Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Акыева Марина Руфимовна

Открытый урок в 5 классе по русскому языку (ФГОС). Тема: Буквы е-и в корнях с чередованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaja_karta_uroka_russkogo_jazyka.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Технологическая  карта урока русского языка

Авторы, разработчики

Учитель русского языка и литературы Акыева Марина Руфимовна МБОУ СОШ № 105 г.о. Самара

Предмет

Русский язык (раб.программа составлена на основе ФГОС. Рабочей программы основного общего образования по русскому языку 5-9 кл. Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.М., «Просвещение»,2011г.

Класс

5 класс

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Технология построения урока

Технология проблемного обучения

Тема

Буквы е-и в корнях с чередованием.

Учебник

Русский язык.5 класс. учебник для общеобразовательных учреждений. в 2 ч. Часть 2.Авторы Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др. М., Просвещение,2012.

Цель

Формирование орфографических умений и навыка по правописанию букв е-и в корнях с чередованием.

Задачи

Обучающая: дать понятие об условии выбора орфограммы, запомнить корни с чередованием е-и, отработать навыки правописания на практике, закрепить изученную орфограмму при выполнении коллективных, индивидуальных и самостоятельных заданий.

Развивающая: развивать наблюдательность и внимание к слову, любознательность, умение аналитически мыслить и быстро ориентироваться при выборе правильного ответа.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину и способность к самоанализу.

Основные термины, понятия

Морфема, чередование

Планируемые результаты

Личностные УУД:

-овладение на уровне общего образования системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Регулятивные УУД:

-проговаривание последовательности действий на уроке;

-работа по схеме, осуществление самоконтроля.

Познавательные УУД:

-формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы;

-построение  логической  цепи рассуждений;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

-умение слушать и понимать речь других;

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

-умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Формы работы

-Индивидуальная

-в парах

-фронтальная

Ресурсы

-Учебники

-тетради

-ТСО (компьютер, интерактивная доска)

-карточки с заданиями

-ключи к заданиям

-орфографические словари

     ЭТАП УРОКА, ВРЕМЯ

    Деятельность учителя

   Деятельность учащихся

                    УУД

1.Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Цель: включение  в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

                  2 мин.

У:здравствуйте,ребята! (обращаю внимание на стоящих у доски).Что случилось? Почему вы не на своих местах?

У вас проблема? Что-то не получается?

У доски 2 уч-ся с листом бумаги (хотят повесить объявление)

Д:мы хотели повесить объявление для нашего класса.

Да, у нас возникло затруднение.

Л:положительное отношение к учебной деятельности.

П:извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

                  5 мин.

------------------------------

3.Постановка учебной задачи.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

                  6 мин.

4.Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

             12 мин.

------------------------------

5.Первичное закрепление во внешней речи. Работа по учебнику.

Цель:применение нового знания в типовых заданиях.      

         4 мин.

Цель:сменить вид деятельности.          

(обращаюсь к классу)

Ребята, вы уже знаете, что в этом месяце проходят средники и субботники, направленные на благоустройство нашего города. Ваш класс принимает активное участие в уборке школьной территории. Сегодня наша школа проводит средник, и ваши одноклассники, Амир и Марк, вызвались написать объявление, напомнить вам о предстоящем мероприятии. Но у них возникло

затруднение. Посмотрите.

Попробуем помочь?

Какие у вас есть предложения?

Как нужно написать ?

собИраемся или собЕраемся?

В какой морфеме  пропущена буква?

Ребята, а что вам уже знакомо о правописании безударных гласных в корне?

----------------------------------

Как будем определять, какая гласная пишется в слове соб..раемся?

Посмотрите,сможем мы проверить написание  гласной ударением?

Какой вывод сделаем?

А если гласная не проверяется ударением, что нужно сделать?

Откройте орфографические словари, найдите слово соб . раемся или однокоренное слово.

Что вы увидели?

Как называется такое явление?

В какой морфеме вы увидели чередование?

В каких  случаях вы уже встречали чередование гласных в корне? Приведите примеры.

Ребята, а мы знаем, в каких случаях пишется е, а в каких – и?

Хотим это узнать?

Так какая проблема возникла у нас на уроке?

(на доске высвечивается проблема: ВЫЯСНИТЬ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ПИШЕТСЯ И, В КАКИХ – Е.)

Откройте тетради, запишите число( вспоминаем ,как пишется двадцать, четвертое-сможем проверить написание безударной гласной в корне?)

Какая тема нашего урока?

Запишите тему урока.

Как будем решать проблему?

Какие учебные задачи поставим?

Какие действия будем выполнять?

Ребята, таких слов с чередованием гласных в корне очень много. На каждой парте лежат карточки. Возьмите белую карточку, посмотрите внимательно,прочитаем вместе со мной.

Что вы видите?

( на карточках записаны корни с чередованием гласных:

-бир           -бер-

-дир-         -дер-

-тир-         -тер-

-мир-        -мер-

-стил-       -стел-

-жиг-        -жег-

-блист-     -блест-

Переверните карточки.Что на обороте?

Собираемся – соберу

Задирать – задеру

Стираю – стереть

Замирать – замереть

Постилать – постелю

Поджигать – выжег

Блистать – блестеть)

Выделите эту морфему.

Ребята, подумайте, какую работу нам нужно провести, чтобы выяснить, в каких случаях в корне пишется и, а в каких – Е?

Да, правильно, будем наблюдать ,находить сходство и различие данных слов.

Что вы заметили в словах 1-го столбика?

Понаблюдайте за словами 2-го столбика.

(если возникнет затруднение у детей, обращаю их внимание на другие морфемы, кроме корня).

Спрашиваю у каждой пары:

Какой вывод вы можете сделать, исходя из ваших наблюдений?

Кто не согласен? Есть другие мнения?

Подумайте, как можно в виде схемы показать данное правило?

Схемы примерно одинаковы, запишите их в рабочие тетради.

Откройте учебники на странице 112.Может,мы с вами что-то забыли, упустили из виду? Сверим  наш вывод с правилом в учебнике.

Мы что-то упустили?

Ребята, значит, если вам встретится такое слово, вы будете пользоваться словарем?

А подбирать проверочное слово?

Мы сделали открытие. Вы молодцы!

Повторим еще раз?

----------------------------------

Посмотрите упр.646 на стр.113.Разберем его устно, комментируя выбор гласной по образцу.

ФИЗМИНУТКА

Немного отдохнем?

Я буду называть слова с чередующимися гласными в корне. Если в корне пишется и – вы хлопаете в ладоши, если е – присядьте.

(набирать! замереть! протереть! Постелить! запирать! Блистать!блестеть!)

Отдохнули? Теперь еще раз повторим,какое открытие мы сделали.

 Скажите, а поможет ли правило решить проблему с объявлением? Сможем сами написать ?

В каких же случаях пишется и, в каких – е?

Уч-ся читают объявление.

(Внимание! Сегодня, 24 апреля, проводится средник! В 14.00 соб .раемся у школы для получения инвентаря.)

Да!

Высказывают предположения

В корне

Правописание безударных гласных в корне можно проверить.

------------------------------------------------

Уч-ся рассуждают,высказывают свое мнение, выслушивают друг друга.

Предлагают подобрать проверочное слово.

Нет.

Данная гласная непроверяемая.

Нужно проверить написание по словарю.

Уч-ся находят в словаре слова  собирать, берет

Однокоренные слова, но в корне может быть и буква и, и буква е.

Чередование

В корне   слова

-раст- -рос-, -лаг- -лож-, -кос- -кас-.

Нет.

Хотим.

Выяснить, в каких случаях в корнях с чередованием пишется и, в каких –е.

Да(чЕтверо)

Чередование гласных и-е в корне.

Будем наблюдать, анализировать, находить сходство и различия, сделаем вывод.

Уч-ся читают , слушают друг друга. Работают в парах.

Корни с чередованием е-и.

Слова с чередованием в корне.

Выделяют корень

Нам нужно понаблюдать за этими словами.

Суффикс   -а- во всех словах.

Наблюдают, замечают, что во 2-м столбике суффикс не  -а-.

Если после корня есть суффикс  -а-, то в корне пишется буква и, если нет суффикса  -а-, то пишется е.

Согласны.

Уч-ся предлагают варианты схем. Работают в парах.

Например,  …и… а

…е… ( не а)

Записывают, проговаривают вывод по схеме.

Один ученик читает правило вслух.(образец рассуждения тоже)

Нет.

Нет.

Нет.

Кто-то из уч-ся еще раз проговаривает правило.

-----------------------------------------------

Каждый ученик объясняет по 2 слова.

Уч-ся хлопают в ладоши и приседают.

Проговаривают правило

Сможем!

Сначала пробуют те, кто писал объявление.

повторяют

Л:мотивация, смыслообразование;

П:построение логической цепи рассуждений;

Р:коррекция

К:планирование сотрудничества с учителем и классом.

---------------------------------------

П:формулирование проблемы

Р:целеполагание

К:умение выражать свои мысли, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решение и делать выбор

П:анализ, выбор ,построение логической цепи рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Р:контроль,коррекция

К:умение устанавливать контакт с собеседником, вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника

П:анализ,наблюдение, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Р:планирование, прогнозирование

К:умение точно выражать свои мысли,умение сравнивать разные точки зрения, аргументация своего мнения.

П:выведение следствий,умение структурировать знания

Р:коррекция

К:умение правильно строить высказывание,аргументация своего мнения

Р:контроль,коррекция

К:планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками

П:анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений

--------------------------------------

К:умение правильно строить высказывание, аргументация своего мнения.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

             

                   3 мин.

Кто желает выполнить попытаться выполнить задание самостоятельно?

Теперь посмотрите на парты, вы видите розовые карточки. Выполните задания, которые вы видите на карточках.

Рассуждаем про себя.

( у сильных уч-ся по 10 слов, у слабых – по 5)

САМОПРОВЕРКА

Переверните карточки. Проверьте, справились ли вы с заданием.

Кто собой доволен?

(на обороте карточек даны ключи)

Какие есть вопросы?

У кого возникли затруднения?

Все!

уч-ся работают самостоятельно

Проверяют работу с помощью ключей , записывают полученные баллы.

Р:осуществление самоконтроля; проговаривание про себя последовательности действий

П:анализ информации в соответствии с поставленной задачей

Л:самоопределение

7.Включение в систему знаний и повторение.

                 7 мин.

                   

Ребята, следующее задание посложнее. Вам понадобятся учебники и рабочие тетради. Обратите внимание на зеленые карточки, которые лежат перед  вами. На карточках записано задание. Выполните его самостоятельно, а потом проведем взаимопроверку.

( у слабых уч-ся – упр.647(часть 1), у сильных – упр.648.

ВЗАИМОПРОВЕРКА

Закончили работу? А теперь поменяйтесь карточками с соседом(соседкой) по парте.

На обороте карточек вы увидите ключи, с помощью которых вы сможете оценить работу ваших товарищей. Оценки вы можете поставить карандашом на полях.

самостоятельно работают в тетрадях

Меняются карточками, проверяют работы друг друга, оценивают с помощью ключей.

Л:учебно-познавательный интерес

К:учет разных мнений, планирование работы учебного сотрудничества

8.Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

                 3 мин.

Ребята, мы с вами сегодня много поработали. Какую проблему мы решали?

Мы решили эту проблему?

Запишите домашнее задание: правило на стр.112,а письменное задание выполните по выбору.упр.647(ч.2), или упр.649(оно более сложное), или творческое задание.(мини-сочинение о том, как вы поработали, с использованием слов с чередованием е-и в корне).

Как вы сами оцениваете свою работу на уроке?Возьмите желтые карточки и оцените себя.

Оценили? Кто доволен собой?

Вложите свои карточки в рабочие тетради и сдайте мне, я их проверю. Буду рада, если наши оценки совпадут.

Спасибо за урок.

Выясняли, какие гласные пишутся в корнях с чередованием.

Да.

Приводят свои примеры.

Записывают в дневники домашнее задание

Оценивают.

Сдают карточки.

П:рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Л:самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание успеха/неуспеха в учебной деятельности;

К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения

Р:оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...