Разработки уроков по русскому языку в 9 классе. Повторение.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Педан Марина Викторовна

Материал предназначен для повторения тем по русскому языку  за курс 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_povtorenie.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 3.

Тема: Морфемика. Повторение.

Цель урока:

  1. Повторить и закрепить знания о морфемике и морфемном составе слова;
  2. Повторить знания и умения о морфемном разборе слов;
  3. Развивать мышление, память, орфографическую зоркость, аккуратное письмо;
  4. Прививать интерес к изучению русского языка;
  5. Воспитывать мотивы труда, положительное отношение к нему.

Методические приёмы: беседа,   самостоятельная и  индивидуальная работа.

Тип урока: повторение.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Беседа.

1.Работа с терминами. Используя материал параграфов 1-4, дайте определение следующим понятиям.

        1.Морфемика.

        2.Корень.

        3.Основа, производящая и непроизводящая основа.

        4.Окончание, грамматические значения окончаний, нулевое окончание.

        5.Суффикс.

        6.Приставка.

        7.Морфемный разбор.

  1.  Повторение и закрепление изученного.

2.Выполните упражнение № 10.

3.Индивидуальное задание у доски. Упражнение № 12. Окончания выделить.

4.Выполнить морфемный разбор слов:  Первенство, разлюбить, холодно, застывший, упражнение.

Выделить окончания: окрепнут, медленно, дружеский, думают, окрепнув, медлишь, по-дружески, думающий, медлят, окрепнешь, друзья, думая.

5.Тест. (Взаимопроверка в классе)

1.Часть слова без окончания:

А) суффикс                Б) окончание                В) корень        Г) основа        Д) приставка

2.Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов:

А) суффикс                Б) окончание                В) корень        Г) основа        Д) приставка

3.Укажите слово с нулевым окончанием:

        А) невежливо                Б) озноб                В) высоко                Г) земля        Д) отечество

4.Общая часть родственных слов, которая является носителем главного лексического значения:

А) суффикс                Б) окончание                В) корень        Г) основа        Д) приставка

5.Раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова:

        А) лексика        Б) фонетика                В) морфология        Г) морфемика        Д) грамматика

6.Значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов.

А) суффикс                Б) окончание                В) корень        Г) основа        Д) приставка

7.Укажите морфемный состав слова:

        А) окончание, основа, приставка, суффикс, часть речи

        Б) окончание, ударение, приставка, суффикс, корень

        В) окончание, приставка, суффикс, корень

        Г) окончание, основа, корень, приставка, суффикс

8.Изменяемая часть, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица.

А) суффикс                Б) окончание                В) корень        Г) основа        Д) приставка

9.Слово из приставки, корня, суффикса:

        А) множитель        Б) помногу        В) умножение        Г) множество                Д) многовато

10.Слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом:

        А) дворник        Б) создатель                В) выключатель        Г) письмецо                Д) заколка

11.Форма слова БЕРЁЗКА:

        А) березовый                Б) березонька                В) березке                Г) березе        Д) березняк

12.Форма слова ЛЕСОК:

        А) леска        Б) лесочек        В) лесник        Г) лесной        Д) лесу

13.Слово по схеме корень-суффикс-окончание:

        А) летописный        Б) приморский        В) синий        Г) холмистый        Д) безлунный

14.Слово, соответствующее схеме: корень

        А) моряк        Б) быстро        В) подарок        Г)  вчера        Д) ветер

6.Выписать словарные слова в тетрадь (страница 12). Выделить суффиксы производных слов.

  1. Итог.

Домашнее задание: 1) параграфы 1-4;  2) упражнение 15.

Урок № 4

Тема: Словообразование. Повторение.

Цель урока:

  1. Повторить и закрепить знания о словообразовании и способах словообразования;
  2. Повторить знания и умения о словообразовательном  разборе слов;
  3. Развивать мышление, память, орфографическую зоркость, аккуратное письмо;
  4. Прививать интерес к изучению русского языка;
  5. Воспитывать мотивы труда, положительное отношение к нему.

Методические приёмы: беседа,   самостоятельная и  индивидуальная работа.

Тип урока: повторение.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Проверка д\з.

1. Сделать морфемный разбор выделенных слов:

Две капли брызнули в окно,

От лип душистых мёдом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

  1. Повторение изученного.

1.На примере словарной статьи из словообразовательного словаря (А.Н.Тихонов «Школьный словообразовательный словарь») рассмотрите понятие производящей основы. Используйте материал параграфа № 5.

Выполнить упражнение 17.

2.Способы словообразования (параграф № 6).

Способ словообразования

Примеры

1.Приставочный

Удача-неудача, важный-преважный, что- кое-что, читать-дочитать

2.Суффиксальный

Внук-внучок, лес-лесник, бант-бантик

3.Приставочно-суффиксальный

Ехать- разъехаться, второй- во-вторых, дар- бездарный

4.Бессуффиксный

Зеленый- зелень, отлететь – отлет, ударить – удар

5.Сложение

Сенокосилка, диван-кровать, стенгазета, железобетон

6.Аббревиация (соединение сокращенных основ)

Вуз, СНГ, МХАТ

7.Неморфологические способы:

     А) переход из одной части речи в другую

    (морфолого-синтаксический)

     Б) слияние нескольких слов в одно

      (лексико-синтаксический)

Медленным шагом(сущ.) – ехали шагом (наречие)

Долгоиграющий, вечнозеленый, быстрорастворимый

3.Выполнить задания.

1.Способ образования слова  языковед.

2.Способ образования слова  худший.

3.Соединительная гласная:

Звер..лов, басн..писец, камен..тес, солнц..пек, рыб..лов, сорок..ножка, ст..летие, язык..знание, кров..обращение, кон..водство, кон..крад, свин..водство.

4.Способ формообразования слова писать – написать.

5.Способ образования видовой пары глаголов:

Делать – сделать

Делить – разделить

6.Способ образования слова предгорный.

7.Неморфологический способ образования слова зато.

4.Прочитав (страница 17), что называется словообразовательным типом, выполнить упражнение 23 (любые три слова).

5.Индивидуальное задание у доски. Упражнение 25.

6.Выполнить упражнение 26.

  1. Итог.

Домашнее задание: 1) параграф 5-6;   2) упражнение 28. 3) повторить самостоятельные части речи.

Урок № 5.

Тема: Морфология. Повторение.

Цель урока:

  1. Повторить и закрепить знания о морфологии;
  2. Повторить знания и умения о самостоятельных частях речи;
  3. Развивать мышление, память, орфографическую зоркость, аккуратное письмо;
  4. Прививать интерес к изучению русского языка;
  5. Воспитывать мотивы труда, положительное отношение к нему.

Методические приёмы: беседа,   самостоятельная и  индивидуальная работа.

Тип урока: повторение.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Повторение изученного.

1.Устно  ответить на вопросы упражнения 31.

2.Мини-тест (имя существительное).

1.Слово с Е: а) в древност..,         б) в ущель..,         в) при движени..,         г) о Мари..,         д) в област..

2.Существительное только единственного числа:

а) ворота,         б) жара,        в) цифра,        г) праздник,         д) яблоко.

3.Существительное 3 склонения: а) врач,         б) степь,         в) товарищ,         г) ремень,         д) бинокль.

4.Существительное 2 склонения:

            а) брошь,         б) площадь,         в) тюль,         г) вермишель,         д)печь.

5.Несклоняемое существительное:

а) двоеборье,         б) пианино,         в) путешествие,         г) облако,         д) растение.

6.Существительное женского рода, 1 склонения:

А) пальто,         б) Батуми,         в) время,         г) кофе,         д) книга.

7.Существительное 1 склонения: а) дом,         б) юноша,         в) полдень,         г) соловей,         д) занавес.

8.Разносклоняемое существительное: а) книга,         б) путь,         в) дочь,         г) облако,         д) окно.

9.Вставить окончания:

   А) рады тишин.., б) ходили от стрелк..   к стрелк..,         в) пыль на тропинк..,         г) на площад.., д) на алле.. .

10.Существительное общего рода: а) штора,                 б) сирота,         в) антилопа,         г) луна,         д) ручка.

3.Из упражнения 36 (4-6 предложения) выписать прилагательные и охарактеризовать их по схеме:

        - разряд (качественное, относительное, притяжательное)

        - у качественных: полная или краткая форма, степень сравнения (если есть)

        - выделить окончания прилагательных

4.Выписать из упражнения 38 по 1 прилагательному по заданным требованиям:

        1 вариант – прилагательное с суффиксом –ЯН-; прилагательное с суффиксом –К-; прилагательное с суффиксом –ЕНН-; отглагольное прилагательное с суффиксом –ЕН-; сложное прилагательное, которое пишется слитно.

        2 вариант – прилагательное с суффиксом –СК-; сложное прилагательное, которое пишется через дефис; прилагательное, образованное от существительное с основой на Н при помощи суффикса Н; отглагольное прилагательное с суффиксом –ЕН-; причастие с суффиксом –НН-.

5.Повторим спряжения глагола. Вставить пропущенные буквы в окончания глаголов. Определить спряжение.

Ты дыш..шь, вид..шь, слыш..шь, слуша..шь, стел..шь, обид..шь, встан..шь, ненавид..шь, ла..шь.

Они выход..т, сине..т, таращ..т  глаза, расстила..тся, припека..т, сбега..т, замира..т, вид..т, стел..т, завис..т, бор..тся.

6.Выполнить упражнение 45.

  1. Итог.

Домашнее задание: 1)  упражнение 47.  2) повторить о словосочетании и предложении.

Урок № 6.

Тема: Словосочетание. Простое предложение. Повторение.

Цель урока:

  1. Повторить и закрепить знания о словосочетании и простом предложении;
  2. Повторить знания и умения выполнять синтаксический разбор словосочетаний и предложений;
  3. Развивать мышление, память, орфографическую зоркость, аккуратное письмо;
  4. Прививать интерес к изучению русского языка;
  5. Воспитывать мотивы труда, положительное отношение к нему.

Методические приёмы: беседа,   самостоятельная и  индивидуальная работа.

Тип урока: повторение.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Повторение изученного.

Словарная работа. Записать в тетрадь словарные слова: КОНЦЕПЦИЯ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, МИРОПОНИМАНИЕ, ТРАДИЦИЯ, ТРАДИЦИОННЫЙ.

1.Выполнить синтаксический разбор словосочетаний.

Остановившись на берегу, остановка на берегу, проходит под луной, мирно проходит, в мире под луной, во всех уголках.

Общемировое значение, качественно новый, сущность человека, уникальность явления, в подлунном мире.

ПАМЯТКА.                   Синтаксический разбор словосочетания.

1.Выписать словосочетание из предложения.

2.Найти главное и зависимое слово.

3.Указать, какими частями речи выражены главное и зависимое слово.

4.Указать вид словосочетания.

5.Определить способ связи слов в словосочетании.

2.Мини-тест.

1.Словосочетание указывает на предмет и его признак:

А) телефон директора        Б) преследование противника        В) оплатить проезд      Г) идти полем          Д) оплата проезда

2.Не является словосочетанием:

А) темный лес        Б) сверкающие молнии        В) глубокая нора   Г) вопреки непогоде        Д) дрожащие листья

3.Словосочетание указывает на действие и предмет, на который оно переходит:

        А) уехать лечиться                Б) ничуть не удивиться        В) Ничем не увлекаться

        Г) беседовать наедине        Д) журнал с иллюстрациями

4.Способ связи в словосочетании примыкание:

        А) истинная храбрость                Б) подлинно бесстрашный                В) преданность делу

        Г) стремление к истине                Д) подлинное бесстрашие

5.Связь главного слова с зависимым выражается:

        А) через окончание                Б) через предлог                В) по смыслу, окончанием, предлогом, предлогом и окончанием                Г) по смыслу и через предлог                Д) по смыслу и через окончание

6.Способ связи в словосочетании согласование:

        А) первая группа                Б) первенство группы        В) впервые сотрудничать

        Г) первый в группе                Д) первой в группе

7.Обозначьте, в каком словосочетании главное слово выражено именем существительным:

        А) черный с проседью        Б) подлинное событие        В) не прекращались на мгновение

        Г) вспыхивали в небе        Д) вздрагивали реже

8.Выделить словосочетание, построенное по способу связи управление:

        А) встретить друга                Б) надо учиться        В) липовая аллея

        Г) очень хорошо                Д) говорил улыбаясь

9.Укажите, в каком словосочетании главное слово стоит перед зависимым:

        А) зеленоватого цвета        Б) глиняный кувшин        В) у облетевшего ручья

        Г) красить ткани                Д) мирной жизни

10.Выберите правильный вариант связи в словосочетании: встретиться с другом, предостеречь от ошибок, преданность идеалу, достоин внимания.

        А) сочинительная связь                Б) примыкание                В) управление

        Г) согласование                Д) слова, объединенные по модели «лес и поле»

3.Устная разминка. Соотнести предложения из 1 столбика с характеристиками предложений из 2 столбика.

1.Стояла золотая осень.

1.Односоставное, безличное, нераспространенное

2.Погода была отличная.

2.Двусоставное, распространенное

3.Солнечно.

3. Односоставное, безличное, распространенное

4.Ледяное утро.

4. Двусоставное, нераспространенное

5.Хорошо в лесу!

5.Односоставное, назывное, распространенное

4.Задание у доски. Упражнение 52. 1 ученик – 1-3 предложения.   2 ученик – 5-7 предложения.

5.Графический диктант по упражнению 50. В 1 столбик  выписать номера двусоставных предложений, во 2 столбик выписать номера односоставных предложений.

6.Расставить и  графически объяснить знаки препинания, выделить и охарактеризовать грамматические основы, дать характеристику предложений.

        1.В сильно обмелевшем пруду почти сплошь заросшем всякой болотной травой сплетающей в частую сеть свои побеги еще водится какая-то рыба.

        2.Солнце  великолепное и яркое поднималось над морем.

        3.Несмотря на свой мрачный характер они любят гнездиться большими обществами.

        4.Предчувствуя неприятную встречу ворча и оглядываясь Каштанка вошла в маленькую комнатку и в страхе попятилась увидев нечто неожиданное.

        5.Все они журавли скворцы жаворонки с первым дыханием весны возвращаются на родину.

  1.   Итог.

Домашнее задание: 1) выучить словарные слова; 2) упражнение 49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Разработка уроков по русскому языку 6 класс.

Урок - путешествие по русскому языку в 6 классе. Спряжение глаголов. Учитель русского языка и литературыМолоканцева Л.И....

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особенностей де...