Интегрированный урок русского языка и литературы в 9 классе "Хлеб - имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Рыжикова Светлана Павловна

Урок построен в форме диалогического проблемно-ценностного общения вокруг учебныых тем по русскому языку и истории  "Способы оформления  прямой и косвенной речи", "Блокада Ленинграда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок- фрейм в 9  классе ( русский язык, история)

«Хлеб- имя существительное» ( проблемно-ценностное общение при изучении тем:

« Способы оформления чужой речи»  и «Блокада Ленинграда»)

Цель: создать целостный и ценностный образ хлеба как нравственной основы всего сущего на земле

Образовательные ( предметные): создать условия для формирования понятий: чужая речь и способы ее оформления, блокада, дорога жизни.

Развивающие:  создать условия для развития исследовательских  навыков при  лингвостилистическом анализе  текста в контексте подготовки к ГИА), для эмоционального восприятия исторических событий.

Воспитательные: создать условия для развития  бережного отношения к хлебу, воспитания патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.

Ход урока

  • Вступительное слово учителя

Сегодня мы с вами встретились на необычном уроке- фрейме. Фрейм в переводе с английского означает рама. Если бы урок был только занятием по русскому языку, то его тема звучала так «Способы оформления чужой речи», если  бы урок был только занятием по истории, то он был бы ограничен рамками «Блокада Ленинграда». Но поскольку в нашем школьном и мире все взаимосвязано,   сегодня мы расширим рамки данных предметов и ощутим связь между русским языком, историей, литературой, расширим границы собственной рамы своего кругозора  и поможет нам в этом …(стук в дверь, заходит повар школьной столовой, с подносом в руках, на котором лежит хлеб разных видов).

Повар: Здравствуйте, принимайте гостей.

Вот он хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой
Вот он теплый, золотистый
Словно солнцем налитой.

2. Индивидуально-познавательный этап диалога (Погружение в тему).

Прослушайте куплет песни «Баллада о хлебе» , взгляните на эти хлебобулочные изделия и попробуйте записать свои ассоциации впечатления от прослушанного , ответить на вопрос «О чем пойдет речь на нашем уроке?».

Примерные ответы детей: хлеб- это память, самое дорогое, то, что связывает нас с родным и близким, с прошлым, с блокадой Ленинграда .с трудом, с родиной. Но люди иногда забывают о ценности хлеба.

Учителя формулируют тему урока

Русский язык: В толковом словаре под редакцией Ожегова  значение слова «Хлеб» толкуется так.( ученик зачитывает)

а. Пищевой продукт, выпекаемый из муки. Ржаной или чёрный хлеб. Пшеничный или белый хлеб.
б.Такой продукт в виде выпеченного изделия какой-нибуть формы. Круглый хлеб.

в.Зерно, из которого делают муку. Заготовка хлеба. Обмолоченный хлеб.
г.Хлебный злак. Озимые хлеба.
д.Пища, пропитание (разг.) Заработать на хлеб.
е.Средства к существованию, заработок (разг.) Добывать хлеб. Отбить или отнять у кого-нибудь хлеб. Кусок хлеба- средство к существованию; пропитание, пища. Быть без куска хлеба. Хлебом не корми кого, только (сделай что-нибудь) (разг.)-ему ничего не надо , кроме… Её хлебом не корми, только дай посплетничать.
И то хлеб (разг.)-и это хорошо, и на этом спасибо.
Учитель истории

3.Формулировка темы: хлеб – это имя существительное! И не потому, что слово относится к этой части речи. А потому, что это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни, смысл нашего существования. Подтверждением служат слова поэта Р.Гамзатова: «Хлеб- это жизнь: он вечен».

4.Задание по русскому языку:

Оформить высказывание в форме косвенной речи

 ( 1группа-сильные учащиеся, сжав цитату, 2 группа - в форме прямой речи, взяв первое предложение, построить схемы)

Материал для проверки:

1 группа: ( подлеж. Сказуемое что), [ ….].2 группа :А: «П!»

Комментарий  постановки двоеточия в сложном бессоюзном предложении.

 Вывод учителя: хлеб-  это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни, смысл нашего существования.

Учитель истории: особую ценность приобрел хлеб в годы Великой Отечественной войны.

5. Объяснение нового материала по истории  «Блокада Ленинграда»

6. Коллективно-аналитический этап диалога

Но к сожалению, сегодня актуальной является проблема небрежного и неуважительного отношения к хлебу.

Комплексный анализ текста.

Выразительное чтение текста учителем.

1.Часто смотрю вокруг и думаю: как изменились люди!2. Зачастую мы проходим мимо, ни на что не обращая внимания. 3.Посмотрите вокруг: мусорные контейнеры наполнены хлебом; мальчишки играют хлебом в футбол. 4.Как больно это видеть!

5.Задумайтесь, каков путь хлеба с поля к нам на стол? 6.Сколько людей вложили в него свою любовь и теплоту своего сердца? 7.И ради чего?! 8.Чтобы он, кувыркаясь, летел в ворота?!

9.Мы относимся к хлебу, как к чему-то привычному. 10.А ведь это неправильно.11. Нет на свете ничего дороже краюхи хлеба. 12.Ведь хлеб – это имя существительное! 13.И не потому, что слово относится к этой части речи. 14.А потому, что это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни, смысл нашего существования.

15.Нам всем нужно заново учиться уважать хлеб, беречь труд простого сельского человека.16. Надо просто действовать.17. И тогда теплее и добрее станет наш мир, потому что мы будем знать, что нас всех объединяет – краюшка хлеба, связывающая нас с прошлым и прокладывающая дорогу в будущее.

Задания по тексту:

А1   В каком варианте ответа содержится информация, заключающая идею произведения?

  • 2.Зачастую мы проходим мимо, ни на что не обращая внимания.
  • 11. Нет на свете ничего дороже краюхи хлеба.
  • 14.А потому, что это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни, смысл нашего существования.
  • 16. Надо просто действовать

А2.Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «уважать»в 15 предложении

  • Оберегать
  • Ценить
  • Экономить
  • Покупать

      А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  • 6
  • 9
  • 13
  • 16

      А4. В каком абзаце  обозначены проблемы? С помощью лексического средства автор подчеркивает важность проблемы?

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

         А.5. . В каком предложении   обозначены пути решения проблемы?

  • 8
  • 9
  • 11
  • 17

    Вывод:  автор предлагает нам всем объединиться и вспомнить, какова же настоящая цена хлеба. И нет в мире таких денег, какими можно было бы её измерить. Цена хлеба – это тяжёлый труд тысяч людей, которые вложили в него свою душу, любовь, желая, чтобы плоды их труда приносили в каждый дом радость и благополучие. Роль хлеба в нашей жизни бесценна. Это, действительно, имя существительное, без которого у нас нет ни прошлого, ни будущего!

7. Самостоятельная деятельность учащихся

В1. Подберите однокоренные слова к слову «хлеб»

В2.Запишите 1 предложение в форме прямой речи, стоящей после слов автора

В3. Оформите 11 предложение в форме предложения с косвенной речью.

В4. Составьте схему предложения №13, дайте его характеристику.

8. Использование метода эксперимента для заострения внимания на важности поднятой проблемы.

Учитель истории: Сейчас мы с вами убедимся в бесценности кусочка этого хлеба, который спас жизнь 3 00000 ленинградцев( взвешивание кусочка и составление формулы)

125 граммов хлеба равны  3 000000 жизням жителей блокадного Ленинграда.

9. Понятие о символе

Символ - конкретный предмет, выступающий в обобщающем значении.

Кусочек хлеба- символ жизни.

10. Учитель русского языка

Символом народной мудрости является пословица. Вспомните пословицы и поговорки о хлебе.  (Дети говорят)

Человек выращивает хлеб. А хлеб выращивает человека. Воспитывает и проверяет его на зрелость и мужество. И это также вечно,  как мир. Хлеб нельзя заменить ничем. Старые люди любят говорить; «Хлеб — это святое». Хлеб- это ценность. Вот еще один символ, одно понятие.

Учитель истории повторяет понятие « ценность» с т. З. обществознания.

11. Личностно-рефлексивный этап диалога

Исследование ценностного мира учащихся с помощью пословиц

Задание

Выбери пословицу, наиболее, близкую тебе

  1. Значимость материального благополучия в жизни

Не хлебом единым жив человек

И хлеб греет, и шуба.

           Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.

          Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.

      2.Отношение к труду

        Дадут хлебца, дадут и дельца.

         После хлеба-соли семь часов отдыхать.

        Глубже пахать, больше хлеба жевать.

       3.Связь хлеба со всеми сторонами жизни (отношение как к ценности)

          Хлеб сердце человеку укрепит.
          Хлеб в пути не тягость.

          Хлеб — дар божий, отец, кормилец.

 4. Отношение к Знаниям

         Кто что знает, тем и хлеб добывает.

  Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).
5.Отношение к Дружбе

Брат-то ты мой, кушай хлеб свой.
Кусок хлеба с другом раздели

12.  Рефлексия чувств.

Задание на дом: написать сочинение –рассуждение : как я понимаю смысл высказывания «Хлеб сердце человеку укрепит.