"Строчная буква ц"
план-конспект урока по русскому языку по теме

ЗУЕВА ДАРИЯ МИХАЙЛОВНА

конспект урока обучения письму 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strochnaya_bukva_ts.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Строчная буква ц».

Цель: создать условия для формирования в памяти учащихся четко дифференцированного зрительно-двигательного образа прописной буквы ц; содействовать развитию умения делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове, выполнять виды соединений букв; научить писать строчную букву ц.

Планируемые результаты:

- Личностные: проявлять познавательный интерес к русскому языку, осознавать свои возможности в учении; развивать внимание и умение сравнивать; стремиться к повышению культуры речевого общения

- Предметные: научатся правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания; при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением; писать строчную букву ц по определенному алгоритму.

Тип урока: открытие нового знания. 

Оборудование: презентация.

Этап

Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1

Огр. момент

1 мин.

Доброе утро!

2

Мотивационный

Метод: словесный;

Прием: загадки

5 мин.

С какой буквой вы познакомились сегодня на уроке обучения грамоте? (Ц). Вот как пишут авторы об этой букве:

Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце,

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

Буква Ц –

Внизу крючок,

Точно с краником бочок.

С чем сравнивают авторы букву? (с бочком, с кошачьей лапкой).

Познавательные: формулирование темы урока.

3

Постановка учебной задачи

Метод: беседа;

Прием: побуждающий диалог

3 мин.

Сегодня на уроке мы с вами будем учиться писать прописную строчную букву ц. Поставьте цели для сегодняшнего урока. Чему мы будем учиться? Чего нам нужно достичь?

Определяют тип урока и формулируют цели урока

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 

4

Решение частной учебной задачи

Метод: словесный, практический.

Прием: педпоказ

8 мин.

Рассмотрите левый верхний угол. Сколько вариантов написания буквы существует? (4: 2 печатные и 2 письменные). Сравните печатную строчную и прописную строчную буквы ц. Чем они похожи, а чем отличаются? На какие буквы похожа буква ц? (и, ш, щ). Какая буква тоже обозначает согласный всегда глухой и твердый звук? (ш). Из каких элементов состоит прописная строчная буква ц? Выполните задание в правом верхнем углу: зачеркните лишние элементы (две полоски в форме прямой линии с закруглением с одной стороны; полоска в форме прямой линии с петлей).  Сейчас посмотрите на рамочку вверху страницы. Сначала мы будем писать элементы буквы ц, а затем саму букву. Все поднимаем глазки на доску. Посмотрите, как я пишу элементы буквы ц. Пропишите элементы буквы ц в воздухе, рука на локте на парте. Сейчас обведите элементы буквы ц в рамочке. Кто готов, руку на локоток. Работаем на первой рабочей строке в прописи. Обведите элементы буквы ц до середины строки. Теперь посмотрите, как я пишу буквы ц. Начинаю с верхней линейки. Сверху вниз пишу прямую линию. Не доводя до нижней линии, делаю закругление вправо, коснувшись ее. Линию продолжаю до верхней линии, отклоняясь вправо. Вниз пишу прямую. Не дойдя до нижней линии, делаю закругление вправо, коснувшись ее. Опускаю прямую. Не дойдя до середины доп строки, делаем закругление влево. Ведем плавную линию вверх, отклоняясь вправо. Пересекаем прямую на нижней линии. Пропишите букву в воздухе. Проверьте, правильно ли лежат ваши тетради. Прописываем букву ц от середины первой строчки. Обратите внимание, что точка начала письма буквы у вас уже отмечена. Следим за своей осанкой!

Различают звуки и буквы

Познавательные: ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений.

Личностные: контроль процесса результатов деятельности.  

5

Пальчиковая гимнастика

2 мин.

Этот пальчик – дедушка 
Этот пальчик – бабушка 
Этот пальчик – мамочка 
Этот пальчик – папочка 
Этот пальчик – я, 
Вот и вся моя семья!

Выполняют упражнения

6

Решение частной учебной задачи

Метод: словесный

Прием: упражнение

12 мин

Переходим к написанию слогов. Посмотрите на слоги. Чем они похожи, чем различаются? (у двух первая – гласная, у двух – согласная у всех один тип соединения). Какой из них лишний? Почему? (ец – 3 зв; ци –пишется не так, как слышится).  Придумайте слова с этими слогами. Какое соединение во всех этих слогах? (верхнее). Посмотрите, как я буду писать верхнее соединение. Пропишите слоги у себя в прописях.

Прочтите слова, данные ниже. Какие трудности письма вы можете назвать? Произнесите слово цирк. Какой звук слышится после ц?(ы). когда же писать и, а когда ы? В русском языке существует правило: после ц всегда пишется буква и, если это не конец слова. Но в этом правиле есть 5 исключения: цыган, цыпочки, цыпленок, цыц, цып-цып. Подчеркните трудности письма в первом слове. Запишите слово рядом один раз. Нарисуйте модель слова и раскрасьте нужным цветом. Какой цвет вы выбрали? (розовый) Почему? (слово-название предмета). Переходим ко второй строчке. Подчеркните трудности письма. Запишите слово один раз. Можно ли нарисовать модель слова? Это название предмета? Это название действия? Это название признака? Существуют такие слова, модель для которых подобрать нельзя. Приведите примеры таких слов (эхо, ох, хорошо, быстро). Подчеркните трудности письма третьего слова. Запишите его один раз, нарисуйте модель слова. Какой цвет вы выбрали? (розовый). Отметьте трудности письма в последнем слове. Запишите его один раз. Составьте звуковую модель этого слова. Какую модель слова вы бы выбрали? (розовую).

Коммуникативные: работать с соседом по парте, договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать

7

Физминутка

1 мин.

Зайцы встали по порядку.

8

Решение частной учебной задачи

Метод: практический

Прием: упражнение

10 мин.

  Составьте предложения с этими словами. Давайте запишем предложения в тетради. (Дети поехали в цирк. Цыплята гуляют во дворе. Цифры пишут на доске.). сформулируйте задание Вопроса Вопросыча. Какой элемент одинаковый? (прямая линия с закруглением с одной стороны). Почему некоторые буквы подчеркнуты?    

Познавательные: умение анализировать свои действия.

Регулятивные: Осознавать необходимость осуществлять контроль по результату

7

Рефлексия

Метод: словесный

Прием: обобщ. диалог

 3 мин.

 Продолжите предложения. На уроке я:

Научился

Удивился

Узнал

Обобщают работу на уроке

Регулятивные: Осуществляют самооценку, осознают свои достижения и неудачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: дифференциация звуков [а] и [о], строчных букв «а» и «о»

Предлагаемое занятие способствует закреплению знаний о буквах  о-а, умению  распознавать   их  внешнее сходство и различие, дифференцировать изучаемые буквы в словах; обучать...

Звуки в, в". Строчная буква в.

Конспект урока по теме "Звуки в, в".Строчная буква в".  Обучение грамоте  1 класс....

Звуки в, в\'.Строчная буква в.

Конспект урока по обучению грамоте для 1 класса....

Урок письма (1 класс). Тема: "Строчная буква ш"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Урок письма на тему "Закрепление написания строчной буквы Ю"

Урок письма в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Памятка "Употребление прописной и строчной буквы"

Памятка содержит основные правила употребления прописной и строчной букв, а также правила переноса слов....