ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока русского языка для 5 класса
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Цели урока: формировать практические навыки  грамотного оформления конверта, учить писать сочинение  в жанре письма

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научаться писать письма, соблюдая правила эпистолярного жанра, понимать роль писем в жизни человека, работать с толковым словарем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5a_tehnologicheskaya_karta_uroka.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока  русского языка.

Составила учитель русского языка и литературы

Титовцева Л.Г.

Класс: 5А

Предмет: русский язык

Учебник : Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, в  двух частях. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская. М:Просвещение, 2013.

Тема мероприятия: Письмо

Дата:     12.2013г.

Цели урока: формировать практические навыки  грамотного оформления конверта, учить писать сочинение  в жанре письма

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научаться писать письма, соблюдая правила эпистолярного жанра, понимать роль писем в жизни человека, работать с толковым словарем.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, переработка и структурирование информации (работа с текстом и смысловое чтение); осознанное  построение  речевого высказывания в письменной форме, умение составлять текст эпистолярного жанра, соблюдая нормы его построения.

Личностные УУД: самоопределение, умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их; стремление к письменному речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, воспитание интереса к предмету как основному средству общения через разные виды работы.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование,  осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

Средства обучения: учебник, компьютер, проектор.

1.Организация начала урока

 

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

(Звучит песня  «Вологда»)

-Какое первое слово прозвучало в песне?

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

Сквозной элемент урока

   Скороговорка

   

Презентация

«Музей почты»

Индивидуальная работа,  коллективная

Метод фронтальнаой орга- низации уч-ся, словесный метод.

Опережающее задание

регулятивные: саморегуляция

Познавательные УУД :

подведение под понятие

Коммуникативные УУД:

Умение с достаточной полнотой выражать  свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

 планирование  учебного сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные: саморегуляция

Артикуляционная гимнастика.

Работа над скороговорками.

«Волки рыщут, пищу ищут».

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Ребята! Сейчас мы с вами совершим         небольшую заочную экскурсию в уникальный музей почты, единственный в Поволжье, в Саратовской обл., г. Балаково

Подготовка речевого аппарата к говорению.

Просмотр слайдов.

 Комментарий уч-ся(Галаева, Гасанов, Петров, ГасановаС., Ненова

В музее, помимо стилизованных древнекитайских дощечек для письма и фрагмента древнеегипетского папируса, хранятся уникальные свидетели старины: новгордская берестяная грамота 13в., писало, свиток с печатью 17в., древнерусская восковая дощечка, старинная церковная книга.

- А еще тут висит фонарь, освещавший в непроглядной тьме дорогу почтовым вагонам, и поддужный колокольчик, который за версту оповещал станционного смотрителя о прибытии почтовой повозки.

 - Есть уголок, воспроизводящий комнату балаковского почтмейстера начала прошлого века, с самоваром, керосиновой лампой, изящной пепельницей, чернильницей и даже визитной карточкой, которой некий чиновник приглашал уважаемого почтмейстера на званый ужин.

- А вот макет почтовой станции, который передает атмосферу крепостной России начала 19в.: тройка лошадей, повозка, ямщик и маленький деревянный домик хозяина станции, который должен поменять загнанных скакунов

- Почтмейстеры в дореволюционной России были люди уважаемые и одевались соответственно чину и статусу – в суконный кафтан темно-зеленого цвета с большими желтыми петлями для пуговиц, форма придавала почтмейстеру определенную красоту и благородство.

- Наряду с кафтаном почтмейстера образца XIX века, одной из самых удачных находок балаковских почтовиков, соседствует костюм советского почтальона 50-80-х годов прошлого века и огромная коричневая сумка на ремне, в которую умещалось до 20 кг писем и газет. Тут же – знакомый всем нам пузатый ящик, впервые появившийся  в Париже в 1653 году.

Этап 3. Изучение нового материала

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 

Конечно, экскурсия в музей почты была не случайна. Каждому человеку в жизни приходилось получать и отправлять письма.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Как будет звучать тема урока? Правильно. Письмо!

Открываем тетради, записываем тему урока (Слайд №11. темы ур.)  

Письмо имеет древнюю историю…

Как вы думаете, на чем писали письма, когда не было бумаги?

Письма писали на самых разных материалах: на глиняных табличках, на папирусе, на бересте и даже на рыбьей коже.Вспомните старую лапландку из «Снежной королевы». Она писала письмо на коже трески.

Формулируют тему урока и записывают в тетради.

Постановка учебной задачи на урок

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

1.Актулизация знаний

 Метод фронтальной организации учащихся.

Работа с текстом

познавательные УУД:

обобщение и систематизация  понятий и применение их для выполнения практических заданий

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: предвидеть

Сегодня на уроке мы познакомимся с эпистолярным жанром, узнаем, как грамотно подписать конверт, и напишем сочинением-миниатюру в жанре письма.

Словарная работа

Давайте выясним,что такое письмо, его этимологию. А поможет нам толковый словарь.   Слово «эпистола» произошло от греческого

Постановка учебной задачи на этот урок

Работают с толковым словарем

 «эпистолярный»                            

2.Словарная работа

Проблемный метод

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве

взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение

Познавательные УУД:

Закрепление необходимой информации, осознанное и правильное построение речевого высказывания по заданной теме.

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Слайд №   13               Эпистола –письмо, послание    Эпистолярный  -относящийся к личной переписке.      Эпистолярный жанр отосится к разговорному стилю, предполагает свободный переход от одной темы к другой, неограниченный выбор языковых средств  (синтаксис, изобразительно-выразительные средства лексики, фонетика).

Ребята! Как вы думаете, зачем пишут письма? Является ли оно ценностью ?

Как вы понимаете эпиграф?

Слайд №14. ЭПИГРАФ

Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены.   Н. Кузовлева

 

Записывают слова в опорные схемы

 

Учащиеся рассуждают

(С помощью писем люди как бы встречаются друг сдругом, делятся радостями и горестями…)

Работа с эпиграфом

3.Работа с теоретическим материалом

Наглядный

  Слайд № 15

ВИДЫ ПИСЬМА(виды письма)

ПИСЬМО

             /                    \

ДЕЛОВОЕ                ЛИЧНОЕ

-письмо-поздрав.  –письмо-

-письмо-просьба      рассказ

-благодарственн.

письмо

Работа с опорными схемами

 

Слайд № 16

АЛГОРИТМ     НАПИСАНИЯ

       ПИСЬМА

1.Приветствие. 2.Вступление.

3.Основная часть. 4.Заключение

Работа с опорными схемами

4.Физминутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Физ.минутка

Организует  разминку.

Активно выполняют физические  упражнения

Этап 4. Практикум -закрепление

1.История почтового конверта

Опережающее задание

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве

взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД:

Представление полученного конкретного результата

Написать письмо-настоящее искусство. Но, чтобы письмо дошло, необходимо правильно заполнить конверт. Сейчас мы с вами послушаем, как был придуман почтовый конверт.

До 1820 года о конвертах никто не имел никакого представления. Адрес писался на том же листе бумаги, что и само письмо. Для этого письмо складывалось с таким расчетом, чтобы оставалось место для адреса. После выставки, созданной владельцем магазина в английском городе Брайтоне г-н Бревером, стало особым шиком писать письма на бумаге формата визитной карточки. Вскоре выяснилось, что это неудобно. У владельца магазина возникла мысль изготовить нечто вроде мешочков для вкладывания в них писем. Бревер, продумав форму и размеры, изготовил небольшую партию таких мешочков и стал вручать их своим покупателям. Мешочки имели громадный успех и получили название “конверт”. Успех конвертов был столь велик, что Бревер вынужден был поручить их изготовление 12 специальным предприятиям. Со дня изобретения первого почтового конверта прошло почти двести лет. За это время менялись его формат, оформление, качество бумаги, но суть остаётся прежней – нести по почте вести людям

2.Практическая работа

Правила заполнения конверта

Метод фронтальн. организации учащихся

Слайд№17  с образцом оформления конверта

 Оформляют  конверты

по образцу

3.Лексическая работа

Словесный, наглядный

Слайд№18  (А кто же такой адресат?

Работа с толковым словарем

А  адресант?

Дают развернутый ответ.

4Защита проекта.

Отработка орфографических навыков.

Закрепление изученного в форме занимательной грамматики

Презентация

Работа с текстом

Сейчас группа ребят представят на свой проект- макет «Почта будущего». Дома они продума- ли проект

А я хочу  рассказать историю одного письма..

Вася жил летом в деревне, а его сестра Маша –в городе. Брат на-писал письмо такого содержания

Слайд № 19 (Здравст.,Маша…)

Защита проекта  (Настя,

Матвей, Богдан)

Маша написала ответ…

(Я читаю…)

Ребята, давайте поможем В.разобраться, в чем его ошибки

Выписывают слова с ошибками, а рядом исправленный вариант.

Слайд № 19(исправл. Вариант)

Этап  5. Подведение итогов  урока

 

 1.Рефлексия

2.Домашнее задание

Выступление перед аудиторией

Словесный, наглядный

 познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, обобщения.коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.личностные УУД: соотносить свою часть работы с общим замыслом

Написать письмо-поздравление с Новым годом бабушке, другу, подруге, родственникам, учителю, президенту

1.С какими видами писем  мы познакомились?

2.Что такое эпистолярный жанр

3.Кто такой адресат,

Адресант?

4. Как правильно заполняется конверт?

5.Что удалось узнать на уроке?

6.Кто узнал новое для себя?

Записывают в дневники.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта немецкого языка 5 класс

Технологическая карта немецкого языка 5 класс. Тема занятия "Где расположен дом?"...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

ФГОС Технологическая карта. Русский язык. 9 класс.

ФГОС. Технологическая карта по русскому языку. 9 класс....

ФГОС технологическая карта русский язык 9 класс

ФГОС технологическая карта русский язык 9 класс...

Технологическая карта.Русский язык 5 класс. Тема: Спряжение глагола.

Технологическая карта урока русского языка по теме "Спряжение глагола" 5 класс....

технологическая карта русский язык 7 класс Причастие

Урок -повторение по теме  "Причастие" Указаны цели и задачи .Обозначена деятельность учителя и ученика .Даны карточки с разноуровневыми заданиями.Физкультминутка....

Технологические карты (русский язык) 6 класс.

Технологические карты к урокам русского языка в 6 классе....