Союз как часть речи.
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (7 класс) на тему

Бакума Юлия Алексеевна

Презентация может быть использована на уроках изучения союза как части речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Союз как часть речи.1.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Союз как часть речи»

Слайд 2

Цель урока: Познакомить учащихся с союзом как частью речи.

Слайд 3

Объяснительный диктант . На небе разг..рается з..ря. Я проб..раюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья к..саются лица и будто соб..раются удержать меня. Из пр..дорожных зар..слей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи. Подн..мается солнце, и его лучи осв..щают д..лекие поля, пр..брежные кусты возле речки. Она ярко бл..стит на солнце. Вот и лес. Я предпол..гал собрать здесь много ягод и от..скать грибы. Мои предпол..жения оправдались. Ягоды буквально уст..лали лесные поляны. Стоило пр..сесть — вид..шь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики. Долго бр..дил по лесу. С трудом дот..щил я до дома полную корзину пр..сладких ягод. За день мое лицо и руки заг..рели. После такой прогулки хорошо выкупаться и пр..лечь отдохнуть на свеж..м сене. Вставьте пропущенные буквы и объясните написание. Какова роль союзов в предложениях?

Слайд 4

Работа в конспектах. 1. Союз – это служебная часть речи, которая связывает - однородные члены; - части сложного предложения; - предложения в тексте. 2. Союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными.

Слайд 8

Сложносочиненные предложения- это сложные предложения, части которых связаны интонацией и сочинительными союзами.

Слайд 9

Группы сочинительных союзов:

Слайд 10

Запятая между однородными членами предложения ставится 1. Между однородными членами, не соединенными союзами: В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка, сделала под золотым потолком круг, снизилась, чуть не задела острым крылом лица медной статуи в нише и скрылась. [ O , O , O , O и O]

Слайд 11

Запятая между однородными членами предложения ставится 2. Перед противительными союзами: Не от росы урожай, а от поту. [ O, а O ]

Слайд 12

3. Перед повторяющимися союзами: И туман, и непогоды осень поздняя несет. [ и O, и O ] А вокруг были дым, и бой, и смерть [O, и O , и O]

Слайд 13

4. Перед второй частью двойных союзов: Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг. [… не только O, но и O … ]

Слайд 14

Парное соединение: Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая ставится только между парными группами (внутри таких пар запятая не ставится): Я слышал разговоры – пьяные и трезвые, робкие и отчаянные, полные покорности и злобы, – всякие разговоры. [ O и O , O и O , O и O ].

Слайд 15

Запятая между однородными членами предложения не ставится 1. Между однородными членами предложения, связанными одиночными соединительными союзами и, да (= и ), разделительными союзами или, либо: Сведения об успехе или неудаче быстро разносились. [ O или O]

Слайд 16

2. Внутри фразеологизма: день и ночь, и смех и горе, и стар и млад, и так и этак, и туда и сюда, ни больше ни меньше, ни брат ни сват, ни взад ни вперед, ни да ни нет, ни дать ни взять, ни два ни полтора, ни днем ни ночью, ни жив ни мертв, ни за что ни про что, ни конца ни края, ни много ни мало, ни пава ни ворона, ни пуха ни пера, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, ни себе ни людям, ни слуху ни духу

Слайд 18

Морфологический разбор союза. Каштанка оглянулась и ³ увидела, что ³ по улице прямо на нее шел полк солдат. И – союз I . O и O II . Морф. призн: соч., соед., прост. Что – союз I . [ ], ﴾ что… ﴿ II . Морф. призн: подч., изъясн., прост.

Слайд 19

Слитное написание союзов. (орфограмма №67) Союз. Омонимичная часть речи. Все народы хотят, чтобы (бы нельзя опустить, союз присоединяет придаточное изъяснительное) не было войны. Дверь была открыта, чтобы в комнаты вошел прохладный воздух. (чтобы = для того чтобы, цель) Что бы мне почитать о космосе? (бы можно убрать или переставить, что является вопросительным местоимением, бы – частица. Что мне почитать о космосе?) 2) Наш класс тоже пойдет в музей. (Же нельзя опустить. Союз тоже можно заменить союзом также или союзом И , который нужно поставить в начало предложения. Ср., И наш класс пойдет в музей) Мы обнаружили в горах то же озеро, что и геологи. ( ЖЕ можно убрать. Мы обнаружили в горах то озеро, что и геологи) 3) Я также буду учиться в вузе . (ЖЕ нельзя опустить. Также = тоже = и. И я буду учиться в вузе.) Я сделал это (как?) так же, как и он. (же можно убрать. И еще: дальше идет как и) 4) Мал золотник, зато дорог. (зато = но; Мал золотник, но дорог.) Я спрятался за то дерево. (За – предлог, то – местоимение) 5) Союзы причем и притом близки по значению к выражению «вместе с тем». Ученикам раздали листочки с задачами и притом предупредили, что на их решение дается два часа. При том заявлении приложены и необходимые документы. При чем же ты останешься? 6) Союз итак (в значении вводного слова «следовательно» ) пишется слитно. Итак , все кончено. И так кончается каждый раз.

Слайд 20

Контрольные вопросы: 1 . Что такое союз? 2. Какие союзы называются простыми, составными? 3. Какова роль сочинительных, подчинительных союзов? 4. Назовите группы сочинительных союзов. 5. Назовите группы подчинительных союзов .