Тезисы стендового доклада на районной конференции Московского района г Санкт-Петербурга, посвященной проектной деятельности
статья по русскому языку

Ефремова Татьяна Олеговна

Русский и английский речевой этикет и необходимость его изучения на уроках русского и наглийского языка.

Задачи обучения и возможные пути решения этих задач.

Необходимость сравнительно-сопоатвлительного изучения речвого этикета разынх стран.

Проектная деятельность учащихся в системе  изучения речевого этикета русского, английского и французского языков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_stendovogo_doklada.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы стендового доклада. Ефремова, Твердунова.

В наше время одной из актуальнейших проблем обучения русскому и иностранному языку является недостаточное развитие связной устной и письменной речи, незнание или недостаточное знание языковых норм и неумение общаться на грамотном и соответствующем времени, месту и ситуации русском (и иностранном) языках, а также  неинтеллигентность и нелюбезность  вербального общения.

И в школе, и в  повседневной жизни мы сталкиваемся с отступлениями от литературных норм в письменной речи и  отступлениями от норм речевого этикета в устных высказываниях в различных речевых ситуациях; неуместности таких высказываний и несоответствием их речевой ситуации.

 Между тем, любое речевое взаимодействие должно быть уместным, целесообразным, адекватным ситуации и обязательно вежливым, чтобы, во-первых, оно достигло свое главной цели (в зависимости от речевой ситуации), во-вторых, было достаточно комфортным для вступающих в такое взаимодействие.

Особенно важным становится соблюдение вышеназванным условиям при контакте с иностранцами, ведь разница в менталитете может быть очень большой, и непонимание этого может привести к нежелательным последствиям: к  различного рода недоразумениям, конфликтам, неловким ситуациям и т.п. , вплоть до отказа от коммуникации.

Избежать подобных проблем помогает речевой этикет.

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения, принятых  в том или ином языке, обусловленных традициями, историей развития, особенностями национального характера и темперамента и т.п.

Речевой этикет развивается с возникновением языка и способствует культуре общения.

При изучении русского языка школьники осваивают речевой этикет практически, выступая на уроках устно и выполняя письменные работы в соответствии с основными принципами их построения:

1) грамотность (соблюдение языковых норм);

2) уместность и целесообразность (соответствие тому ли иному стили речи в зависимости от речевой ситуации, характера речевого контакта и его участников);

3) корректность и вежливость (соблюдение этикетных норм).

Практическое овладение речевым этикетом происходит и на уроках иностранного языка, где дети знакомятся с особенностями иностранной речи, читая и переводя тексты различной направленности и стиля и строя свои устные и письменные высказывания в строгом соответствии с правилами их построения.

Важно научить детей видеть и чувствовать разницу речевого этикета разных стран и строить свои высказывания  в соответствии с его нормами.

В средней школе необходимо вводить специальные уроки, посвященные речевому этикету, как на уроках русского, так и на уроках иностранного языка. Особое значение приобретают в этих условиях интегрированные уроки русского и иностранного языков, где дети овладевают навыками культурного речевого общения, на практике осваивая различие речевого этикета разных стран (России и Англии, например) и совместные проекты.  Это, помимо всего прочего, способствует расширению кругозора и воспитанию толерантности, что особенно актуально для современного человека.

Наш проект служит выше названным целям и призван помочь учащимся в практическом освоении этикетных формул в различных речевых ситуациях, выявлению и исправлению  ошибок разного рода, как языковых, так и этических.

Дети самостоятельно, на практике, учатся выявлять различные отступления от литературных и этических норм при общении ( устном и письменном) и искать пути решения этой проблемы, помогая себе и другим учащимся правильно строить любую коммуникацию на русском, английском и французском языке.

Кроме того, учащиеся

Важно, что проект готовят учащиеся разного возраста и уровня подготовки, что позволяет им видеть перспективу и преемственность этой темы на разных этапах её изучения  и на разных предметах, а также возможности применения полученных

знаний в жизни, что сделает её более комфортной, как на Родине так ив любой зарубежной поездке..

Развивающая и воспитательная роль таких проектов  не требует особого разъяснения:  развитие внимания, памяти, научного и творческого мышления и воображения;  развитие коммуникативных навыков и  воспитание толерантности, уважительного отношения друг другу,  умения работать в команде и чувства ответственности осуществляется, буквально на глазах у всех участников проекта, и это не может не радовать. И познавательный интерес и любознательность,  интерес к языкам  и странам изучаемых языков, несомненно, повысятся, что не может не содействовать  более успешному их дальнейшему обучению.

Таким образом, данный проект актуален и необходим в учебно-воспитательном процессе, и значение подобной работы трудно переоценить/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые вопросы методологии исследования особенностей Квантунской армии в Советско-Японской войне 1945 г Труды/Третья международная научно-практическая конференция Политехн. Ун-та. Санкт-Петербург, 2009

Материалы статьи помещены в кн.: Уроки истории. Великая отечественная и Вторая мировая войны. История России и мира 20-21 веков. Труды/Третья международная научно-практическая конференция Политехн. Ун...

Доклад на 4 Международном педагогическом форуме г.Санкт-Петербург Метод проектов.Организация исследовательской деятельности школьников

        Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в облас...

Презентация Виды учреждений ДОД Азовского района (выступление на районной конференции)

МБОУ ПОСЕЛКОВАЯ СОШ   АЗОВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ    Завуч по воспитательной работе   Ибрагимова Л.С. Кружок «Хозяюшка» руководитель Коврикова В....

Самостоятельная работа по обобщению тем: Центральный район, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский район, Северо-Западный район 9-класс

Обобщение по темам Центральный район,Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский район, Северо-Западный район,9-класс, учебник- География России.Хозяйство и географические районы под ред.А.И.Алексеева...

Итоговый Урок-Викторина "История и культура Санкт-Петербурга" 9 класс. Внеурочная деятельность

Нравственно-патриотическое воспитание школьников, знакомство с историей Санкт-Петербурга и его достопримечательностями через игровую деятельность. Развитие интеллектуальных способности обучающихся, их...