас вызовет. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться, не отвлекаться, и то, что сразу возникнет в вашем воображении, вы мне опишете. Итак, это слово – Родина.

(сообщение учащихся.)

- Какая Родина изображена у А. Ахматовой?

(читаем «Вступление»)

( Родина - живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами «черных Марусь»)

- Какие приметы времени изобразила здесь А. Ахматова? (Болтался…возле тюрем…Ленинград…, шли…осужденных… полки…, черные маруси (автомобили НКВД)

Вывод: «Вступление» - это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время действия.

Переходим к 1 главе.

- Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося? (момент ареста сына;  … как на выносе шла…, смертный пот на челе…)

- Почему А. Ахматова обращается в историю, использует образ стрелецкой женки? Что вы помните о стрельцах?

(Ученик: сообщение о казни с опорой на репродукцию картины «Утро стрелецкой казни».) Презентация

Вывод: Обращение к образу стрелецкой женки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.

Читаем II и III главы.

Опишите картину, которая возникает у вас. Почему?

(Много повторов. Неотвязная мысль, сводящая с ума. « Тень», а не человека, женщину, которая не может больше страдать и, в поисках спасения видит себя глазами «месяца» - как бы из другого мира.)

Читаем IV главу.

- Что происходит с героиней?

(Осознан приговор судьбы. Впереди только безумие и смерть, происходит раздвоение личности.)

 

Слово  учителя.

- Конечно, А. Ахматова не могла в точности знать, что творится за тюремными стенами. Оттуда очень редко возвращались.… Но она предчувствовала это, оттого так и страдала.

Перечитаем и проанализируем  V главу.

- В начале главы обилие глаголов, под конец глаголов почти нет.

Сделайте вывод.  (Попытка спасти сына, что-то сделать сменяется оцепенением, пониманием полной безысходности и потому бездействием)

В VI главе льются тихие строчки колыбельной сыну. (Народные мотивы очень сильны в поэме – использование элементов колыбельной помогает это увидеть)

Перечитаем VII-IX главы.

Опишите ваши впечатления, мысли о прочитанном, начиная с фразы:

«Когда я читаю VII- IX главы» «Реквием»….

(… Я вижу мать, обезумевшую от горя. Она жаждет смерти, готова принять ее в любом виде. У нее нет больше сил сопротивляться безумию.)

- Прочтите название X главы. С чем оно связано? (эпизод казни Христа)

- Почему именно этот сюжет из Библии использовала А. Ахматова?

- Одинаковы ли страдания матерей и сыновей?

( трагедия народа велика, оно вызывает в памяти страшное преступление - распятие Христа. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери.

В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убивают. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребенка. Личная трагедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей в пространстве России и во времени.)

Обратимся к эпилогу.

Слово учителя.

Это самая длинная часть в поэме. В ней представлена истерзанная душа народа: одна половина его в тюрьмах – это мужчины: отцы, мужья и сыновья; другая – в тюремных очередях, это матери, жены, сестры. Здесь дан обобщенный портрет матери.

Во II части эпилога идут твердые, как железо, двустишия с мужскими рифмами, которые свидетельствуют о спокойности, непреклонности и победительной силе женщины-поэта. И потому она достойна монумента, этого воплощения памяти, несгибаемости. Продолжая традиционную в русской поэзии тему памятника, А. Ахматова трактует ее очень ярко, мощно:

(читаем со слов) А если когда- нибудь в этой стране….

Презентация 

Эпиграф написан в 1961году. На протяжении 30 лет своей жизни А. Ахматова постоянно обращалась к поэме «Реквием». Нигде в поэме не звучит мотив возмездия, мести. Страшным обвинением эпохе беззакония и бесчеловечности является вся поэма. Так же она посвящена безвинно погибшим и рассказана как бы в полголоса. Так говорят на похоронах и поминках.

Вывод

Поэма «Реквием» - поэтический памятник гражданскому мужеству поэта, осмелившейся рассказать трагическую правду о времени и о себе.

III.Закрепление

Написать 5-10  предложений о  Родине  Ахматовой «После прочтения «Реквиема».

        (Работа идёт на фоне «Реквиема» Моцарта).

IV. Итоги урока.

Обобщение: 

  1. Поэма создавалась в нечеловеческих условиях, в «страшные годы ежовшины».
  2. Именно им «невольным подругам… двух осатанелых…» посвящается поэма «Реквием».
  3. Во «Вступлении» уже прорисовывается конкретное время действия: Ленинград, страна - не Советский Союз, а все-таки «безвинная Русь».
  4. Лирическая героиня поэмы ищет утешения у смерти, великая скорбь, однако, делает ее как бы новой богоматерью.
  5. Истоки зла, которые взяли в стране верх, уходят в историю, масштабы трагедии расширяются обращением к образам Христа и Богоматери, к библейскому сюжету.
  6. Ахматова показала ад XX века. Устами поэта гласит 100 - миллионный народ.
  7. В эпилоге звучит тема памятника, который может быть поставлен конкретному человеку с реальной биографией, личное горе которого в то же время символизирует громадное народное горе.

В своей поэме А. Ахматова описала достаточно образно и зримо эпоху, в которую суждено было страдать народу. Героиня осознала свое единство с народом, обрела силы женщины, разгадавшей свое высокое предназначение. Это памятник материнскому страданию.

Домашнее задание 

Домашнее сочинение по лирике Цветаевой или Ахматовой. Анализ избранного стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я была тогда с своим народом..." Урок по поэме А.Ахматовой "Реквием" 11 класс

Данная работа представляет собой подробную разработку урока (2 часа), предлагает комплексный подход к изучению произведения. Aнализ поэмы А.Ахматовой "Реквием" позволяет обнаружить глубокую взаимосвяз...

ТЕМА УРОКА: "В мой жестокий век восславил я свободу..." "Реквием ".А.Ахматова."

ЦЕЛИ УРОКА:         Методическая цель: освоение метода проведения урока - дискуссии.          Учебная цель:1....

Урок-размышление в 11 классе по поэме А.А.Ахматовой "Реквием"

Тема: Поэма А.А.Ахматовой «Реквием» в контексте творческого пути поэтессы.Цель: знакомство с поэмой А.А.Ахматовой «Реквием.Задачи: 1) продолжить обучение анализу жанрового своеобразия поэмы от общего ...

Презентация к уроку литературы "Трагедия поэта и народа в поэме А. Ахматовой "Реквием"

Презентация содержит материал к уроку литературы в 11 классе "Трагедия поэта и народа в поэме А. ахматовой "Реквием". В презентации представлены проблемные вопросы для анализа текста, а также обобщени...

Урок по теме "Трагическая хроника эпохи в поэме А. А. Ахматовой "Реквием"

Урок по теме "Трагическая хроника эпохи в поэме А. А. Ахматовой "Реквием"...

Презентация к уроку по поэме А. А. Ахматовой "Реквием"

Урок литературы в 11-м классе “Проблематика поэмы А. Ахматовой "Реквием" и ее воплощение в произведении" является вторым в теме “Поэзия Анны Ахматовой”. На предыдущем занятии учащиеся получили предста...

Урок-творческая мастерская Поэма А.А. Блока - «гимн или реквием… »?

Урок литературы по обобщению темы: "Поэма А.Блока "Двенадцать" с использованием технологии "творческая мастерская"...