Словарная работа на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Лощева Валентина Александровна

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Цели: 1.Показать различные формы работы со словарными словами на уроках русского языка.

            2.Развивать орфографическую зоркость учащихся, расширять словарный запас.

             3.Воспитывать интерес к образности русского слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Слова22.86 КБ

Предварительный просмотр:

  МБОУ ООШ с.Подлесово

«Словарная работа

 на уроках русского языка»

Подготовила

учитель русского языка и

литературы

Лощева В.А.

2012-2013 уч.г

                           СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Цели: 1.Показать различные формы работы со словарными словами на уроках русского языка.

            2.Развивать орфографическую зоркость учащихся, расширять словарный запас.

             3.Воспитывать интерес к образности русского слова.

Овладеть словом - значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством идейного и нравственного  воспитания учащихся.

Сформировать грамотное письмо учащихся – задача, как известно,  не из легких. Орфографическая грамотность формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений.

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание. Такая работа позволяет совершенствовать написание слов с различными видами орфограмм. Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правил правописания слов  и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их.

--- Одним из таких приемов является метод «проговаривания». Учащиеся проговаривают слово, затем  определяя "трудное" место, произносят правило и записывают его в тетрадь.

 Такой подход к словарной работе позволяет  учащимся закреплять изученные ранее правила.

--- Даёт  неплохой результат и традиционный прием обучения. Еще один вид словарной работы - выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).

-- Игровые моменты в словарной работе незаменимы. Вставляя пропущенные буквы, учащиеся поневоле обращают внимание на собственные ошибки.  Выписав все слова с пропущенными буквами подряд, определяют вновь образованное слово.

Данная работа способствует активному усвоению и непроверяемых, и труднопроверяемых слов, а также закреплению определенных правил.

Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на развитие связной речи. Это следующие задания:

1. Различные виды работы с орфографическим словарем.

2.  Подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;

3. Разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы учащиеся осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова.

4.  Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво. «Проникновение в тайну» слова,  различные виды работы с фразеологическими выражениями.

5.  Составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказов (сочинение-миниатюра).

6.  Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова).

Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё.

Также большое значение имеет представление нового словарного слова. Часто этот процесс на уроке происходит формально, не затрагивая интереса и эмоций учащихся, что не может не сказаться на эффективности всей словарно-орфографической работы. Представление нового словарного слова может происходить при помощи специальных упражнений. Их выполнение одновременно развивает интеллектуальные качества школьника, увеличивает роль школьника в организации учебного процесса. Примеры таких упражнений:

  1. Учитель предлагает: «Определите и назовите новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. В нём два слога, каждый из которых может быть самостоятельным словом. Первое из этих слов обозначает большой танцевальный вечер. Второе – отдельную партию в некоторых играх. Какое это слово? (бал – кон)
  2. Гораздо большего интеллектуального напряжения от учащихся требуют упражнения, в которых новое словарное слово определяется ими без конкретных указаний учителя. Здесь нужны смекалка и сообразительность. Например, учитель предлагает:

«Определите, каким способом составлено третье слово в первом ряду, и составьте таким же образом третье слово во втором ряду:

Москит       кортик          мостик

Тревога     пионер          ?

Назовите словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке.  ( тренер) (приложение 6)

  1. Ещё одна группа упражнений, в которой искомое слово определяется на основе закономерности подбора исходных слов. Кроме развития внимания, памяти, речи, сообразительности, они способствуют формированию логического мышления  учащихся. Работа с упражнениями  осуществляется следующим образом. Учитель оформляет запись:

Волейбол  - мяч

Бадминтон – волан

        ?         - шайба

Далее предлагаем учащимся: «Прочитайте запись на доске. Установите, в какой закономерной связи находятся слова первых двух пар. В соответствии с этой закономерностью определите слово третьей пары. Дайте при этом чёткий, доказательный ответ.

Примерный ответ: «В левом столбике находятся слова, обозначающие названия спортивных игр. В правом – названия предметов, без которых не могут состояться названные спортивные игры. Мяч- в волейболе, волан – в бадминтоне, шайба-в хоккее. Значит, сегодня мы познакомимся со словом хоккей.

Закономерности подбора могут быть самыми разными. Например:

Вверх -  вниз                тренировка – сумка                      стадион -поле

Вперёд-назад            поездка – чемодан                      театр - сцена

Влево - ? (вправо)     поход - ?  (рюкзак)                         цирк - ? (арена)

  1. Большой интерес учащихся вызывают упражнения, в которых искомое слово определяется при помощи шифра. Шифры могут быть самыми разными. Обычно учитель только указывает на наличие шифра, но не даёт чётких указаний, в чём он состоит и каким образом надо определить новое слово. Например:

На доске запись:

Шифр:     а  б  е  и  к  н  о  п  т  л    р  ч

  1. 2  3  4  5  6  7  8  9  10 11 12

Зашифрованные слова:

  1. 1-5; 2-1; 3-2; 4-4; 5-6; 6-3; 7-9;
  2. 1-8; 2-4; 3-1; 4-6; 5-4; 6-6; 7-7;
  3. 1-12; 2-3; 3-11; 4-6; 5-4; 6-10; 7-1.

Учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть шифр, расшифровать новые словарные слова и рассказать, как они были определены.

Примерный ответ: «В шифре конкретной букве соответствует определённая цифра. Каждая буква искомого слова зашифрована с помощью двух цифр. Первая цифра обозначает порядок этой  буквы в слове. Вторая – её номер в написанном ряду букв. Здесь зашифрованы три слова: кабинет, пианино, чернила».

  1. Соедините последовательно начальные буквы имён существительных 3-го склонения:

тополь, кефаль, рубль, известь, табель, лохань, снегирь, озимь, мигрень, ель, заверитель, окунь, темень, рябь, аптекарь, штемпель. Какое слово у вас получилось? (километр)

Современная школа видит одну из главных задач в развитии речи и мышления учащихся. Одним из показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство их словарного запаса. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово как смысловая единица речи, как носитель значений, "представляет собой частицу знания, частицу обобщенного опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи".

Чем богаче активный словарный запас учащегося, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь.

Используемая литература:

  1. Т. Ю. Угроватова «Материалы для подготовки к итоговой аттестации»
  2. В. В. Леденева «Тесты по русскому языку»
  3. Е. С. Симакова «Словарные слова»
  4. М. Р. Львов «Словарик синонимов и антонимов».
  5. О. Л. Брынцева «Русский язык. Тренинг. 5-7 классы
  6. Поисковая система в сети- интернет.

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...

Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка

В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка

Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предлож...

«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)

laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...

Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...