Технокарта урока русского языка "Н и НН в словах, образованных от глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Бятец Ирина Михайловна

Данный урок проводится в 6 классе при изучении раздела "Глагол и его формы", ориентирован на УМК под ред. С.И. Львовой. Урок составлен с учетом современных требований: ориентирован на педагогов, работающих по технологии системно-деятельностного подхода и здоровьесберегающих технологий, позволяет отрабатывать навыки исследовательского мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnokarta_uroka_russkogo_yazyka_n_i_nn.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Н и НН в словах, образованных от глгола»

Автор

Учитель информатики Бятец Ирина Михайловна

Предмет

Русский язык

Раздел

Глагол и его формы

Класс

 6 класс

Продолжительность

45 минут

Тип урока

Урок открытия нового знания; первичное закрепление

Оборудование

Компьютер, проектор, учебник русского языка

Тема

«Н и НН в словах, образованных от глагола»

Цель

  1. Содержательная: формирование знания и умения по использованию нового орфографического правила;
  2. Деятельностная: развитие умения проектировать свою деятельность, следовать составленному плану;
  3. Развивающая: развитие исследовательского типа мышления, коммуникативных навыков и культуры общения учащихся.

Задачи

  1. формировать представление о зависимости орфограммы в слове, образованного от глагола, от вида глагола и формы слова.
  2. создать проблемную ситуацию и использовать исследовательскую технологию для получения новых знаний;
  3. использовать разные формы коммуникативного общения и учебного взаимодействия, в

Основные термины, понятия

причастие, отглагольное прилагательное, вид глагола

Планируемый результат

Предметные умения

Создание алгоритма нового правила, облегчающего усвоение орфограммы «Н и НН»

Различение причастий и отглагольных прилагательных, слов в полной и краткой форме.

Организация пространства

Формы работы  

Ресурсы:

Работа в паре.

Групповая.

Индивидуальная.

Рабочая тетрадь.

Учебник русского языка под ред. С.И. Львовой.

Презентация.

Технические средства обучения:

Компьютер.

Медиапроектор.

Формирование универсальных учебных действий

Этап занятия

Формируемые на данном этапе УУД

1. Организационный момент

Регулятивные: волевая саморегуляция.

2. Проверка домашнего задания

Регулятивные: умение проверять по имеющемуся образцу, осуществлять взаимооценивание на основании имеющихся критериев. Коммуникативные: умение работать в паре. Личностные: умение видеть причины учебных успехов и неудач, объективно оценивать свои результаты и возможности.

3. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Регулятивные: умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы. Волевая саморегуляция. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Познавательные: умение видеть проблему и обозначать пути её решения, активизация познавательного интереса, мотивация на овладение новыми знаниями. Личностные: умение объективно оценивать имеющиеся знания.

4.Формулирование

темы, цели и задач урока.

Регулятивные: определение цели и задач учебной деятельности, проектирование деятельности на уроке, прогнозирование учебного результата. Коммуникативные: оформление мысли в устной речи, умение слушать и вести диалог. Личностные: умение осуществлять целеполагание.

5. «Открытие» учащимися нового знания. Создание алгоритма правила

Регулятивные: формирование произвольного внимания, умения целенаправленно воспринимать информацию. Познавательные: развитие исследовательского мышления, умения соотносить известные и неизвестные факты, осуществлять поиск недостающей информации, сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы.  Коммуникативные: умение работать в группе, выражать свои мысли, слушать, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, вести научный спор, аргументировать свою точку зрения. Личностные: формирование чувства личной ответственности за групповой результат.

6. Первичное закрепление.

Регулятивные: формирование произвольного внимания, самоконтроль в форме сличения собственного результата с эталоном, осознание необходимости коррекции. Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, воспринимать новое знание, осуществлять первичное обобщение и систематизировать; усваивать способы, пути, средства реализации нового знания. Коммуникативные: умение строить устное высказывание с опорой на алгоритм, умение слушать и слышать. Личностные: умение объективно оценивать имеющиеся знания.

7.Экспресс-контроль усвоенных

знаний.

Регулятивные: контроль в форме сличения собственного и чужого результата с эталоном, коррекция, взаимооценивание на основании имеющихся критериев. Познавательные: умение применять полученные знания в новых условиях. Коммуникативные: умение работать в паре, осуществлять совместный контроль.  

 Личностные: воспитание личной ответственности, объективности в оценивании своих результатов и результатов одноклассника.

8. Подведение итогов, рефлексия.

Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения учебного материала, осознание необходимости коррекции, анализ и соотнесение деятельности на уроке с составленным планом.  Познавательные: умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы  о возможности использования  полученных результатов в учёбе и жизни. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, осознанность учения. 

9. Информация о домашнем задании.

Регулятивные Волевая саморегуляция. Оценка своих возможностей, выбор посильного уровня задания.

Личностные Адекватное реагирование на трудности.

Конспект урока «Н и НН в словах, образованных от глаголов»

Этап занятия, его цель

Действия педагога

Дидакти-ческий материал

Действия учащихся

 Здоровьесберегающие позиции урока

Перемена

Учащиеся в перерыв готовят свое рабочее место: достают учебные принадлежности и выходят из класса. Дежурные помогают учителю подготовить класс.

Перед уроком проводится проверка гигиенических условий кабинета: tº: 18-220С; соблюдение режима проветривания в  зависимос-ти от температуры наруж-ного воздуха:  5–10 мин. на малой перемене; 10–35 мин. на большой перемене;

1. Организационный момент

Цель: Включение учащихся в продуктивную деятельность.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих, организация внимания и внутренней готовности.

Подготовка  к уроку. Приветствие. Дежурный сообщает об отсутствующих.

Создание комфортной обстановки, доброжелательного  настроя.

2. Проверка домашнего задания

Цель этапа: проверка и коррекция опорных знаний учащихся.

Учитель просит учащихся обменяться тетрадями и произвести взаимопроверку в парах домашнего задания (Упр.660) морфологического разбора причастия, выполняемого в 2 вариантах.

Учитель просит вернуть тетради, обращает внимание на содержание следующего слайда «Типичные ошибки», обсуждает с учащимися, какие ошибки и почему были допущены ими в домашнем задании. В ходе обсуждения ошибок обращается к классу: какие рекомендации можно дать ребятам, где можно найти информацию для восполнения пробелов в знаниях.

Учитель: Оцените уровень усвоения умения производить морф. разбор причастия: высокий, средний, низкий.

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

Ориентируясь на образец морфологического разбора 2 причастий на слайде, проверяют записи одноклассника, отмечают ошибки, возвращают тетради для произведения самостоятельного анализа допущенных в д\з ошибок.

Работая с учебником и приложением к учебнику, сообщают, где можно най-ти необходимые сведения. Учащиеся допустившие ошибки, записывают рекомендации на полях.  

Оценивают свой уровень предметного умения.

Вид преподавания:

Словесный, аудиовизуальный

Вид учебной деятельности:

Проверка записей с опорой на образец.

Анализ причин ошибок,

обозначение путей их исправления, преодоление страха пред совершенной ошибкой.

Минимизация стресса в ситуации проверки знаний.

Определение уровня имеющихся знаний без выставления отметки.

3. Актуализация знаний. 

Цель: повторение, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, необходимых для понимания необходимости нового знания.

Постановка проблемы.

Цель: Выделение содержательной области

4.

Формулирование

темы, цели и задач урока.

Цель этапа:

определение цели и задач учебной деятельности, проектирование деятельности на уроке, прогнозирование учебного результата

5. «Открытие» учащимися

нового знания.

Создание алгоритма правила

Цель этапа:

Выдвижение и защита гипотезы, какому алгоритму подчиняется новое правило.

Организует работу по актуализации знаний и  мотивации на работу

Учитель: Я прошу вас взглянуть на эк-ран. Прочитайте предложение и вста-вьте пропущенные буквы (Н или НН).

Осе…яя кладовка, которая заполне…а стекля…ыми банками с пчели…ым мёдом, карто…ыми коробками с сушё…ыми фруктами, бездо…ыми бочками с солё…ыми огурцами, даёт ощущение завершё…ой картины.

Учитель: Какие слова мы можем записать без затруднения?

Учитель подводит под понимание темы, формулированию цели и задач урока: В чем особенность слов, вызывающих наши затруднения?

Заслушивает ответы, акцентирует внимание учащихся на верной формулировке.

Вопрос: Сможете ли Вы написать сейчас остальные слова? Есть ли у вас предположения, как они пишутся?

Учитель: Какую тему мы сегодня будем изучать? Предложите её формули-ровки.

Итак, запишите число, вид работы и тему урока в тетрадь: «Н и НН в словах, образованных от глагола».

Цель: Научиться пользоваться

 новым правилом «Н и НН в словах, образованных от глаголов»

План деятельности:

  1. Изучить новое правило;
  2. Научиться использовать его на практике;
  3. Закрепить изученный материал

  Учитель сообщает, что для поиска новых знаний потребуются значителные усилия, поэтому предлагает учащимся объединиться в группы по 5-6 человек.

  На слайде открывается уже знакомое учащимся предложение со вставлен-ными на местах пропусков буквами.

Осенняя кладовка, которая заполнена стеклянными банками с пчелиным мёдом, картонными коробками с сушёными фруктами, бездонными бочками с солёными огурцами, даёт ощущение завершённой картины.

Учитель: Вы видите, что слова, в написании которых мы затруднялись, уже записаны, поэтому задание ваше будет заключаться в другом:

  1. Выпишите слова, образованные от глаголов;
  2. Укажите, в какой форме употреблены слова и от глагола какого вида образованы.

Выделяет время для выполнения задания, предлагает одной из групп озвучить свои выводы. Открывает содержание слайда, просит проверить группы правильность выполнения задания, произвести исправления.

Учитель акцентирует внимание ребят на том, что сейчас у них достаточно информации для того, чтобы самостоятельно вывести и заполнить алгоритм правила «Н и НН…», открывает схему алгоритма и просит группы внести необходимые записи для того, чтобы можно было сформулиро-вать правило.

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Анализируют материал, Приходят к выводу, что имеющихся знаний хватает, чтобы объяснить правописание прилага-тельных: осенняя, стек-лянными, пчелиным, кар-тонными, бездонными.

Примерные ответы: Можем, но не все. Мы не можем объяснить правописание части слов, потому что не знаем правила, которым должны пользоваться.

Примерный ответ: Эти слова образованы от глаголов, а не от существительных.

Приходят к осознанию необходимости получения новых знаний

Формулируют тему урока, оформляют её запись в тетрадь.Формулируют цель урока, обсуждают варианты своих личных целей, прогнозируют ожидаемый результат.  

Предлагают пути решения учебной цели формулируя таким образом задачи уро-ка. Фиксируют план учеб-ной деятельности, запоми-нают его, глядя на слайд.

Учащиеся объединяются в группы.

Читают предложение, обращают внимание на то, что буквы на местах пропусков вставлены.

Обсуждают задание, оформляют записи в тетрадь. Проверяют  свои записи с содержанием слайда:

заполнена - кр.ф., обр. от гл. с.в.

сушеными - п.ф., обр. от гл. н.в.

солёными - п.ф., обр. от гл. н.в.

завершённой - п.ф., обр. от гл. с.в.

Осуществляют редактирование в случае допущения ошибок.

Изучают содержание алгоритма с пропущенными записями Обсуждают в группе варианты, заполняют алгоритм. Озвучивают свои выводы после завершения задания.

Обмениваются мнениями по поводу прозвучавшего

Эмоциональная разрядка.

Вид преподавания: словесный, аудиовизуальный.

Вид учебной деятельности: анализ проблемной ситуации.

Создание условий для эмоционального комфорта

через активизацию познавательного интереса,

положительный настрой на овладение новыми знаниями.

Вид преподавания:

словесный

Вид учебной деятельности: анализ и проектирование учебной деятельности

Создание условий для эмоционального комфорта

через обозначение путей преодоления создавшейся проблемной ситуации.

Вид преподавания:

Словесный, аудиовизуальный

Вид учебной деятельности:

Исследовательская деятельность, создание алгоритма нового правила.

Создание условий для эмоционального комфорта

через групповую деятельность, активизацию познавательного процесса и исследовательскую деятельность.

Осуществление двигательной активности во время перемещения учащихся при создании групп.

Учитель выслушивает выводы групп, открывает полностью содержание слайда. Предлагает соотнести выводы групп с правилом, сформулированным в учебнике.

Учитель благодарит группы за слаженную работу и просит учащихся вернуться на свои места.

Учитель просит произвести работу в парах: сформулировать по очереди друг другу новое правило.  

Учитель напоминает о плане деятельности, предлагает определиться,

каким будет следующий этап урока.

правила. Утверждают его

или опровергают, приводя свои аргументы.

Изучают правило, сформулированное в учебнике. 

Группы расформировы-ваются, ученики возвра-щаются на свои места.

Работают в парах. Формулируют новое пра-вило, производят взаимную оценку.

Делают вывод о готов-ности приступить к прак-тической деятельности.

Осуществление двигательной активности при перемещении учащихся на свои места

. Физминутка.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения.

1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, отвести голову назад и плавно наклонить назад, затем наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. – сидя на стуле, руки поставить на пояс. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 

5. Первичное закрепление.

Цель: Реализация нового знания через практическую деятельность.

Задание с «ловушкой»

Учитель помогает сориентироваться в задании. Обозначает время, в течение которого ученики выполняют упражнение.

Организует проверку задания. Проецирует на слайд заполненную таблицу. Уточняет, с каждой ли записью согласны ученики, просит быть особенно внимательными.

После обнаружения ошибки учениками корректирует записи на слайде.

Создает условия для оформления вывода, что суффиксы страдательных причастий и прилагательных легко спутать, поэтому ученик должен быть внимателен, работая с данными частями речи.

Фиксация внимания учащихся на следующем этапе урока.

Слайд №8

Выполняют упражнение 663.

Знакомятся с заданием.

Вспоминают, что такое поморфемная запись. Оформляют задание в тетрадь.

Самостоятельно проверяют выполненное задание с опорой на предложенный образец.

Обнаруживают ошибку в записях учителя, аргументируют свой выбор.

но-се-янн-нный (по-се-ян) –запись неверная, так как –янн – суффикс прил-го,

-я-нн- – суффиксы прич.

вид преподавания: аудиовизуальный.

Вид учебной деятельности: 

Закрепление нового знания на практике.

Создание условий для эмоционального комфорта через чувство уверенности

в осуществимости нового задания.

Активизация познавательной деятельности через выполнение задания с «ловушкой»

 6. Экспресс-контроль усвоенных знаний

Цель этапа: Проверка глубины и прочности усвоенных знаний.

Учитель открывает слайд с текстом.

- Вспомните произведение, из которого представлен фрагмент.

 Торжеством его искусства была одна картина, намалёва(?)ая на стене цер-ковной в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день страшного суда и изгна(?)ого из ада злого духа; испуга(?)ый чёрт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель…Когда живописец писал картину на большой деревя(?)ой доске, чёрт всеми силами старался мешать ему… Но, несмотря на всё, работа была конче(?)а, доска внесе(?)а в цер-ковь и вдела(?)а в стену притвора, и с той поры чёрт поклялся мстить кузнецу.

Задание: Выпишите из текста слова с пропущенными буквами,  применяя новое правило.

Дополнительное задание (выполняется по желанию учащегося): укажите «лишнее» слово, объясните, почему оно таким является.

После завершения задания организует взаимопроверку по представленному образцу. Просит передать листочки с заданием учителю.

Слайд №9

Слайд №10

Знакомятся с текстом на слайде. Вспоминают произведения Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Выбирают уровень сложности задания, выполняют его.

Осуществляют проверку задания в парах.

Исправляют допущенные ошибки.

Критерии оценивания:

«5» –нет ошибок

«4» – одна ошибка

«3» – 2-3 ошибки

«2» – более трех ошибок

Производят анализ допущенных ошибок.

Обсуждают дополнительное задание.

Анализируют уровень усвоения нового правила.

Передают листочки с заданием учителю.

Вид преподавания: аудиовизуальный.

Вид учебной деятельности: 

Закрепление нового знания на практике в форме экспресс-диктанта.

Создание условий для эмоционального комфорта

через осуществление выбора уровня сложности задания.

 

8. Подведение итогов, рефлексия.

Цель: самооценка учащимися полученных знаний и собственной деятельности.

Подводит учащихся к осуществлению анализа собственной деятельности на уроке.

- Достигли мы поставленной цели? Проанализируйте свою работу на уроке и её результат. Для этого вернемся к плану деятельности на уроке: 

План деятельности:

  1. Изучение нового правила;
  2. Использование                            его на практике;
  3. Закрепление изученного материала.

Используя прием «Знаю и могу», оцените свою деятельность на уроке,

отмечая «+» и «-» каждое положение плана по критериям «знаю», «могу».

Подсчитайте количество баллов за урок по количеству плюсов.

Выслушивает ответы учащихся.

Комментирует оценки, полученные на уроке.

Слайд №11

Формулируют цель урока, анализируют, удалось ли достичь цели, поставленной в начале урока, удалось ли достичь личной цели.

Анализируют свою деятельность на уроке, используя прием «Знаю и могу», подводят итоги работы по реализации планируемого результата.

Вид преподавания:  наглядный.

Вид учебной деятельности: анализ урочной деятельности

Создание и поддержка комфортной психологической обстановки, положительной мотивации на дальнейшую деятельность, веру в собственные силы при подведении итогов и проведении рефлексии.

9. Домашнее задание.

Цель: стимулирование внутренней мотивации на познание нового.

Комментирует дифференцированное домашнее задание, представленное в двух уровнях.

Благодарит за плодотворную работу.

Слайд №12

 с заданием на дом.

 Ученик выбирает задание, соответствующее его уровню понимания и усвоения материала.

Вид преподавания: аудиовизуальный.

Вид учебной деятельности: 

Знакомство с вариантами ДЗ

Создание внутренней мотивации  на успех при выполнении ДЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.

В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....

Урок русского языка в 5 классе "Способы образования глагола"

Урок обобщения и углубления изученного, развития умений на основе УМК Образовательной  системы «Школа 2100». Соответствует ФГОС ООО.  Цели урока представлены как деятельность...

Урок русского языка в 5 классе по теме «Время глагола. Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число».

Урок русского языка в 5 классе по теме «Время глагола. Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число» (Образовательная система «Школа 2100»)...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".

Данный урок русского языка предназначен для учащихся  9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...

Конспект урока русского родного языка «История в слове: наименования предметов традиционного русского быта»

На уроке используются методы и приёмы технологий проблемного обучения и деятельностного подхода ( деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная работа; проблемный мет...

Презентация дистанционного урока по теме "Суффикс - значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса" 3 класс (коррекционный)

Цель:Создать условия для формирования знаний о роли суффикса в речи.Задачи урока:  • Образовательные: дать знания о роли суффикса в речи; отрабатывать умения образовывать однокоренные слова ...