Мои Уроки
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Данный урок разработан по программе под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. М.: Просвещение.

Это урок открытия нового знания в 5 классе по теме «Буквы И-Ы после Ц».

Каждый этап урока соответствует определенным УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkrytiya_novogo_znaniya.docx38.48 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока

Педагог 

Предмет русский язык

Класс 5

УМК образовательная программа «Русский язык» под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. М.: Просвещение.

Тема урока «Буквы И-Ы после Ц»

Тип урока: открытие нового знания.

Ведущая цель:  формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Буквы и - ы после ц».

Задачи:

  • Познавательная:
  • различать звуки и написания соответствующей буквы в слове;
  • познакомиться с правилом написания букв и – ы после ц;
  • сформировать навык правописания по данному правилу;
  • повторить изученные орфограммы (№ 12, 13, 14).
  • Развивающая: 
  • развивать умения доказательно обосновывать свою точку зрения, делать предположения и выводы, исходя из наблюдения над языковым материалом.
  • Воспитательная: 
  • воспитывать любовь к русскому языку, умение видеть удивительное в окружающем тебя мире, совершенствовать навыки этичного межличностного общения;

оздоровительная:

  • создавать психологический комфорт на уроке, предупреждать учебные перегрузки.

Основные характеристики урока

Урок составлен в соответствии с требованиями ФкГОСов, в технологии проблемного обучения.  Использованы следующие методы и приемы: эвристическая беседа, наблюдение, работа в парах, взаимопроверка, самопроверка, работа с алгоритмом, составление схем.

Методы обучения:

  • проблемный,
  • частично-поисковый,
  • беседа.

Ключевые компетенции школьников:

  • коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, обосновывать свою позицию, работать в паре, согласовывать свою деятельность с деятельностью других; оформлять свои мысли в устной форме;
  • познавательные: самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решение проблемы; строить логические цепочки рассуждений; синтезировать материал;
  • регулятивные: формулирование цели на уроке, определение пути ее достижения, вносить необходимые коррективы в способ действия, соотносить свои действия с планируемым результатом, оценивать результаты работы;
  • личностные: определять цели своего обучения, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  1. Организационный момент

Цель: создание соответствующего эмоционального настроя, психологическая подготовка учащихся к усвоению орфоэпических норм

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Приветствие учителя.

Записать слова, синонимичные развернутым определениям. Обозначить орфограмму.

- Ребята, здравствуйте!

Очередной урок русского языка мы начинаем с лексической разминки.

Замените развёрнутое определение синонимом, состоящим из одного слова. Выполняем по цепочке, объясняя орфограммы.

Молодой лес (поросль)

Частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место (заросли)

Тихая речь (шёпот)

Глухой звук от трения (шорох)

Число, которое складывается с другим числом с помощью сложения (слагаемое).

Письменный или устный пересказ. (изложение)

Часть речи, которая отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. (прилагательное)

- Ребята, есть ли практическая значимость таких упражнений?

Полная готовность класса и быстрое включение учащихся в деловой ритм сопровождается психологическим настроем на занятие.

РУУД: Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить

  1. Проверка домашнего задания

Цель: контроль сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений или отличие от этого эталона, коррекция знаний

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Взаимопроверка.

Комментируют качество выполнения работы, наличие графического объяснения орфограмм и пунктограмм

  1. Проверка домашнего задания (упр.458)

В начале урока, как всегда, проверка домашнего задания. Что для вас оказалось сложным при выполнении упр.458?

Проверьте работы друг друга и отметьте, насколько, по-вашему, усвоена тема «буквы ё-о после шипящих в корне» вашим одноклассником.

Текст упражнения распечатан для каждого ученика.

РУУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить;

Контроль сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений или отличие от этого эталона;

коррекция плана действия осознание качества уровня усвоения.

ПУУД: контроль и оценка результатов деятельности, ориентация в своей системе знаний (определяют границы знания/незнания)

ЛУУД: межличностные отношения

                                    3.Формулировка темы, цели и задач урока

Цель: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено, что еще неизвестно. Мотивация к учебной деятельности.

Стадия вызова

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Формулируют тему урока, ставят цель.

Фиксируют недостаток знаний о данном предмете речи.

Участвуют в диалоге, в итоге которого ставят перед собой цель: актуализировать знания по теме.

Выдвигают гипотезы.

Нужно ли обращаться к теме, которая уже изучалась ранее?

Формулирование темы урока

- Заметили, что тема урока не записана на доске. Посмотрите оглавление в учебнике, какая тема следует за изученной на прошлом уроке.

- запишите в тетрадь данную формулировку.

Постановка цели

Ребята, на доске в таблице записаны слова и их транскрипция. (создание проблемной ситуации)

Совпадает ли произношение и написание в этих словах И-Ы после Ц?

Цирк [цырк]

Цифра [цыфра]

Секция [с`экцыj`ь]

Сестрицын [с`истр`ицын]

Певицы [п`ив`ицы]

- поставьте перед собой цель предстоящей работы на уроке, используйте при этом ключевые слова.

Узнать… правила написания И-Ы после Ц.

Повторить …морфемы и морфемный разбор слов.

Закрепить … применение правила на практике, умение определять части слова и части речи (существительное, прилагательное)

РУУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено, что еще неизвестно;

Планирование конечного результата;

Составление плана и последовательности действий.

ПУУД: самостоятельное формулирование познавательной цели;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

анализ объектов с целью выделения признаков.

ЛУУД: установка связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?)

  1. Изучение нового учебного материала

Цель: активизация мыслительной деятельности.

Стадия осмысления

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Составляют схему написания И-Ы после Ц в зависимости от морфемы, в которой употребляются.

Приходят к выводу, что нужно определять часть слова, для того чтобы применить правило.

Делают вывод о том, что

знание теории – ничто без практики. Любое знание нужно уметь применять практически

Какой звук мы слышим после твердого [ц]? ([ы])

Почему именно этот звук? ([ц] – твердый непарный, [и] не может его смягчить)

А какие буквы пишутся после ц? (и, ы).

Давайте понаблюдаем, когда в словах после ц пишется ы, а когда – и.  

В какой морфеме встречается орфограмма? (В корне, суффиксе, окончании)

Оформите  ответ в виде таблицы или схемы.

Выводы: от чего зависит выбор написания и-ы после Ц?

Мы изучили с вами теоретический материал. Этого достаточно для того, чтобы сказать, что вы овладели орфограммой?

 (знание теории – ничто без практики. Любое знание нужно уметь применять практически)

ПУУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

находить ответы на вопросы, используя информацию моделей.

РУУД: осуществлять самоконтроль.

КУУД: слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4.Закрепление учебного материала

Цель: обеспечение прочности и систематизации знаний пройденного материала.

Самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

«Распределительное письмо». Работают в парах, обсуждают, доказывают свою точку зрения, делают вывод

Ребята, «Распределительное письмо» поможет вам применить правило на практике. Вам нужно записать данные слова, вставляя в них и или ы, обозначая графически условия своего выбора.

Ц…рк, ц…ркуль, панц…рь, ц…фра, ц…плячий, ц…кнуть, бойц…, иллюстрац…я, круглолиц…й, пальц…, сигнализац…я, ц…ган, ц…клоп.

Проверка по слайду.

РУУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить;

Контроль сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений, или отличие от этого эталона;

коррекция плана действия осознание качества уровня усвоения.

ПУУД: контроль и оценка результатов деятельности, ориентация в своей системе знаний (определяют границы знания/незнания)

Учащиеся выполняют несколько физических упражнений, чтобы снять напряжение со спины, глаз

Релаксационная пауза

«Словобразовательная мозаика».

Образуют прилагательные с суффиксом –ЫН. Записывают с ними словосочетания.

Задание: образовать прилагательные, отвечающие на вопрос  чей? при помощи суффикса  -ын. Составить словосочетания с получившимися словами.

Синица, лисица, птица, курица, царица, куница.

Цель: Самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

ПУУД: умение действовать по образцу.

РУУД: умение решать проблемы, контроль, коррекция.

ЛУУД: способность самооценки своих действий

«Буквенный диктант». Записывают буквы, которые нужно написать в названных словах

При выполнении этого задания вам не нужно записывать слова, записывайте только буквы, которые должны быть в словах в соответствии с правилом.

Ц..трусовый плод; белая акац..я; морские границ..; тёмные ресниц..; мощный ц..клон; коллекц..я значков; бледнолиц..й мальчик; сестриц..н платок; редакц..я газеты; ц...ганские танц..; новый мотоц..кл.

(и, и, ы, ы, и, и, ы, ы, и, ы, ы, и)

Цель: самопроверка умения применять новые знания.

РУУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить;

Контроль сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений, или отличие от этого эталона;

коррекция плана действия осознание качества уровня усвоения.

ПУУД: контроль и оценка результатов деятельности, ориентация в своей системе знаний (определяют границы знания/незнания)

Работа со словом.

Читают текст упр. 465, предлагают заголовок к тексту, анализируют, что общего между цирком и циркулем.

Прочитайте текст упр. 465, объясните, что объединяет слова «цирк» и «циркуль». (Орфограмма, происхождение и общее в лексическом значении)

Цель: Расширение словарного запаса, осмысленное включение слова в речь

ПУУД: расширение словарного запаса, сопоставление, анализ, обобщение информации.

РУУД: способность ставить учебную цель и реализовывать ее, осознанное управление своим поведением.

КУУД: работа в паре, аргументация своей точки зрения, взаимопомощь.

ЛУУД: развитие опыта межличностных отношеий, умение вести диалог..

Игра «Четвертый лишний».

(сравнение с правилом написания безударной гласной в корне слова).

Определяют, написание каких слов отличается от всех остальных.

В каждом столбике нужно определить «лишнее слово». Объясните свой выбор.

Ц…трус               ц…пной

Ц…на                   ц…левой

Ц…нк                   ц…нтральный

Ц…линдр             ц…рковой

Цель: Предотвращение возможных ошибок при выборе применяемого правила.

 ПУУД: анализ, умение различать орфограммы, умения обобщать, квалифицировать.

РУУД: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения, умение решать проблемы.

ЛУУД: способность самооценки своих действий.

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Цель: выделение и осознание того, что уже освоено и что еще предстоит усвоить, осуществление самоконтроля.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ставят перед собой цель: проверить, насколько тема усвоена.

Самостоятельно выполняют тест.

- испытайте свои силы в выполнении заданий по изученной орфограмме в форме теста.

Довольны ли вы результатом? Кому нужно еще поработать с данной орфограммой?

РУУД: осуществлять самоконтроль;

Выделение и осознание того, что уже освоено и что еще предстоит усвоить, осознание качества уровня усвоения.

ЛУУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с уровнем их развития.

Запись домашнего задания (на выбор)

- упражнение 463 в учебнике;

- составить словарный диктант из слов с изученной орфограммой.

Обсуждение и запись дифференцированного домашнего задания

7. Подведение итогов, рефлексия

Цель: формирование вывода по данной теме.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Анализ проделанной работы.

Выделение и осознание учащимися  качества и уровня усвоения материала

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Стимулирование дельнейшей деятельности, интереса к учению. Похвала

  1. Итог урока

- вернемся к началу урока, вспомним цель и задачи, которые перед собой ставили. Удалось решить все?

- еще раз вспомните, от чего зависит выбор написания И-Ы после Ц.

2. Выставление оценок.

3. Рефлексия.

Напишите синквейн на тему «Работа на уроке русского языка»

Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

ПУУД: осуществлять синтез как составление целого из частей;

ЛУУД:

Развитие творческих способностей;

- устанавливать причинно-следственные связи;

ПУУД: строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте.

КУУД: использовать речь для регуляции своего действия

ЛУУД:  ориентация на понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

КУУД: формулировать собственное мнение;

-строить монологическое высказывание

-допускать возможность различных мнений;

-приходить к общему решению.

Тест по теме «Буквы И-Ы после Ц»

1. В каких словах пропущена буква И?

а) Панц..рь

б) ц..ганка

в) ц..ркуль

г) ц..почка

д) ц..линдр

2. В каких словах пропущена буква Ы?

а) дисц..плина

б) ц..кнуть

в) ц..плёнок

г) пац..ент

д) ц..фры

3. В каких словах пропущена буква И?

а) авиац..я

б) иллюминац..я

в) краснолиц..й

г) сестриц..н

д) перед лисиц..й

4. В каких словах пропущена буква Ы?

а) перед зеркальц..м

б) традиц..я

в) коллекц..онер

г) хвост лисиц..

д) урожай пшениц..

5. В каких словах допущена ошибка?

а) Греция

б) операцыя

в) экпедицыя

г) инфекция

д) делегация

6. Какие слова написаны правильно?

а) строительство столицы

б) нора волчици

в) пение синицы

г) письмо сверстницы

д) уезжать из станици


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...