Брейн-ринг "Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Овчинникова Татьяна Николаевна

 данную разработку можно использовать при изучении темы "Имя существительное"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-игра

Брейн-ринг по теме «Имя существительное»

Цели урока: в игровой форме обобщить изученное по теме «Имя существительное»;

способствовать развитию речи учащихся; воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: словари, портреты языковедов (Даль, Ожегов, Бодуэн де Куртене).

Слово учителя: Ребята, этот урок покажет нам, как мы усвоили тему «Существительное»; умеем самостоятельно добывать знания, работая с энциклопедиями и справочниками. Такую работу вы выполняли дома.

Правила игры: в каждом туре игра идет до 3-х очков.

Время размышления - 1 минута Команда, не отвечающая на

вопросы, выбывает из игры. Победительницей будет признана

команда,  одержавшая  победу в последнем туре.  А теперь -

жеребьевка. Игра начинается.

Вопросы для игры.

  1. Превратите слово «мел» в мелкое место, «угол» - в топливо, «шест» - в число, (сделать мягким конечный согласный: мель, уголь, шесть)
  2. Как называют жителей Пскова Уфы, Томска Курска Тулы? (псковичи, уфимцы, томичи, куряне, туляки)
  3. Назовите суффиксы, которые образуют только существительные.

(-тель, -ник, -ск, -к-) Образуйте несколько существительных с этими суффиксами.

  1. Являются ли однокоренными слова гимн, гимнаст, гимназия, гимнастерка? (Нет. Гимн - торжественная песня, символ, гимнаст - спортсмен, занимающийся гимнастикой, гимнастерка - верхняя рубашка, военная форменная рубашка, гимназист -учащийся гимназии.)
  2. Существительные - самые частотные слова.  Сколько существительных приходится на каждые 100 слов в предложении в среднем? (40 существительных, глаголов -26)
  3. Распределите данные существительные в те разделы, в которых они изучаются: Антон, Азовское море, Бунин, Альпы, Ольга Николаевна Подмосковье, Анды, Илышат, Петергоф, (ономастика - Антон, Бунин, Ольга Николаевна, Илыпат; топонимика -  Азовское море, Альпы, Подмосковье, Анды).

7.        Какая морфема в русском языке указывает на остатки форм двойственного   числа?   (дву   -     двужильный,    двубортный, двурушник, двуколка)

8.        Приведите примеры функциональных омонимов
(функциональные омонимы - это родственные по
происхождению слова, которые звучат одинаково, но относятся
к разным частям речи).

Портной мастер - хороший портной. Больной ребенок - больной задержался.

9.        Случайно ли совпадение первого слога в словах «компот» и
«композитор»? Аргументируйте вашу точку зрения.

10.        Запишите ряды из четырех слов. Три слова в каждом ряду
можно объединить по какому-то языковому признаку. Назовите
его и вычеркните лишнее слово.

а)        владелец, кормилец, страдалец, наглец;

б)        взгляд, взлом, взнос, взор;

в)        время, лицо, наклонение, спряжение.

11.        Определите существительные несклоняемые, которые могут
сочетаться с прилагательными разного рода.

Кофе, колибри, пианино, кольраби, депо, пальто, эму, фламинго.

(Горячий кофе - горячее кофе, маленький колибри - маленькая колибри)'

  1. Назовите суффиксы, которые помогают образовать отвлеченные существительные (-ость, -от-, -ени-, напр.: доброта и т.д.).
  2. Определите, для каких слов дано правильное этимологическое объяснение, а для каких ошибочное. Дайте самостоятельно объяснение.

А) Раздолье - место, которое из-за его широты можно разделить на много долей (1 балл).

Б) Соловей - птица носит такое название, потому что поет всегда в одиночку, соло (1 балл).

  1. Укажите существительное женского рода: шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь, рояль.
  2. Назовите способ образования существительных: ввоз,  вылет, перелет, запись, разбег, перенос, перегрев.
  3. Можно ли от данных существительных образовать прилагательные: ателье, тире, пюре, фойе, кашне, пенсне. Объясните, почему невозможно.

17.        Образуйте существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами  и  увеличительными         от  данных: дом,  таракан, кулак.

18. Распределите   новообразования,    созданные    писателями.

Определите способ образования. Спрашивалыцик,  дичинка, стихокрад, футуристики.

19.        Станция «Аппетитная» просит Вас записать слова сложные
(пищеварение, картофелечистка, электромясорубка, кофемолка,
соковыжималка, скороварка, овощерезка, хлеборезка,
соковарка).

Станция «Литературная». Запишите сложные слова (летописец, баснописец, Кожемяка, стихоплет).

20.        Сейчас вы услышите сказку, которая поможет нам определить
самых внимательных, сообразительных, наблюдательных.

Задание: а) запиши незнакомое слово, б) назови фразеологизмы, в) назови сложные слова.

(Луноход, водопад, птицелов, репутация - реноме -общественное мнение, сложившееся о ком-либо, о чем-либо)

21.        Вспомните и запишите загадки, отгадки которых являются
сложными словами.

(Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым, а загудит его мотор - глотает он и пыль, и сор (пылесос). Хвостом пьет, а клювом отдает (водопровод).

Подведение итогов.

Хотелось бы, чтобы сегодняшний урок убедил вас, что память, наблюдательность, сообразительность, внимательность нужны, чтобы добывать знания.



Предварительный просмотр:

Урок-игра

Брейн-ринг по теме «Имя существительное»

Цели урока: в игровой форме обобщить изученное по теме «Имя существительное»;

способствовать развитию речи учащихся; воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: словари, портреты языковедов (Даль, Ожегов, Бодуэн де Куртене).

Слово учителя: Ребята, этот урок покажет нам, как мы усвоили тему «Существительное»; умеем самостоятельно добывать знания, работая с энциклопедиями и справочниками. Такую работу вы выполняли дома.

Правила игры: в каждом туре игра идет до 3-х очков.

Время размышления - 1 минута Команда, не отвечающая на

вопросы, выбывает из игры. Победительницей будет признана

команда,  одержавшая  победу в последнем туре.  А теперь -

жеребьевка. Игра начинается.

Вопросы для игры.

  1. Превратите слово «мел» в мелкое место, «угол» - в топливо, «шест» - в число, (сделать мягким конечный согласный: мель, уголь, шесть)
  2. Как называют жителей Пскова Уфы, Томска Курска Тулы? (псковичи, уфимцы, томичи, куряне, туляки)
  3. Назовите суффиксы, которые образуют только существительные.

(-тель, -ник, -ск, -к-) Образуйте несколько существительных с этими суффиксами.

  1. Являются ли однокоренными слова гимн, гимнаст, гимназия, гимнастерка? (Нет. Гимн - торжественная песня, символ, гимнаст - спортсмен, занимающийся гимнастикой, гимнастерка - верхняя рубашка, военная форменная рубашка, гимназист -учащийся гимназии.)
  2. Существительные - самые частотные слова.  Сколько существительных приходится на каждые 100 слов в предложении в среднем? (40 существительных, глаголов -26)
  3. Распределите данные существительные в те разделы, в которых они изучаются: Антон, Азовское море, Бунин, Альпы, Ольга Николаевна Подмосковье, Анды, Илышат, Петергоф, (ономастика - Антон, Бунин, Ольга Николаевна, Илыпат; топонимика -  Азовское море, Альпы, Подмосковье, Анды).

7.        Какая морфема в русском языке указывает на остатки форм двойственного   числа?   (дву   -     двужильный,    двубортный, двурушник, двуколка)

8.        Приведите примеры функциональных омонимов
(функциональные омонимы - это родственные по
происхождению слова, которые звучат одинаково, но относятся
к разным частям речи).

Портной мастер - хороший портной. Больной ребенок - больной задержался.

9.        Случайно ли совпадение первого слога в словах «компот» и
«композитор»? Аргументируйте вашу точку зрения.

10.        Запишите ряды из четырех слов. Три слова в каждом ряду
можно объединить по какому-то языковому признаку. Назовите
его и вычеркните лишнее слово.

а)        владелец, кормилец, страдалец, наглец;

б)        взгляд, взлом, взнос, взор;

в)        время, лицо, наклонение, спряжение.

11.        Определите существительные несклоняемые, которые могут
сочетаться с прилагательными разного рода.

Кофе, колибри, пианино, кольраби, депо, пальто, эму, фламинго.

(Горячий кофе - горячее кофе, маленький колибри - маленькая колибри)'

  1. Назовите суффиксы, которые помогают образовать отвлеченные существительные (-ость, -от-, -ени-, напр.: доброта и т.д.).
  2. Определите, для каких слов дано правильное этимологическое объяснение, а для каких ошибочное. Дайте самостоятельно объяснение.

А) Раздолье - место, которое из-за его широты можно разделить на много долей (1 балл).

Б) Соловей - птица носит такое название, потому что поет всегда в одиночку, соло (1 балл).

  1. Укажите существительное женского рода: шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь, рояль.
  2. Назовите способ образования существительных: ввоз,  вылет, перелет, запись, разбег, перенос, перегрев.
  3. Можно ли от данных существительных образовать прилагательные: ателье, тире, пюре, фойе, кашне, пенсне. Объясните, почему невозможно.

17.        Образуйте существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами  и  увеличительными         от  данных: дом,  таракан, кулак.

18. Распределите   новообразования,    созданные    писателями.

Определите способ образования. Спрашивалыцик,  дичинка, стихокрад, футуристики.

19.        Станция «Аппетитная» просит Вас записать слова сложные
(пищеварение, картофелечистка, электромясорубка, кофемолка,
соковыжималка, скороварка, овощерезка, хлеборезка,
соковарка).

Станция «Литературная». Запишите сложные слова (летописец, баснописец, Кожемяка, стихоплет).

20.        Сейчас вы услышите сказку, которая поможет нам определить
самых внимательных, сообразительных, наблюдательных.

Задание: а) запиши незнакомое слово, б) назови фразеологизмы, в) назови сложные слова.

(Луноход, водопад, птицелов, репутация - реноме -общественное мнение, сложившееся о ком-либо, о чем-либо)

21.        Вспомните и запишите загадки, отгадки которых являются
сложными словами.

(Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым, а загудит его мотор - глотает он и пыль, и сор (пылесос). Хвостом пьет, а клювом отдает (водопровод).

Подведение итогов.

Хотелось бы, чтобы сегодняшний урок убедил вас, что память, наблюдательность, сообразительность, внимательность нужны, чтобы добывать знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"

Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....

имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное

урок в 5 классе   по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...