рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку на тему

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса к УМК В.В. Бабайцевой. Рассчитана на 210 часов ( 6 часов в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_russkiy_yazyk_v._babaytseva-6klass.docx113.81 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с  Федеральным  компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089), Примерной программой среднего (полного) общего образования по русскому языку, Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год (приказ Минобрнауки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. №2885), Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования (русский язык), Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО 09.03.ж2004 г. № 1312), Учебным планом МБОУ СОШ № 92 на 2014-2015 учебный год. За основу взята авторская программа по русскому языку к УМК для 5-9 классов В.В. Бабайцевой и др. – М, Дрофа,2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

        Сопоставление примерной программы с авторской выявило, что в авторской программе неполно представлены следующие разделы:

Разделы

Дидактические единицы, которые надо ввести в рабочую программу

Морфология

Глаголы переходные и непереходные.

Вопрос о числительных в системе частей речи.

Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи.

Вопрос о местоимении в системе частей речи.

Речевое общение

Разновидности речевого общения.

Сферы речевого общения.

Ситуация речевого общения и её основные компоненты.

Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения

Условия речевого общения.

Культура речи

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения.

        Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой:

  • Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова, М, Дрофа, 2008.
  • Русский язык. Практика.6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н.Пименова, А.П.Еремееева, А.Ю.Купалова и др.; под редакцией С.Н.Пименовой – М, Дрофа, 2013.
  • Русская речь. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – М., Дрофа, 2010.

        Рабочая программа рассчитана на 210 (175+35) учебных часов, в неделю – 6(федеральный компонент  – 3часа, компонент образовательного учреждения – 3часа).

        Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.

        Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикум

        Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

        Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение различных задач, практическое применение полученных знаний. Компьютер на таких уроках используется как источник справочной информации.

        Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера, используя дополнительную литературу..

        Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

        Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

        Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном,  так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте  - всегда с ограничением времени.

        Урок-самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

        Урок-контрольная работа. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:

  • наблюдение, беседа,
  • фронтальный опрос,
  • опрос в парах,
  • практикум,
  • диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями),
  • тесты,
  •  комплексный анализ текста,
  •  устные рассказы по плану на лингвистические темы,
  • сочинения, изложения.

2.Учебно-тематический план

Разделы

Количество часов по авторской  программе

Количество часов по Рабочей программе

Введение

1

1

Повторение изученного в 5 классе

10

10

Морфология. Понятие о морфологии.

3

3

Самостоятельные части речи. Имя существительное.

19

20

Глагол.

45

45

Имя прилагательное.

27

26

Имя числительное.

15

22

Наречие.

19

19

Имя состояния.

3

3

Местоимение.

20

20

Повторение.

13

7

Развитие речи.

35

34

Итого

210

210

В Рабочей программе уменьшено количество часов на повторение и увеличено на изучение традиционно трудной для уч-ся темы «Числительное».

3.Содержание тем учебного курса

6 КЛАСС (175+ 35)

        Введение

Русский язык — один из богатейших языков мира (1 ч).

Повторение изученного в 5 классе (10 ч).

        Грамматика

        Морфология

Понятие о морфологии (3 ч)

Система частей речи в русском языке. Основания их выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Части речи самостоятельные и служебные.

        Самостоятельные части речи

        Имя существительное (20 ч)

Понятие о существительном.

Нарицательные и собственные имена существительные.

Правописание собственных имен существительных (заглавная буква и кавычки).

Одушевленные и неодушевленные имена существительные .

Род как постоянный признак имен существительных. Число имен существительных.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Система падежей в русском языке и типы склонения имен существительных.

Склонение существительных  в  единственном числе.

Склонение существительных во множественном числе.

Правописание ь и ов — ев в родительном падеже множественного числа после  шипящих и ц. Разносклоняемые имена существительные.

Правописание суффикса -ен в существительных на -мя.

Неизменяемые существительные.

Словообразование имен существительных с помощью суффиксов, приставок.

Правописание суффиксов -ик-, -ек-; -ок-, ек ; онк- (-онок-), -еньк- после шипящих; суффиксов -чик-, -щик-.

Правописание не с именами существительными. Правописание сложных имен существительных.

        Глагол (45 ч)

Понятие о глаголе.

Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению.

Правописание не с глаголами.

Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива.

Буква ь в инфинитиве.

Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов.

Правописание -тся и -ться в глаголах.

Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование.

Правописание корней –бир бер-, -мир-мер-, -тир-        тер- и др.

Наклонение глагола.

Изъявительное наклонение.

Формы прошедшего, настоящего и будущего времени глагола в изъявительном наклонении. Их значение.

Прошедшее время. Значение, образование и изменение глагола прошедшего времени.

Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед -л, в глаголах прошедшего времени.

Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени.

Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени.

Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени.

Лицо и число глагола. Значение 1, 2, 3-го лица.

Буква ь в формах глагола 2-го лица единственного числа.

Спряжение глаголов. Окончания глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы.

Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении.

Правописание бы с глаголами в условном наклонении.

Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в повелительном наклонении.

Правописание глаголов в повелительном наклонении.

Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом.

Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.

Правописание гласных в суффиксах ыва-(-ива), -ова- (~ева).

        Имя прилагательное (26 ч)

Понятие о прилагательном.

Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению.

Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных имен прилагательных.

Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких имен прилагательных в роли сказуемых.

Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящую.

Склонение полных прилагательных.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих.

Имена прилагательные с суффиксом -ий. Особенности падежных окончаний этих прилагательных.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных типа лисий.

Прилагательные с суффиксами -ин (-ын), -ов {ев).

Степени сравнения имен прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Употребление прилагательных в роли определений и сказуемых.

Словообразование имен прилагательных при помощи суффиксов, приставок и сложения основ.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Правописание суффиксов -к- и -ск-.

Правописание не с прилагательными.

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Особенности употребления разных форм прилагательных в разных стилях и жанрах речи.

        Имя числительное (22 ч)

Понятие об имени числительном. Роль числительных в речи.

Имена числительные простые, сложные и составные.

Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные.

Правописание удвоенной согласной в числительных.

Правописание мягкого знака в числительных.

Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании.

Собирательные   числительные,   их   значение,

склонение и употребление.

Порядковые числительные, их значение и изменение.

Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники.

Дробные числительные, их значение и изменение.

Правописание падежных окончаний имен числительных.

Наречие (19 ч)

Понятие о наречии как части речи.

Роль наречий в речи.

Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.

Степени сравнения наречий.

Словообразование наречий при помощи приставок и суффиксов.

Правописание суффиксов -о — -е после шипящих.

Правописание н и нн в наречиях на -о.

Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-.

Дефисное написание наречий с приставками по-,, в- (во-), а также наречий, образованных повтором слов.

Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую.

Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

Слитное и раздельное написание наречий (по списку).

Имя состояния (3 ч)

Понятие об именах состояния. Признаки имен состояния: общее грамматическое значение состояния, неизменяемость, синтаксическая функция — сказуемое в безличных предложениях.

Группы имен состояния по значению. Сходство и различие наречий и имен состояния.

        Местоимение (20 ч)

Основание выделения местоимения как части речи: особое грамматическое значение (обозначает не называя, а указывая). Роль местоимений в речи.

Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными, прилагательными, числительными, наречиями). Изменяемые и неизменяемые местоимения.

Разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам.

Личные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении.

Правописание местоимения с предлогами.

Прописная буква в формах вежливости.

Возвратное местоимение себя: значение, формы изменения, роль в предложении.

Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.

Вопросительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.

Относительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.

Запятая между частями сложного предложения, соединенными относительным местоимением.

Неопределенные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении; синонимия неопределенных местоимений.

Правописание неопределенных местоимений с морфемами кое-, -то, -либо, -нибудь.

Правописание не в неопределенных местоимениях.

Отрицательные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые; роль в предложении.

Правописание не и ни в отрицательных местоимениях.

Определительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.

Указательные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.

Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.

        Повторение (7 ч)

        Развитие речи (35ч)

Темы узкие и широкие. Простой и сложный план. Эпиграф.        

Лексические  средства  связи  предложении  в тексте. Описательный оборот.

Характеристика   официально-делового   стиля речи.

Художественное повествование. Рассказ. Описание природы, помещения, одежды, костюма

Построение текста-рассуждения в различных  стилях речи.        

Местоимение как средство связи предложений в тексте.

4.Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

        В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен знать:

  • определение основных изученных в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил;

уметь:

речевая деятельность: аудирование:

  • воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
  • определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
  • вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план; чтение:
  • осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
  • разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;
  • самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);
  • выразительно читать художественные и научно - учебные тексты;

говорение:

  • пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста - рассуждения;
  • подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;
  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
  • строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему;
  • соблюдать последовательность и связность изложения;

письмо:

  • подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;
  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
  • строить письменное высказывание на заданную тему;
  • соблюдать последовательность и связность изложения;
  • собирать материал к сочинению и систематизировать его;
  • составлять сложный план и на его основе создавать текст;
  • использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
  • употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
  • исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции; текст:
  • определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;
  • составлять простой и сложный план анализируемого текста;
  • определять вид связи предложений в тексте;
  • устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;

фонетика и орфоэпия:

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
  • использовать транскрипцию;
  • правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;
  • пользоваться орфоэпическим словарем;
  • обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;

морфемика и словообразование:

  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
  • давать структурно - грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
  • выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
  • различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
  • составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
  • давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов;
  • пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов;

лексикология и фразеология:

  • пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;
  • употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
  • толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации, пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.);
  • анализировать примеры использования слов в переносном значении;
  • проводить лексический разбор слова;

морфология:

  • указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
  • уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
  • опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;

орфография:

  • обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
  • «объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим словарем;
  • владеть приемом поморфемного письма;

синтаксис и пунктуация:

  • составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
  • анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);
  • определять синтаксическую роль изученных частей речи.
  • правильно применять изученные пунктуационные правила;
  • устно объяснять пунктуацию предложений, использовать на письме специальные графические обозначения;
  • строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Умения и навыки учащихся по темам:

«Имя существительное»:

  • аргументировано    доказывать    принадлежность слова к именам
  • существительным и отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
  • употреблять одни и те же имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
  • согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными, употребляющимися только в единственном или только во множественном числе, с несклоняемыми существительными и со сложносокращенными словами; соблюдать нормы управления существительных в глагольных словосочетаниях (по списку);
  • использовать в речи существительные с суффиксами оценочного значения;
  • употреблять синонимичные существительные для связи соседних предложений и частей целого текста.

«Глагол»:

  • аргументированно доказывать принадлежность слова к глаголам и отличать глаголы от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
  • соотносить личные формы глагола с инфинитивом, учитывая вид глагола и его возвратность-невозвратность;
  • различать и употреблять глаголы-синонимы и глаголы-антонимы;
  • согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным;
  • употреблять при глаголах имена существительные в нужном косвенном падеже (по списку словосочетаний);
  • употреблять формы настоящего и будущего времени при сообщении о прошлых событиях;
  • правильно выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при понуждении к действию;
  • соблюдать видовременную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте; употреблять глаголы-синонимы для связи предложений и частей целого текста;
  • строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи.

«Имя прилагательное»:

  • аргументированно    доказывать    принадлежность слова к именам прилагательным и отличать имя прилагательное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
  • различать омонимы (военный как имя прилагательное и как имя существительное) с учетом синтаксической функции слова;
  • анализировать составные формы сравнительной превосходной степени;
  • употреблять   относительные  прилагательные  значении качественных;
  • различать синонимичные и антонимичные значения прилагательных;
  • характеризовать предмет с помощью прилагательных;
  • правильно употреблять варианты форм сравнительной и превосходной степени сравнения;
  • согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными, употребляемыми для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, двойник, персона, личность,
    бездарность);
  • согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными общего рода (недотрога, самоучка, бедняга, жадина, тихоня).

«Имя числительное»:

  • аргументированно    доказывать    принадлежность слова к именам числительным;
  • отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;
  • употреблять числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний; соблюдать нормы склонения сложных и составных числительных;
  • правильно строить словосочетания, обозначающие праздники {Девятое мая; 9 Мая);
  • правильно употреблять числительные двое, трое, оба, обе в сочетании с именем существительным;
  • правильно оформлять числительные в деловой письменной речи (обозначение дат, порядка перечней, классификаций и т. д.).

«Наречие»:

  • доказывать принадлежность слова к наречию; отличать имя состояния от наречия;
  • определять синтаксическую роль наречия и имени состояния в предложении;
  • различать омонимы {зимой как имя существительное и как наречие) с учетом значения и синтаксической функции слова;
  • различать синонимичные и антонимичные значения наречий;
  • употреблять наречия со значением оценки;
  • использовать наречия как средство организации текста.

«Местоимение»:

  • опознавать местоимения и правильно соотносить их со знаменательными частями речи (существительным, прилагательным, числительным, наречием); правильно образовывать формы местоимений (ср.: ей, к ней, благодаря ей и др.);
  • использовать местоимения в контексте в соответствии с их значением, избегая неточности, двусмысленности высказывания;
  • устранять при помощи местоимений неоправданные повторы слов в тексте; употреблять местоимения для связи частей высказывания;
  • пользоваться местоимениями в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами (не допускать неуместного «яканья», не говорить о человеке, не назвав его имени, в третьем лице;   не  пользоваться  местоимением  в  качестве обращения; правильно употреблять форму вежливости и соблюдать нормы согласования различных типов сказуемого с подлежащим, выраженным формой вежливости Вы, и др.);
  • использовать многозначность некоторых местоимений и их способность употребляться в переносном значении как средство выразительности.

«Развитие речи»:

  • анализировать текст-описание (одежды, природы, обстановки) с точки зрения особенностей построения;
  • вычленять в повествовательных текстах элементы описания и осмысливать их роль;
  • анализировать и излагать статью учебника как образец рассуждения (текста научного стиля);
  • излагать повествовательный текст, осложненный описанием (природы, обстановки, одежды, костюма), подробно, сжато, с творческим заданием;
  • излагать повествовательный текст с творческим заданием (вводить элементы рассуждения: оценка эпизода, определение его значения для понимания характера героев или развития событий);
  • создавать текст-описание (природы, одежды, костюма и др.) по личным впечатлениям и наблюдениям;
  • создавать текст-повествование с элементами описания (природы, обстановки, действий, трудовых процессов);
  • составлять сочинение-рассказ, созданный на основе воображения (например, по сюжетной картине) и осложненный элементами описания обстановки;
  • строить рассуждение в устной и письменной формах на грамматическую тему по образцу рассуждений, представленных в учебнике;
  • совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи.

5. Учебно-методическое и программное обеспечение

Основная литература

  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2008
  3. Русский язык. Практика.6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н.Пименова, А.П.Еремееева, А.Ю.Купалова и др.; под редакцией С.Н.Пименовой. – 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2011
  4. Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – 16-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2011

Дополнительная литература

  1. Базилевская В. Б. Русский язык (теория, практика, синтаксический разбор): Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – Воронеж: Родная речь, 2003г.
  2. Белова И. В., Коротенко Л. В.Мы пишем без ошибок (из опыта работы учителей русского языка Белгородской области по методике интенсивного обучения правописанию Т. Я. Фроловой) – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008г.
  3. Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1990г.
  4. Малюшкин А. Б.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 5 класс – М: Творческий центр «Сфера» - 2005
  5. Никитина Е. И. Уроки развития речи. К учебному пособию «Русская речь». 5 класс — М: Дрофа – 2000
  6. Рабочие программы по русскому языку. 5-9 классы (по программе под редакцией В. В. Бабайцевой) Составитель Вялкова Г. М.- М:Глобус, 2009
  7. Русский язык. 5 класс. Поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой. Автор-составитель Т. И. Курылёва - Волгоград - 2006
  8. Русский язык. 5 класс. Поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой – Волгоград- 2004
  9. Русский язык. 5 класс. Индивидуальный контроль знаний: карточки-задания - Волгоград - 2003
  10. Русский язык. Тестовые задания к основным учебникам. Рабочая тетрадь. 5 класс – Москва – Эксмо – 2008
  11. Фролова Т. Я. Методика интенсивного обучения правописанию. Русский язык. Книга для учителя – Симферополь: Таврида, 2006г.
  12. Фролова Т. Я. Мы пишем без ошибок. Русский язык. Правописание. Интенсивный курс. Часть II – Симферополь: Таврида, 2008г.
  13. Фролова Т. Я. Русский язык в рисунках и схемах – Симферополь: Таврида, 2007г.
  14. Фролова Т. Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах – Симферополь: Таврида, 2007г.

Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Дата

Подготовка к ГИА, ЕГЭ

план

факт

Введение

1

Русский язык - один из богатейших языков мира

Повторение изученного

10+1

Повторение синтаксиса и пунктуации

Правописание орфограмм-согласных

Повторение непроизносимых согласных

Повторение  орфоэпических  норм

Повторение орфограмм-гласных в корне. Проверяемые ударением.

А13

Повторение орфограмм-гласных в корне слова. Непроверяемые ударением.

А14

Повторение орфограмм-гласных. Чередующиеся гласные.

Повторение изученного по морфемике

А12

Р/ р. Признаки текста. Темы широкие и узкие

В2

Контрольный диктант  по теме: «Повторение»

Анализ контрольного диктанта

Грамматика. Морфология Понятие о морфологии

3

Система частей речи в русском языке.

Основания выделения частей речи

Части речи самостоятельные и служебные.

Самостоятельные части речи

Имя существительное

20+3

Понятие об имени существительном.

Нарицательные и собственные, одушевлённые и неодушевлённые имена

существительные.

Род, число, падеж и склонение имён существительных.

Склонение существительных в единственном и множественном числе.

Р.р. Рассуждать – значит доказывать.

Разносклоняемые существительные.

Неизменяемые существительные.

Образование существительных с помощью суффиксов.

Правописание суффиксов существительных.

Практикум по теме «Правописание суффиксов существительных»

Буквы О – Е после шипящих в суффиксах  существительных.

Практикум по теме: «Буквы О – Е после шипящих в суффиксах  существительных»

Образование существительных с помощью приставок.

Правописание НЕ с существительными

Практикум по теме: «Правописание НЕ с существительными»

Образование существительных при помощи сложения.

Правописание сложных существительных

Повторение и обобщение изученного по теме «Имя существительное».

Практикум по теме «Имя существительное».

Контрольное тестирование по теме: «Имя существительное»

Р/р. Лексические средства связи предложений в тексте.

В2

Р/р. Сочинение по картине

В2

Глагол

45+16

Понятие о глаголе

Морфологические признаки глагола

Синтаксическая роль глагола

Р/р. Простой и сложный план

Синтаксическая роль глагола

Не с глаголами

Практикум по теме: «Не с глаголами»

Инфинитив

Р/р. Подготовка к изложению по теме: «Глагол»

В1

Р/р. Написание изложения

Возвратные глаголы

Правописание -тся и -ться в глаголах

Закрепление правописания -тся и -ться в глаголах

Виды глагола

Образование видов глагола

Правописание корней с чередованием

Практикум по теме: «Правописание корней с чередованием»

Наклонение глагола.

Изъявительное наклонение глагола

Р/р. Сравнение.

Р/р. Метафора. Эпитет

Времена глагола

Практикум по теме: «Времена глагола»

Прошедшее время

Правописание глаголов прошедшего времени

Настоящее и будущее время

Практикум по теме «Настоящее и будущее время!

Р/р. Что такое эпиграф?

Р/р. Обучение написанию выборочного изложения

В1

Лицо и число глагола

Практикум по теме: «Лицо и число глагола»

Спряжение глаголов                      

Практикум по теме: «Спряжение глаголов»                      

Личные окончания глаголов

Практикум по теме: «Личные окончания глаголов»

А 21

Р/р. Лексические средства связи предложений в тексте.

А 21

Р/р. Описательный оборот

А 21

Спряжение глаголов

А 21

Практикум по теме: «Спряжение глаголов»

А 21

Контрольный диктант по теме: «Правописание глагола»

Анализ диктанта

Разноспрягаемые глаголы

Практикум по теме: «Разноспрягаемые глаголы»

Р/р. Официально-деловой стиль речи.

В2

Р/р. Сфера речевого общения

В2

Р/р. Рассказ

В2

Условное наклонение

Практикум по теме: «Условное наклонение»

Повелительное наклонение

Практикум по теме: «Повелительное наклонение»

Безличные глаголы

Практикум по теме: «Безличные глаголы»

Р/р. Написание рассказа

В2

Словообразование глаголов

Правописание суффиксов глаголов

Р/р. Подготовка к написанию  сочинения в жанре рассказа

В2

Р/р. Написание сочинения в жанре рассказа

В2

Р/р Правильное употребление глаголов в устных и письменных  текстах.

В

Повторение изученного в разделе «Глагол»

А15

Контрольный диктант по теме: «Глагол»

Анализ диктанта

Прилагательное

26+5

Понятие об имени прилагательном

Морфологические признаки имени прилагательного

Синтаксическая роль имени прилагательного

Разряды прилагательных по значению

Практикум по теме: «Разряды прилагательных по значению»

Р/р. Описание природы. Зима

Полные и краткие прилагательные

А2

Склонение полных прилагательных

Практикум по теме: «Склонение полных прилагательных»

Притяжательные прилагательные с суффиксом  -ий

Практикум по теме: «Притяжательные прилагательные с суффиксами -ин-, -ын»

Степени сравнения прилагательных

Практикум по теме: «Степени сравнения прилагательных»

Р/р. Описание природы. Зима.

Словообразование прилагательных с помощью суффиксов

Практикум по теме: «Словообразование прилагательных с помощью суффиксов»

Правописание н (нн) в     суффиксах прилагательных

Закрепление правописания н     (нн) в  суффиксах прилагательных

А16

Практикум по теме: «Правописание н (нн) в суффиксах прилагательных»

Образование   прилагательных   с   помощью суффиксов -к-, -ск-

Практикум по теме: «Образование   прилагательных с помощью суффиксов -к-, -ск»

А15

Словообразование прилагательных с помощью приставок

Р/р. Описание помещения

А15

Словообразование прилагательных с помощью сложения основ

Практикум по теме: «Словообразование прилагательных с помощью сложения основ»

Р/р  Правильное употребление      имён прилагательных  в устных  и письменных текстах.

А13

Закрепление изученного в    разделе «Имя прилагательное»

Повторение изученного в    разделе «Имя прилагательное»

А15

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

Анализ диктанта

А15

Р/р. Описание одежды, костюма

А15

Числительное

22+4

Понятие о числительном

А15

Грамматическое значение числительного

Простые, сложные и составные числительные

А15

Сложные числительные

Составные числительные

Р/р. Подготовка к сочинению по теме: «Рассказ на основе картины, включающий описание»

Р/р. Написание сочинения

Количественные числительные.

Практикум по теме: «Количественные   числительные»

А16

Склонение количественных числительных

Собирательные числительные

А16

Закрепление по теме: «Собирательные числительные»

Практикум по теме: «Собирательные числительные»

Порядковые числительные

А16

Закрепление по теме: «Порядковые числительные»

Практикум по теме: «Порядковые числительные»

Дробные числительные

Практикум по теме: «Дробные числительные»

Правописание дробных числительных

Практикум по теме: «Правописание дробных числительных»

Р/р. Описание книги

Р/р Правильное употребление имён числительных в устных и письменных текстах.

Закрепление  изученного в разделе  «Имя числительное»

Повторение  изученного в разделе  «Имя числительное»

Практикум по теме: «Повторение  изученного в разделе «Имя числительное»

Контрольный диктант  по теме: «Имя числительное»

Наречие

19+2

Понятие о наречии

Грамматическое значение наречия

Р/р. Рассуждение в разных стилях речи

Степени сравнения наречий

Закрепление по теме: «Степени сравнения наречий»

Практикум по теме: «Степени сравнения наречий»

Словообразование наречий с    помощью приставок и суффиксов

Практикум по теме: «Словообразование  наречий с    помощью приставок и суффиксов»

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

Буквы н и нн в наречиях на -о, (-е)

Буквы о и е на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-

А3

Практикум по теме: «Буквы о и е на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-«

Дефис между частями слова в наречиях

Практикум по теме: «Дефис между частями слова в наречиях»

Словообразование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую

Практикум по теме: «Словообразование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую»

Закрепление изученных орфограмм

Буква ь после шипящих на конце наречий

Имя состояния

3

Понятие об именах состояния.

Группы имен состояния по значению.

Сходство и различие наречий и имен состояния.

177.

Р/р Правильное употребление наречий в устных и письменных текстах

178.

Контрольный диктант по теме: «Наречие»

179.

Анализ диктанта

Местоимение

20+3

180.

Понятие о местоимении.

181.

Местоимение и другие части речи

182.

Личные местоимения

183.

Закрепление по теме: «Личные местоимения»

184.

Притяжательные местоимения

185.

Закрепление по теме: «Притяжательные местоимения»

186.

Возвратное местоимение

187.

Р/р. Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимение

188.

Р/р. Подготовка к изложению по теме: «Местоимение»

В2

189.

Р/р. Написание изложения

А3

190.

Вопросительные местоимения

191.

Относительные местоимения

192.

Закрепление по теме: «Относительные местоимения»

193.

Неопределённые местоимения

194.

Закрепление по теме: «Неопределённые местоимения»

195.

Отрицательные местоимения

196.

Закрепление по теме: «Отрицательные местоимения»

197.

Определительные местоимения

198.

Закрепление по теме: «Определительные местоимения»

199.

Указательные местоимения

200.

Закрепление по теме: «Указательные местоимения»

201.

Р/р Правильное употребление местоимений в устных и письменных текстах.

В1

В2

202.

Повторим изученное в разделе «Местоимение»

203.

Контрольный диктант по теме: «Местоимение»

Повторение изученного в 6 классе

7

204.

Повторение морфологии

205.

Контрольное тестирование по теме: «Повторение изученного в 6 классе»

206.

Практикум по морфологии

207.

Повторение орфографии

208.

Практикум по орфографии

209.

Повторение синтаксиса и пунктуации

210.

Повторение синтаксиса и пунктуации

Приложение.

Формы и средства контроля

  • Контрольных диктантов –6
  • Контрольное тестирование – 2
  • Изложение – 3
  • Сочинение – 2

п/п

№ урока

Вид работы

Дата

11

Контрольный диктант  по теме: «Повторение»

35

Контрольное тестирование по теме: «Имя существительное»

46-47

Р/р. Изложение по теме: «Глагол»

77

Контрольный диктант по теме: «Правописание глагола»

93-94

Р/р. Сочинение в жанре рассказа

97

Контрольный диктант по теме: «Глагол»

127

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

135-136

Р/р. Сочинение по теме: «Рассказ на основе картины, включающий описание»

155

Контрольный диктант по теме: «Имя числительное»

178

Контрольный диктант по теме: «Наречие»

188-189

Р/р. Изложение по теме: «Местоимение»

205

Итоговое тестирование по теме: «Повторение изученного в 6 классе»

207-208

Контрольное итоговое изложение

Контрольный диктант  по теме: «Повторение»

Кодификатор проверяемых умений:

  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил орфографии и пунктуации;
  • распознавать части речи и их формы;
  • опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
  • владеть навыками грамматических разборов (1, 4)

На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой1 дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.

      Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.

Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть — видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики.

      Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод4. За день мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене. (109 слов)

 Грамматическое задание

  1. Произведите фонетический разбор слова узкой1
  2. Произведите синтаксический разбор предложения

С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод4

Контрольное тестирование по теме: «Имя существительное»

Кодификатор проверяемых умений:

  • владеть правильным способом действия при выполнении тестовых заданий;
  • узнаватьимя существительное и определять его грамматические признаки;
  • владеть навыками морфемного анализа имени существительного

Тест по теме: «Имя существительное»

1.Имя существительное изменяется по:

а) числам; б) родам; в) лицам.

2.Укажите столбик: а), 6), в) или г), цифры которого соответствуют склонению данных существительных:

а)

б)

в)

г)

иней

2

3

1

2

ночами

3

2

2

3

у дерева

2

1

1

2

за печкой

1

3

1

3

3. Укажите, в каком столбике: а), б), в), г) – указание на род соответствует роду данных существительных:

                                       а)      б)          в)         г)

горечь

ж.

м.

ж.

м.

рояль

м.

ж.

м.

ж.

впечатление

ср.

ж.

ср.

ж.

ножницы

м.

ср.

4.Определите, в каком

: а)

б), в) или г) — указание в столбике на падеж, который соответствует

падежу данных существительных:

а)

б)

в)

г)

про праздник

И.

В.

В.

И.

в журнале

Т.

Т.

П.

П.

днем

Т.

П.

Т.

П.

именем

Д.

Р.

Т.

П.


5.Найдите существительное, которое имеет форму только ед. ч.:

а) рельс; б) ворота; в) темнота; г) грабли,

6.Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

                                а)        б)         в)         г)

мол…дежь

о

о

а

а

м…ндарин

о

а

о

а

..пельсин

о

а

а

о

р…спублика

и

е

е

и

7.Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 6:

                               а)б)в)г)

на лошад..иеие

по ше..еиие

об урожа..ееии

на лекци..ииее

8.В какой группе существительных верно указана форма мн. ч.:

а)без чулок, нет мест, у солдат, много помидоров;

б)без чулков, нет мест, у солдатов, много помидор;

в)без чулок, нет  местов, у солдат, много помидор.

9.Где нужен ь? Задание, аналогичное заданию 6:

a)6)в)г)

сургуч..                 -ь -  ь

пастбищ..              ь--     ь

брош...                  -ьь-

10. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 6:

а)

б)

в)

г)

перед границ..й

е

о

е

о

с выигрыш…м

о

е

е

о

под кирпич, .м

е

е

о

о

над дворц…м

е

о

о

е

11.Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении:  Поля разрушают овраги:

а) подлежащим; б) дополнением; в) определением.

12.Укажите правильный разбор слова по составу:

а)произрастание   в) произрастание  б)произрастание

Р/р. Изложение по теме: «Глагол»

Кодификатор проверяемых умений:

        

  • подробно пересказывать текст;
  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
  • делить текст на абзацы;
  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
  • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.

Текст изложения упражнения 180, стр. 108

Контрольный диктант по теме: «Глагол»

Кодификатор проверяемых умений:

  • указывать морфологические признаки глагола;
  • опираться на морфологические признаки глагола при решении задач правописания;
  • аргументированно доказывать принадлежность слова к глаголам и отличать глаголы от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
  • соотносить личные формы глагола с инфинитивом, определяя спряжение, учитывая вид глагола и его возвратность-невозвратность.

Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь

В Чернянском районе в селе Холки находится удивительный памятник русской культуры - Свято-Троицкий мужской монастырь. В летописи он впервые упоминается в 1620 году. Основателем храма является монах Геласий.

Монастырь представляет собой наземный храмовый комплекс и множество таинственных пещер, расположенных под ним. Общая площадь пещер составляет 255 квадратных метров, площадь подземного Свято-Троицкого храма - 60 квадратных метров. Пока остаётся тайной, кем были построены пещеры комплекса. Известно лишь, что сделаны они руками человека.

Служба для прихожан проводится в наземном Преображенском храме. В монастыре проживает около двадцати монахов. Ежедневно здесь совершается Божественная литургия.

Место, где находится Холковский монастырь, очень живописно. Сегодня сюда приезжают люди со всех концов России. Они читают молитвы и вдыхают лечебный воздух пещер, полезный для дыхательной системы.

  1. Выписать все глаголы, выделить личные окончания, определить спряжения.
  2. Находится3
  3. Сегодня сюда приезжают люди со всех концов России.4

Р/р. Сочинение в жанре рассказа

Кодификатор проверяемых умений:

  • создавать письменные высказывания в жанре рассказа;
  • составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
  • делить текст на абзацы;
  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
  • выражать свое отношение к предмету речи;
  • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
  • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.

Тема сочинения:

  • Памятный случай, произошедший со мной летом.

(Заглавие сочинения может быть сформулировано учащимися самостоятельно)

Контрольный диктант по теме: «Глагол»

Кодификатор проверяемых умений:

  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил орфографии и пунктуации;
  • распознавать части речи и их формы;
  • опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
  • владеть навыками грамматических разборов (2, 3, 4)

Солнце – самая яркая в нашем космическом доме звезда. Она кажется огромной, потому что находится сравнительно близко от нас. Другие звезды располагаются бесконечно далеко и выглядят песчинками, маленькими точками.

Люди с давних пор пытались сосчитать звезды, чтобы составить точную карту звездного неба. Они разделили условно весь небосклон на участки, а самые яркие звезды соединили линиями. Так появились созвездия, которым ученые дали разные названия.

Спрячьте однажды вечером учебники в стол, подойдите к окну и приглядитесь к звездному небу. Вы заметите созвездия Лебедя, Рака, легко найдете Полярную звезду и Большую Медведицу*.

Звезды бывают самые разные: старые и молодые, великаны и карлики, горячие и холодные. Удивительно, что горячие звезды имеют белый, серебряный или голубой цвет. Самые холодные звезды красного цвета.(116 слов)

* Названия созвездий – это имена собственные, пишутся без кавычек.

 

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения

Спрячьте однажды вечером* учебники в стол, подойдите к окну и приглядитесь к звездному небу (* вечером – наречие).

2. Слова для морфемного разбора: появились, приглядитесь, заметите. (Примеры повышенного уровня сложности, возможна замена с учетом подготовленности класса и задания по вариантам.)

3. Морфологический разбор слова спрячьте.

4. Найдите примеры слов с проверяемой, непроверяемой и чередующейся гласной в корне, обозначьте орфограмму (дополнительное задание).

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

Кодификатор проверяемых умений:

  • указывать морфологические признаки имени прилагательного;
  • опираться на морфологические признаки имени прилагательного при решении задач правописания;
  • аргументированно доказывать принадлежность слова к прилагательным и отличать прилагательные от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков.

Встреча в деревне

Владимир Сергеевич работал геологом в одной поисковой партии в далекой Сибири. Он приехал в Москву в свое геологическое управление с интересными породами, ожидал результатов их анализов и решил свободные денечки провести у друзей в деревне.

В крепком рюкзаке у него лежали все необходимые пожитки: спортивные брюки, мягкие тапочки, клетчатая рубашка, садовый нож, полбуханки свежего хлеба. В папке лежали любимые фотографии.

Интересно было их рассматривать и слушать захватывающие рассказы геолога. Владимир Сергеевич объездилвсю нашу огромную страну, был на Диксоне, на Урале. Потом он показал корень женьшеня.

Это был маленький ветвистый корешок бледно-желтого цвета. Он умещался на ладони и был очень похож: на худенького человечка с кривыми ручками и ножками.

(И.Дик.)        (110 слов)

Задания.

Выполните морфемный разбор:

Свободные, провести, тапочки - 1 вариант;

садовый, рассказы, показал ~ 2 вариант.

Выполните морфологический разбор имен прилагательных: Поисковой, интересными - 1 вариант. Худенького, кривыми - 2 вариант

Выпишите словосочетание «прилагательное + существительное», определите разряд прилагательного.

Выполните синтаксический разбор простого предложения: первое предложение - 1 вариант; последнее предложение - 2 вариант.

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку

Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания с учётом рекомендаций, изложенных в Методическом письме«Направления работы учителей-словесников по исполнению единого орфографического режима на современном этапе развития школы»

 «Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

I. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка (« 5 », « 4 », « 3 ») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

II. Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса — 90—100 слов, для 6 класса — 100—110, для 7 класса — 110—120, для 8 класса— 120—150, для 9 класса — 150—170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)    "

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса— 15—20, для 6 класса — 20—25, для 7 класса — 25—30, для 8 класса — 30—35, для 9 класса — 35—40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе — 12 различных орфограмм и 2—3 пунктограмм, в 6 классе — 16 различных орфограмм и 3—4 пунктограмм, в 7 классе — 20 различных орфограмм и 4—5 пунктограмм, в 8 классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в 5 классе — не более  5 слов,  в 6—7   классах — не более  7 слов, в 8—9 классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и. и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни {Куда он  только  не  обращался!  Куда  он  ни  обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне од некоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических {пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму {вода воды, рот ротик, грустный грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущено 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и более.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической  или   1   негрубой  пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или б орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для 4 класса — 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно' выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено 1—2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. III. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5—9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе — 100—150 слов, в 6 классе — 150—200, в 7 классе — 200—250, в 8 классе — 250—350, в 9 классе — 350—450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе — 0,5—1,0 страница, в 6 классе — 1,0—1,5, в 7 классе — 1,5—2,0, в 8 классе — 2,0—3,0, в 9 классе — 3,0—4,0.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические   ошибки   отсутствуют.

3. Содержание       излагаетсяпоследовательно.

4. Работа отличается богатством словаря,  разнообразием используемых     синтаксических    конструкций,    точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство      и      выразительность текста.

В целом в работе допускается1 недочет в содержании и 1 - 2 речевых недочета.

Допускается:

1 орфографическая, или

1 пунктуационная, или

1 грамматическая ошибка

«4»

1. Содержание работы  в основном   соответствует   теме

(имеются       незначительныеотклонения от темы).

2. Содержание    в    основномдостоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются   незначительныенарушения     последователь-

ности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль  работы  отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и

2 пунктуационные ошибки, или

1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или4 пунктуационные ошибки при

отсутствии орфографическихошибок,

2 грамматические ошибки

«3»

1. Вработе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном,  но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения   последовательности изложения.

4. Беден   словарь   и   однообразны   употребляемые   синтаксические      конструкции,встречается       неправильноесловоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускаетсяне более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или

3 орфографические ошибки и

5 пунктуационных ошибок, или

7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок

(в 6 классе5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также

4 грамматические ошибки

«2»

1. Работа    не    соответствуеттеме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена   последовательность изложения мыслей во

всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты    случаи    неправильногословоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными   предложениямисо слабовыраженной связьюмежду ними,  часты случаинеправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и

8 пунктуационных ошибок,

5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и

6 пунктуационных ошибок,

а также 7 грамматических ошибок

Примечания: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

IV. Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

V. Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом « 2 » или «1».

Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся 5—9 классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1—2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки, или оцениваться в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утвержденными Министерством образования РФ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...