Урок русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Трясорукова Евгения Анатольевна

Урок разработан с учетом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка в 9 классе60.95 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 9 классе

"Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Цели:

  • Повторить основные сведения о видах сложных предложений и развивать умения в применении теоретических сведений на практике;
  • формировать умения и навыки постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении;
  • развивать орфографическую зоркость учащихся;
  • развивать монологическую речь через элементы развивающего обучения;
  • обучать элементам исследования при изучении данной темы.

Задачи:

Образовательные:

систематизировать материал по синтаксису бессоюзного сложного предложения;

совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;

углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения.

Развивающие:

развивать умения устанавливать смысловые отношения между частями БСП , определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; сравнивать, классифицировать и обобщать полученные знания;

закрепить навыки правильной расстановки знаков препинания в указанных конструкциях;

развивать умения создавать схемы БСП;

развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.

Воспитательные:

воспитывать стремление к самоконтролю; воспитание любви к художественному слову через  произведения М.А.Шолохова.

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа, самопроверка,

коллективная работа по таблице, самостоятельная письменная работа.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения

Метапредметные:

Регулятивные УУД : организация учащимися своей учебной деятельности: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять контроль и самоконтроль.

Познавательные УУД: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждения, находить доказательства, перерабатывать, систематизировать информацию.

Коммуникативные УУД: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

Предметные : уметь ставить знаки препинания в БСП с учётом отношений между частями предложения и ролью предложений в тексте.

Методы работы: частично- поисковый, исследовательский.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки с фрагментами текста романа М.А.Шолохова «Они сражались за Родину» (приложение №1) ; «слепые» схемы(приложение №2), тесты (приложение №3), оценочные листы(приложение №4), учебник, таблицы, алгоритмы, карточки.

Ход урока

  1. I. Актуализация знаний.

Просмотр  фрагмента фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину».

В : Мы послушали песню и посмотрели фрагмент фильма Сергея Бондарчука, экранизацию одноименного романа М.Шолохова «Они сражались за Родину».

Как вы думаете, почему мы обратились именно к этому произведению Шолохова? Почему выбор пал на текст Шолохова?

О:  В 2015 году отмечаем 110 лет со дня рождения нашего великого земляка М.А.шолохова. А 12 мая  2015 - 40 лет со дня премьеры фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». 12 мая 1975 г. к 30-летию Дня Победы он был выпущен в пркат.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы обратимся к фрагментам романа «Они сражались за Родину», чтобы на прекрасном литературном  материале учиться русскому языку.

Обращаю ваше внимание на материалы, лежащие у вас на столах:

фрагменты текста из романа М.А.Шолохова «Они сражались за Родину», оценочные листы, куда вы будете выставлять себе баллы на каждом этапе урока(подпишите их), «слепые схемы», их надо будет заполнить позже, тест.

 

Читаем текст. 

  • ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ ТЕКСТА.
  • В каких предложениях она выражается.?
  • Какого типа эти предложения?

 Итак, вспомним типы всех СП, изученных нами в 9 классе. Работа со «слепой» схемой :  Восполните недостающие компоненты схемы. Прочитайте полученные записи. Сверьте с доской.

Заполните оценочные листы. Нет ошибок –  1 балл.      

http://festival.1september.ru/articles/530851/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/530851/img2.gif

II. Реализация темы урока.

У: Какие СП мы изучали на прошлом уроке? Что такое БСП? Дать определение бессоюзного сложного предложения.

–  Какие пунктуационные знаки используем при записи бессоюзного сложного предложения? (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).

–  постановку каких знаков препинания мы уже знаем?

–  Сформулируйте проблему, которая появляется при выборе нужного знака препинания в БСП.

О: Проблема: при каких условиях ставится двоеточие в БСП? 

-  Какова цель нашего сегодняшнего урока?         

О:  цель нашего урока  -   научиться устанавливать смысловые отношения между частями БСП , находить условия, при которых в БСП ставится двоеточие,  и ставить двоеточие в БСП, уметь определять функции БСП в тексте.

Материал для наблюдения :

В: найдите в 1 абзаце СПП с придаточным причины. Назовите его номер. Определите функцию этого предложения в тексте.        

В: найдите в пятом абзаце СП  обобщающим словом и однородными членами. Назовите его номер. Определите функцию этого предложения в тексте.

 В: найдите в 3 абзаце СПП с придаточным изъяснительным? Назовите его номер.  Определите функцию этого предложения в тексте.

(за каждый правильный ответ  и обоснование – 1 балл)

  В: А теперь запишите найденные нами СПП предложения, но без средств связи? Какие предложения у вас получились?

О:  БСП. (за каждый правильный ответ  и обоснование – 1 балл)

Поставьте на месте пропуска двоеточие. А теперь самостоятельно сделайте вывод: двоеточие между частями СП ставится, если …. (за правильный ответ – 1 балл)

Употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении связано с выражением следующих значений:

обоснование

схема

пример

1) пояснения, когда вторая часть поясняет, раскрывает то, о чём сообщалось в первой

   

[         ] : [                     ]

2) причины, обоснования, когда вторая часть раскрывает причину того, о чём сообщается в первой, 

 [        ] : [                     ]

3) изъяснительности, когда вторая часть синонимична изъяснительному придаточному предложению, 

   

[          ] : [                    ]

 

Сверим ваш ответ с учебником. Прочитайте правило на странице 132.

III. Закрепление.

1. Найдите в тексте предложения с двоеточием, объясните постановку знака препинания. Определите функцию этих предложений в тексте. (за каждый правильный ответ  и обоснование – 2 балла)

2.Расставьте пропущенные знаки препинания, указывая на смысловые отношения между частями, составьте схемы предложений . Определите функцию этих предложений в тексте. (за каждый правильный ответ  и обоснование – 2 балла)

С самого рождения на Михаиле Шолохове лежала своеобразная печать отчуждения: ведь отец его не был казаком, считался «иногородним», а сам он был незаконнорожденным.

Отец стремится вырастить Михаила образованным человеком: сначала он нанимает домашнего учителя Т. Т. Мрыхина, в 1912м мальчик учится в Каргинском мужском приходском училище, в 1914 году его принимают в  приготовительный класс московской гимназии № 9 им. Г. Шелапутина.

Начавшаяся революция и гражданская война помешали продолжить образование:  Шолохов служил в станичном ревкоме, добровольцем вступил в продовольственный отряд.

Известный финский прозаик Мартти Ларни считал: человеку при жизни не сооружают памятников.

Михаил Александрович Шолохов такой памятник себе соорудил: его творчество внесло огромный вклад в развитие мировой литературы, по художественным и публицистическим произведениям писателя можно изучать историю нашего государства, судьба его стала ярким отражением миллионов судеб его современников.

IV. Тест

Взаимопроверка.

Выставление баллов в оценочный лист.

V. Итог урока.

В: Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Какого результата мы достигли?

О: научились устанавливать смысловые отношения между частями БСП , находить условия, при которых в БСП ставится двоеточие,  и ставить двоеточие в БСП, умеем определять функции БСП в тексте.

VI. Домашнее задание.

В части 2 учебника литературы из рассказа «Судьба человека»  выписать 5 СП с бессоюзной связью, составит схемы, объяснить постановку знаков препинания, определить функции БСП в тексте.

Приложение №1.

ТЕКСТ к УРОКУ

I. 1)Около ветряной мельницы босой белоголовый мальчик, лет семи, пас гусей. 2) Он подбежал поближе к дороге, остановился, чуть шевеля румяными губами, восхищенно рассматривая проходивших мимо красноармейцев. 3)Николай пристально посмотрел на него и в изумлении широко раскрыл глаза: до чего же похож! 4) Такие же, как у старшего сынишки, широко поставленные голубые глаза, такие же льняные волосы…5) Захотелось еще раз взглянуть на мальчика, так разительно похожего на сына. 6) Но Николай сдержался, потому что перед боем не нужны ему воспоминания, от которых размякает сердце.

        II.    <… > 7) Горящий танк, с взревевшим словно от нестерпимой боли мотором, повернул под прямым углом, ринулся в сад, пытаясь сбить пламя о ветви поверженного огнем густого вишенника.  8)   Ослепленный и полузадушенный дымом водитель, наверное, плохо видел, так что  на полном ходу танк попал в пустой, заброшенный колодец, ударился о выложенную камнем стенку и, накренившись, приподняв дышащее перегретым маслом черное днище, так и застыл там, обезвреженный, ожидающий гибели.

        III.          <… > (9) Звягинцев нехотя очнулся, раскрыл глаза и увидел, что  над ним высоко в небе шла шестерка наших истребителей, далеко опережая отстающий звенящий гул своих моторов.

         IV. (10)Только на мгновение Звягинцев поднял прикованные к земле глаза . (11) Ничто не изменилось за последние полчаса там, вверху: небо было по-прежнему синее, безмятежное и величественно равнодушное, и так же неторопливо плыли в глубочайшей синеве редкие, словно бы опаленные солнцем и чуть задымленные по краям облака, и все тот же ровный, легкого дыхания ветер увлекал их на восток…

        V. (12)Минуту спустя немцы с криком поднялись. (13)Звягинцев увидел и   услышал всё как в тумане: серо-зеленые мундиры, грузный топот ног, гром рвущихся ручных гранат, торопливые хлопки выстрелов и короткую, захлебнувшуюся пулеметную очередь… (14) Он кинул по сторонам беглый, затравленный взгляд: из окопов уже выскакивали товарищи, его родные товарищи, побратимы на жизнь и на смерть; их было немного, но жидкое «ура!» их звучало так же накаленно и грозно, как и в былые, добрые времена…

Приложение №2.

Приложение №3. Тест.

Вариант 1.

Укажите цифры, на месте которых  следует поставить двоеточие:

В разгар Гражданской войны Шолохов стал очевидцем трагических событий на Дону(1) на его глазах разворачивались военные действия между белоказаками и красными(2) велась борьба казаков за независимость (3) окончившаяся Верхнедонским восстанием.

Во время Гражданской войны семья Шолохова могла оказаться под ударом с двух сторон (4) для белых казаков они были «иногородние»(5) для красных  (6) «эксплуататоры».

Шолохов не романтизировал насилие(7) не пел «Россию(8) кровью умытую» (9) он нес в литературу суровую(10) жестокую правду о Гражданской войне.

 В его изображении классовая борьба (11) война своих против своих (12)  она рассекает семьи (13) разделяет отцов и детей. 

Каждый ответ запишите в отдельную клетку. В пустых клетках поставьте прочерк.

Вариант 2.

Укажите цифры, на месте которых  следует поставить двоеточие:

В семнадцать лет он приехал в Москву(1) собираясь учиться (2) но помощи ждать было неоткуда (3)  пришлось работать и грузчиком(4) и каменщиком (5) и счетоводом (6) и делопроизводителем.

Постепенно Шолохов приходит к мысли (7) надо писать роман с широким показом мировой войны (8) тогда станет ясным (9) что объединяло казаков-фронтовиков с солдатами-фронтовиками. Первая книга романа «Тихий Дон»  пользовалась оглушительным успехом у современников (10) Луначарский сравнил Шолохова со Львом Толстым (11) а «Тихий Дон» с «Войной и миром». Но не всеми в Советском Союзе созданный Шолоховым роман «Тихий Дон» был воспринят однозначно (12) значительное место в нём автор уделил белому казачеству(13) а это вызвало нарекания советской критики.

Каждый ответ запишите в отдельную клетку. В пустых клетках поставьте прочерк.

Приложение №4.

Фамилия , имя                                  _________________________________________________

За правильный пример СПП и обоснование своего выбора (1 балл) _______

Балл за заполнение «Слепой схемы»   (не более 1 балла)      ____________

За правильное объяснение двоеточия в предложении из текста (1 балл) ___

За верную расстановку знаков препинания в предложении и пояснение      (не более 2 баллов)                                                                      _______________

Формулировка правила                 ____________________________________

Тест  ____________________________________________________________

Итого баллов _________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе "Бессоюзные сложные предложения"

Урок обобщает и закрепляет знания по теме, содержит задания, способствующие подготовке к ЕГЭ....

Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме Бессоюзное сложное предложение"

Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме Бессоюзное сложное предложение"...

Разработка урока русского языка в 9 классе "Бессоюзное сложное предложение"

Урок изучения нового материала.На уроке формируются умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях, использовать различные синонимические кон...

Урок русского языка в 11 классе. Бессоюзное сложное предложение.

Презентация к уроку русского языка в 11 классе. Тема: "Бессоюзное сложное предложение"....

Урок русского языка в 9 классе "Бессоюзное сложное предложение"

В соответствии с базисной программой под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта на изучение бессоюзного сложного предложения в 9-ом классе отводится 6 часов. Тема следует сразу за материалом, посвяще...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении.

Класс: 9 «а».Цели урока:Образовательные:- усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении;- повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.Разв...

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе: «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них».

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе:  «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них»....