"Особенности реализации блочно-модульной технологии на основе группового метода обучения на уроках русского языка"
методическая разработка (5 класс) по теме

Попова Татьяна Владимировна.

Статья на II международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом" в г.Новосибирске.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_publikatsii_popova_t.v.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Секция № 2 – Теория и методика обучения и воспитания

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ГРУППОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Авдонина А. Ю., к.пед. наук,доцент кафедры преподавания языков и литературы СИПКРО, г. Самара

Попова  Т.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Августовка Большечерниговского района Самарской области

Перемены, происходящие в обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. В связи с этим одним из приоритетных направлений в нашей стране становится реформирование системы образования. В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" определены главные задачи, стоящие перед современной школой: «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Таким образом, учебно-воспитательный процесс  должен быть направлен на развитие, становление ребенка как личности, умеющей самостоятельно определять проблемы, ставить цели  и определять пути и средства их достижения,  способной адекватно и своевременно реагировать на разные жизненные ситуации.

На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции. Высказанная 100 лет назад американским писателем  Эльбертом Хаббардом мысль: «Цель обучения – научить обходиться без учителя» актуальна  до сих пор. На достижение этой цели и направлены новые образовательные стандарты, дающие ответы на самые важные для учителя вопросы: « Чему учить? Ради чего учить? Как учить?»

Учителю необходимо осваивать новые, эффективные технологии  обучения, творчески подходить к выбору методов и приемов, к расположению учебного материала.  

 Хорошие результаты обучения дает совмещение системы преподавания В.К.Дьяченко с блочно-модульной технологией. Такая модификация позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся,  способствует повышению мотивации, самостоятельности детей, и, как результат, повышается качество обучения.

      Использовать методику преподавания В.К.Дьяченко, блочно-модульную технологию можно на уроках открытия  новых знаний, а также на орфографических (уроки изучения орфограмм) и морфологических уроках, когда  формируется и отрабатывается навык грамотного письма.

На уроках изучения нового материала  учащимся  весь новый материал дается на самостоятельное изучение и обсуждение с одноклассниками. Работа проводится в малых группах по определенному алгоритму, заранее подготовленному учителем. У каждой группы свой изучаемый блок, свои путевые листы и соответственно свой алгоритм выполнения.

  Актуализации имеющихся у детей знаний:

- Ребята, попробуйте по лексическому значению отгадать словарное  слово.

Платформа – помост, площадка  на железнодорожных станциях для посадки или погрузки.

Негодовать – проявлять, испытывать чувство возмущения, крайнего недовольства.

Паркет – настил на полу из небольших дощечек, уложенных так, что они образуют какой-либо  узор.

Отовсюду – со всех сторон, из разных мест.

Ненавидеть – питать чувство сильной вражды и отвращения.

Необыкновенный – необычный, редко встречающийся.

Пианино – музыкальный клавишный инструмент, вид фортепиано.

- Какое слово у вас получилось?

- Что же такое лексика? Кто сумеет ответить? (Раздел русского языка, изучающий словарный состав языка).

 Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…(Слово!)

- Сегодня мы продолжим изучать тему «Лексика», которую вы начинали изучать еще в начальной школе, познакомимся с интересными новыми словами. А помогут нам в этом имеющиеся у вас знания, тот опыт работы в группах, который вы начали приобретать в этом году, и умение грамотно и доступно излагать материал, потому что именно вы сегодня станете учителями и будете объяснять всем новую тему.

 - Сегодня вы работаете в пяти группах. Каждая группа выполняет задание по индивидуальному алгоритму. После того, как группа все обсудит, обговорит и будет готова поделиться своими знаниями с другими учащимися, один из ее участников заполняет таблицу на доске. Мы все вместе продолжим заполнять конспект по теме «Лексика», а по одному представителю от группы будут нам в этом помогать. Они научат нас тому, что сами самостоятельно узнали. Обязательное условие – ваши ответы должны быть понятными для всех и достаточно полными.

Открытие новых знаний

Алгоритм выполнения задания для групп.

Группа № 1

  1. Какие слова называются однозначными?   (Ответ на стр.154)
  2. Приведите примеры однозначных слов.     (Упр.338 и стр.175)
  3. Где можно узнать, сколько значений имеет слово?    (Стр.154)

Группа № 2

  1. Какие слова называются многозначными?   (Ответ на стр.154)
  2. Приведите примеры многозначных слов.     (Стр.154)
  3. Где можно узнать, сколько значений имеет слово?    (Стр.154)
  4. Лексические значения многозначных слов имеют что-то общее или нет? Пример.   (Стр.154)

Группа № 3

Омонимы – это слова, которые …

Часть речи

Звучание

Написание

Лексическое значение

Пример

Группа № 4

Синонимы – это слова, которые …

Часть речи

Звучание

Написание

Лексическое значение

Пример

Группа № 5

Антонимы – это слова, которые …

Часть речи

Звучание

Написание

Лексическое значение

Пример

Заполнение конспекта на доске и в специальных тетрадях у учащихся:

Слова

Однозначные

Многозначные

Омонимы

Синонимы

Антонимы

Характеристика

Лексическое значение - одно

Лексических значений - несколько

Ч.р. – одинак.

Звучание - одинаков.

Написание – одинак.

Лекс. знач. – совершенно разное

Ч.р. – одинак.

Звучание -разное

Написание – разное

Лекс. знач. – близкое, отличаются оттенками

Ч.р. – одинак.

Звучание – разное

Написание – разное

Лекс. знач. – противоположное

Примеры

Витязь

Кнопка

Ключ

Большой – огромный

Большой - маленький

Один участник группы у доски объясняет всем свой изученный материал, т.е. выступает в роли учителя. Класс записывает эту часть конспекта. Далее выходит учащийся другой группы и работа продолжается в том же режиме.

- А сейчас, я рассказываю, как вас поняла, вы мне помогайте. (Обобщение учителем)

- По своему лексическому значению слова объединяются в группу омонимов (это такие слова, которые относятся к …), синонимов…, антонимов… .

- По количеству лексических значений все слова делятся на однозначные…(класс – одно значение) и многозначные.

- У многозначных слов в отличие от омонимов есть какое-либо сходство. Н-р, КНОПКА.  (Проверка понимания)          

Синонимы и антонимы  широко используются в речи, и вам при написании изложения и сочинения на ОГЭ и ЕГЭ такие слова очень будут нужны, поэтому уже сейчас вы должны пополнять словарный запас.  Для этого существуют словари омонимов, синонимов, антонимов.  (Показ словарей)

2 модуль. Использование теоретических знаний при выполнении упражнений (рефлексия).

Изучение орфограмм происходит на специальных орфографических уроках. Их количество равно количеству орфограмм, изучаемых в конкретной теме. Эта работа проводится в малых группах (4 человека), где выделяется лидер. Лидер организует работу всей группы. Задание дается одно для всего класса. Образец выполнения задания находится у лидера. Лидер начинает выполнять задание, все объясняя вслух. Все остальные участники группы пишут за лидером. Далее лидер назначает того, кто будет объяснять следующий пункт. Лидер исправляет того, кто говорит, сообщает, правильно или нет объясняет ученик. Лидер может поднимать руку, если чего-то не знает, может подходить к учителю за консультацией.

На морфологических уроках, когда  формируется и закрепляется навык грамотного письма, учащиеся работают в парах сменного состава.  Взаимообучение ведется поочередно: сначала в роли учителя выступает один ученик, затем другой. Один дает задания, объясняет, требует комментирования и пояснения, ставит оценку. Далее происходит смена ролей. После выполнения заданий первым и вторым участники находят новых партнеров, обмениваются карточками, работа повторяется. Новенькому диктуется текст, который сам перед этим писал. Таким образом, над диктантом (упражнением) каждый ученик работает дважды: когда пишет сам и диктует товарищу.

          Обязательно, чтобы  учитель работал вместе с учениками: «Все делай, как я. Требуй того же от других». Такая работа позволяет каждому учащемуся становится «учителем». Каждый выполняет такой объем работы, сколько позволяют его способности. Поэтому темпы и нормы у каждого разные.

3 модуль. Повторение и обобщение изученного материала.

Повторение и обобщение изученного материала  происходит  на 1 - 2 уроках. Учитель может по-разному организовать работу. Все зависит от уровня подготовленности учащихся и  творческой инициативы самого педагога. Главное, чтобы использовались разнообразные формы, методы и приемы, способствующие прочному усвоению учебного материала.

4 модуль. Контроль и оценка знаний учащихся.

Теоретические знания по теме (1 блок) проверяются учителем после заполнения и заучивания конспекта. Возможны два варианта проверки. Первый вариант подразумевает письменный опрос опорного конспекта. Второй сложнее, но эффективнее. Учитель на перемене опрашивает трех-четырех сильных учащихся, задав им несколько вопросов. Если ответы на вопросы учителя оказались правильными, то учащиеся становятся «экзаменаторами». Все остальные – «экзаменуемыми», которые вправе выбрать любого «экзаменатора» и ответить ему опорный конспект. При этом «экзаменатор», выслушав теоретические сведения, обязан задать дополнительные вопросы.

На орфографических уроках лидер проверяет выполнение задания в своей группе. Он ставит оценки за устные и письменные ответы учащихся сначала в своей специальной тетради. Оценку лидеру ставит учитель. Эти оценки не выставляются в классном журнале, а только  в специальной тетради учителя.

На морфологических уроках проверка заданий происходит дважды: без опоры на карточку, в которой показан образец выполнения, и с опорой не образец. Здесь же учащиеся производят устный и письменный разбор своих ошибок.

Итоговые оценки, которые и будут стоять в классном журнале, учащиеся получают на итоговой контрольной работе, включающей в себя весь изученный по данной теме материал.

Внедрение в практику педагогической работы технологии блочно-модульного обучения требует от учителя не только проявления творческой активности, но и большой подготовки. Необходимо переработать материал, подготовить достаточное количество алгоритмов, спроектировать траекторию развития каждого учащегося, даже, чтобы научить школьников работать в группах и парах, нужно большое количество времени и сил, которых у педагогов в силу их занятости часто не хватает.

 Еще одним довольно существенным моментом является материально-техническое обеспечение учебного процесса: наличие в классе компьютера, мультимедийного проектора, принтера, интерактивной доски, брошюр-опор для каждого ученика. Словом, все то, что могло бы существенно облегчить работу учителя и сделать учебный процесс интересным и эффективным.

Список использованной литературы

  1. Дьяченко В.К. Современный урок // Учительская газета, 1984, 26 января.
  2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М: Просвещение, 1991.
  3. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – Волгоград: Учитель, 2013 г.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом РФ 4 февраля 2010 г. № Пр.- 271.
  5. Русский язык. 5 класс. Учебник. ФГОС. Ладыженская Т.А. М: Просвещение, 2012.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011.
  7. http://pandia.ru «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка по системе В.К.Дьяченко»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие Групповой метод обучения на уроках английского языка

Данная разработка адресована учителям иностранного языка средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением английского языка, а также начинающим учителям и студент...

Реализация принципа проблемного изложения в компетентностно-ориентированной модели обучения на уроках русского языка.

Данная работа содержит материал для учителей-практиков. Она может заинтересовать словесников. кто задумывался над целесообразностью изложения учебного материала в школьных учебниках. Это разработка од...

Доклад на МО «Использование ЭОР в процессе реализации деятельностного метода обучения на уроках русского языка и литературы»

Роль интерактивных мультимедийных  ЭОР высока  при реализации проблемного деятельностного обучения русскому языку, литературе  на этапе объяснения, это могут быть : виртуальные уроки, т...

Интерактивные технологии и методы обучения на уроке русского языка.

Использование интерактивных технологий и методов обучения на уроках русского языка в основной школе....