Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (часть С)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

Спиридонова Нина Михайловна

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (часть С). Работа с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc1.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

                               Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (часть С)

Работая в старших классах, все свои усилия направляю на подготовку учеников к успешной сдаче ЕГЭ. Ученик должен продемонстрировать и навыки анализа, и умение четко сформулировать результаты своих наблюдений над чужим текстом, и базовую начитанность, и способность проводить аналогии. Все это требования к сочинению части С.

По опыту многолетней работы со старшеклассниками знаю, что зачастую, научившись верно определять проблему текста, позицию автора, (хуже получается с комментированием текста) ученики встают в тупик перед требованием «привести пример из читательского опыта». Причины следующие: ничтожный читательский опыт, неумение провести параллель, увидеть созвучие известной ситуации и новой. Решению этих проблем  помогают следующие задания,  которые  нужно выполнить при работе с текстами. Это задания , связанные с пониманием содержания текста, умением точно и правильно излагать свою мысль.

        Тема 1. Природа и человек.

        1.

«Что это? я падаю? у меня ноги подкашиваются,»-подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты  или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба,- высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал,- подумал князь Андрей,- не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист,- совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого  высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего,  ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..»

        2.

Весною 1809 года князь Андрей поехал в рязанские именья своего сына, которого  он был опекуном.

Пригреваемый весенним солнцем, он сидел в коляске, поглядывая на первую траву, первые листья березы и первые клубы белых весенних облаков, разбегавшихся по яркой синеве неба. Он ни о чем не думал, а весело и бессмысленно смотрел по сторонам.

… В лесу было почти жарко, ветру не слышно было. Береза, вся обсеянная зелеными клейкими листочками, не шевелилась, и из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы. Рассыпанные кое-где по березнику мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме. Лошади зафыркали,  въехав в лес, и виднее  запотели.

Лакей Петр что-то сказал кучеру, кучер утвердительно ответил. Но, видно, Петру мало было сочувствования кучера: он повернулся на козлах к барину.

-Ваше сиятельство, легко как!- сказал он, почтительно улыбаясь.

-Что?

-Легко, ваше сиятельство.

«Что он говорит ? - подумал князь Андрей.- Да, об весне верно,- подумал он, оглядываясь по сторонам.-И то зелено все уже…как скоро! И береза, и  черемуха, и ольха уж начинает…А дуб и незаметно. Да вот он, дуб».

На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в  десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата, дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны , ни солнца.

«Весна, и любовь, и счастие!- как будто говорил этот дуб.- И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон  смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинаковые, и вон и я  растопырил свои обломанные,  ободранные пальцы, где  ни выросли они- из спины, из боков; как выросли—так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу,как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

« Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб,- думал князь Андрей,- пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем,- жизнь наша кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен  доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому  назад; все было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и , подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.

Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна , в тени; правая, мокрая, глянцевитая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Все было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко , то далеко.

« Да, здесь, в этом лесу был дуб, с которым мы были согласны,- подумал  князь Андрей.-Да где он?- подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и , сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах  вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя- ничего не было  видно. Сквозь жесткую столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их.» Да это тот самый дуб»,- подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло

беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и  эта ночь, и луна-

и все это вдруг вспомнилось ему.

«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год,- вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей.- Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка,  которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла  моя жизнь, чтобы не жили они так независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

( Л.Н.Толстой. Война и мир)

  1. Как в  романе «Война и мир» решается тема взаимоотношений человека и природы?
  2. Какой прием использует Л.Н. Толстой в первом отрывке?
  3. Как соотносятся изменения в природе с переменами в душе князя Андрея во втором отрывке? Если вы не читали роман и не знаете , что произошло с героем Л.Н.Толстого между двумя встречами со старым дубом, обязательно прочитайте.
  4. Какими средствами пользуется автор, чтобы показать эти перемены (и природные, и душевные)?
  5. Как вы думаете, является ли  душевное перерождение героя следствием его наблюдений за жизнью природы или, наоборот, его взгляд на природу меняется под влиянием внутренних причин? Аргументируйте свою позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку часть А , задание 21

Вводные слова и вводные конструкции...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку, часть В. Тексты и задания.

Представлены тексты из очерков В.Пескова (газета "Комсомольская правда"), разработаны задания части В....

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (Часть С)

Учимся писать сочинение (Часть С) в 10-11 классах. Вашему вниманию представлен алгоритм  работы с текстом, образец сочинения и  схема сочинения - рассуждения....

Интерактивный практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Часть С

Предлагается интерактивный практикум по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть С) ЕГЭ по русскому языку. Интерактивный практикум входит в учебно-методический комплекс  (Программа фак...

Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. часть С "Формулировка проблемы"

Очень часто дети затрудняются  при формулировке проблемы в части С . По-моему , эта презентация может помочь...

«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (часть 3. С). Аргументация собственного мнения по проблеме».

Тезисы доклада по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть 3.С), как аргументировать собственное мнение по проблеме....