Урок русского языка. "Смысловые группы наречий"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Крымукова Валентина Николаевна

Урок по русскому языку "Смысловые группы наречий"

 Цель урока: познакомить учащихся со смысловыми группами наречий; формировать умение находить наречия в тексте и определять их значения.

Работа по развитию речи: употребление наречий для более точного выражения мыслей.

Повторение: различные виды орфограмм и пунктограмм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smyslovye_gruppy_narechiy.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку "Смысловые группы наречий"

 Цель урока: познакомить учащихся со смысловыми группами наречий; формировать умение находить наречия в тексте и определять их значения.

Работа по развитию речи: употребление наречий для более точного выражения мыслей.

Повторение: различные виды орфограмм и пунктограмм.

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг  нас. Взгляните на эти деревья,
на это небо –
отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота, там и поэзия.

                                                                                                                                  И.С. Тургенев

                                                 Ход урока

1.. Организационный момент.

 2. Работа с эпиграфом и повторение ранее изученного о наречии (фронтальный опрос). Обратите внимание на эпиграф. Давайте прочитаем высказывание И.С. Тургенева и определим, какой частью речи являются подчеркнутые слова. 

  1. По каким признакам вы определили, что это наречия?
  2. Дать определение наречию как части речи.
  3. Синтаксическая роль наречия в предложении?
  4. На какие 2 основные разряда можно разделить все наречия по лексическому значению?
  5. В свою очередь обстоятельственные делятся на...?
  6. А определительные на...?

– К эпиграфу мы еще вернемся позже, а сейчас небольшое тестирование.

3.. Тестирование “Наречие-это...”

 Посмотрите в свои листочки, у вас есть строчка с цифрами, под которыми вы будете ставить “+”, если вы согласны с утверждением, и “-”, если не согласны.

  1. Наречие – это самостоятельная часть речи.
  2. Наречие – служебная часть речи.
  3. Наречие не имеет окончания.
  4. Наречие – изменяемая часть речи.
  5. Наречие обозначает признак предмета по действию
  6. Наречие обозначает признак действия.
  7. В предложении наречие играет роль обстоятельства.
  8. Наречие может отвечать на вопрос сколько?
  9. Наречие имеет форму слова.
  10. Наречия можно разделить на смысловые группы.

Задание: обменялись друг с другом листочками и проверили работы . Неправильные ответы зачеркнуть, подсчитать количество неправильных ответов. Если вы сделали 1 ошибку или не сделали ни одной, поставьте “5”, если у вас 2 ошибки – “4”, если 3или 4 ошибки, то “3”.

 4. Комплексная работа с текстом

 Прежде чем начать работу с текстом, давайте вернемся к эпиграфу и подумаем:

-  Какой смысл вложил И.С. Тургенев в свое высказывание?

-  Почему он затрагивает вопрос о поэзии?   Что такое поэзия?

 Вспомните, на уроках литературы мы говорили об этом. Давайте сегодня попробуем увидеть красоту во всем, что нас окружает, что нам кажется таким обыденным и неприметным на первый взгляд. Я   прочитаю текст, а вы попробуйте сформулировать его тему.

(Чтение текста учителем.)            Одуванчик

       Встало Солнышко спозаранку умылось дождичком и пошло гулять по небу. Взмахнуло оно золотым рукавом сразу брызнули на землю солнечные пылинки засветились на лугах на тропинках веселые желтые огоньки-одуванчики.

     Одуванчик, если внимательно пр...глядеться, очень похож(?) на солнце. Созд...ется ощущение, что ми(л,лл)ионы маленьких детей взялись рисовать солнце, и у всех получает(?)ся по-разному. А основа всё же одна: кругленький центр, а (от) него в разные стороны ра(с,з)ходятся лучи.

      Этот цветок, растущий повсюду, полезен и нужен людям. Он съедобен: из молодых листьев готовят салат, из корней делают напиток, напоминающий по вкусу кофе. Кроме этого, делают варенье и мед, а это очень вкусно.

      Вот такой маленький посланец солнца озаряет землю своим золотым светом.

Задания к тексту.

А) Стилистическая работа. 

  1. Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?
  2. Что такое текст?
  3. Сформулируйте тему данного текста.
  4. Выделить микротемы текста.
  5. К какому типу вы отнесете этот текст?
  6. К какому стилю речи он относится? Почему ?
  7. Найти художественные средства, используемые автором?

(Метафора: одуванчики-огоньки олицетворения: Солнышко встало, умылось, пошло гулять, пылинки брызнули эпитеты: солнечные пылинки, веселые огоньки, золотым светом сравнения: одуванчик похож на солнце )

Вывод: кажется, совершенно незаметный цветок – одуванчик, автор опоэтизировал, и он уже предстает перед нами совершенно в другом свете – в образе посланника солнца.

Б) Практическая работа. 

  1. В предложениях 1-го абзаца расставить знаки препинания и объяснить графически их постановку.
  2. Составить схему 2-го предложения и устно дать ему характеристику.
  3. В предложениях 2-го абзаца вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы.
  4. В 3-м абзаце найти обороты, осложняющие предложения и доказать правильность постановки знаков препинания .
  5. Какие это обороты? Выделить их графически.
  6. Выделить суффиксы причастий, определить вид и время, страдательное или действительное.

(По ходу работы с текстом ищем и подчеркиваем наречия, определяя смысловую группу (можно пользоваться таблицей ).

– Вернемся опять к эпиграфу и определим, подчеркнутые наречия можно отнести к какой группе? Обратите внимание на наречие ТАМ. Обозначает ли оно признак действия?

- К каким наречиям его можно отнести? (Указательные.)

– А какие еще вы знаете наречия, не обозначающие признак действия? (Отрицательные и неопределенные, вопросительные)?

5. Работа по развитию речи.  А вот еще как можно написать об одиноком осеннем листке, который оторвался от ветки и начал свой путь в неизвестность. Я вам хочу прочитать небольшое стихотворение, где о листке говорится, как о живом существе.                                                                   Осенний лист

Последний лист кружится в воздухе, летает,
Гонимый ветром вдаль по мостовой,
О чем он думает, о чем мечтает?
Кто унесет его, поманит за собой?

Быть может, он прилепится к окошку
И будет там ждать участи своей,
А может ляжет на промокшую дорожку
И затеряется среди дождей.

А может в парке, средь листвы опавшей,
Он вспомнит о вчерашнем дне
И загрустит о том, что он однажды
Сорвался с дерева, попал в небытие.

Но что поделать, коль назначено природой
Весной рождаться, летом зеленеть,
А поздней осенью с ветвей срываться
И в путь неведомый лететь.

 6. Итог урока. Итак, сегодня на уроке мы сумели доказать, что красоту можно разглядеть в самых обычных вещах, которые нас окружают, и в зависимости от того, как мы охарактеризуем тот или иной предмет, он сможет по-особому заиграть яркими красками. Кроме того, мы повторили смысловые группы наречий, а также убедились в том, что наречия могут вносить свой вклад в красоту речи.

7. Домашнее задание.  По данному началу придумать продолжение, употребив в тексте как можно больше наречий и определив их смысловую группу.

     Недаром говорится, что в самом обычном и, на первый взгляд, неприметном предмете можно увидеть необыкновенную красоту. Ее можно разглядеть и в одиноко стоящем дереве, и в речке, бегущей куда-то...

    А вот каким я увидел...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Наречие"

Урок русского языка по теме "Наречие"...

Урок русского языка по теме: "Наречие", 4 класс.

Конспект урока по русскому языку по теме "Наречие".  УМК "Школа России". учебник  и рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс, часть 1, автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.Целевые устано...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ "СМЫСЛОВЫЕ ГРУППЫ НАРЕЧИЙ"

Открытый урок по русскому языку "Смысловые группы наречий" (7-й класс) Цель урока: познакомить учащихся со смысловыми группами наречий; формировать умение находить наречия в тексте и определять и...

План-конспект урока по теме "Смысловые группы наречий"

План-конспект урока по теме "Смысловые группы наречий"...

Конспект урока по теме "Смысловые группы наречий"

Цель урока: познакомить учащихся со смысловыми группами наречий; формировать умение находить наречия в тексте и определять их значения....

Конспект урока русского языка «Смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности употребления»

Конспект урока русского языка «Смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности употребления»...

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Смысловое чтение и работа с текстом"

Рабочая программа факультативного курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом» направлена на воспитание грамотного компетентного читателя,  человека с высоким уровнем языковой ...