Структурные карты по русскому языку в 5 классе
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Педан Марина Викторовна

Структурно-информационные карты для самотоятельной работы учащихся  на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon strukturnye_karty_5_klass.zip23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значение слов.

1. О каких свойствах лексического значения слова «дорога» нам рассказал поэт В.Остен?

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит  на равнине,

И путь каравана в пустыне.

И шаг альпиниста по круче,

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами.

2.Выпишите из толкового словаря (страницы 294 – 300) по  3 однозначных и многозначных слова.

3.Выполните упражнение 507.

Карточка у доски. Записать предложения. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть слово «хлеб» как член предложения. Какое значение приобретает слово  «хлеб» в каждом предложении?

        1.Кто сам землю п..хал, тот разрежет хлеб, не ур..нив ни крошки.

        2.И везут м..шины хлеб на элеватор.

        3.Я хлеб люблю, когда он на к..рню.

4.Подумай, что общего в значении следующих слов:

        1) шляпка гриба  и соломенная шляпка;

        2) иглы ежа и хвойные иглы;

        3) канцелярская кнопка  и  кнопка  звонка;

        4) кисть винограда  и малярная кисть;

        5) ключ от замка и ключ к загадке;

        6) золотое кольцо и кольцо дорог;

        7) золотое кольцо и золотая осень.

Прочитайте материал учебника на странице 146.

5.Отгадайте загадку.

                В огороде  у дорожки стоит солнышко на ножке.

                Только желтые лучи у него не горячи.

В прямом или переносном значении употреблено слово «солнышко»?

6.Прочитайте  материал учебника на странице 149. Ответьте на вопросы:

        - Какое значение многозначного слова считается прямым?

        - Когда возникает переносное значение слова?

        - Какое значение слова называется переносным?

        - Как называется оборот речи, употребленный в переносном значении на основе сходства?

7.Выписать метафоры.

        Образец:  ветерок спросил, облака бегут.

        1 вариант – упражнение 535.

        2 вариант – упражнение 538.

Дополнительно! Упражнение 541.

Домашнее задание: 1) параграфы 49-50;     2) упражнение 536 (подчеркните метафоры).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологические карты по русскому языку 6 класс

Данный материал представляет собой учебно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе в виде технологических карт по всем темам...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...