клише для сочинения на ЕГЭ по русскому языку
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему

Елисеева Ольга Анатольевна

Презентация для обобщения темы "Как писать сочинение на ЕГЭ". Использовалась на консультациях перед экзаменом.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КЛИШЕ для СОЧИНЕНИЯ (вспомним) 1) ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ А) В прочитанном мною тексте современный публицист О.Павлов поднимает проблему памяти о Великой отечественной войне. Б) «Какими должны быть отношения взрослых и молодёжи, отцов и детей? Мне кажется, именно эта проблема является самой значимой в тексте современного писателя ФИО.» В) «Взяточничество… Испокон веков, наверное, существовала эта проблема: тот, у кого власть и деньги, если он нечист на руку, вынуждал зависимого от него человека дать взятку. На мой взгляд, проблема взяточничества, проблема зависимости слабого от сильного самая значимая во фрагменте, написанном великим Гоголем».

Слайд 2

ФРАЗЫ для формулировки проблемы Автор затрагивает важную проблему ... Проблема , о которой хотел сказать нам автор, такова ... Текст Д. С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой... Волнующую всех нас проблему ... поднимает писатель Д. Гранин . Проблема , поднимаемая В.Солоухиным , - это ... Я думаю, что проблема, поставленная автором, - это ... Проблема ... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В . Тендряков . Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает автор.

Слайд 3

КОММЕНТИРУЕМ ПРОБЛЕМУ (что делает автор) Вопрос о …… никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Проблема, поднятая NN (укажи автора), особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что … Если проблема философская , т. е. речь идёт о добре и зле, правде и лжи, жизни и смерти, отметь, что над такой проблемой человечество задумывается с давних пор. Если проблема экологическая , отметь её злободневность в наши дни, когда люди загрязняют планету, когда речь идёт о глобальном потеплении, об изменении климата всей планеты). Рассуждая над (повтори проблему), NN обращается (укажи, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.). Передай содержание текста, но ни в коем случае не пересказывай , а комментируй то, как автор пытается подвести нас к пониманию своей главной мысли (к авторской позиции).

Слайд 4

ФРАЗЫ для КОММЕНТАРИЯ ПРОБЛЕМЫ Типовые конструкции для комментирования проблемы художественного текста: - Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни… (взаимоотношений кого с кем). - Не случайно автор изображает (кого, что)… - Поступок героя свидетельствует о том, что… - Слова (мысли) героя показывают, что… - Автор осуждает (одобряет) поступок героя… - Автор сочувствует своему герою… - Симпатии автора на стороне героя … Т иповые конструкции для комментирования проблемы публицистического текста: - Проблема раскрывается автором на примере... - В качестве примера автор рассматривает… - Автор заставляет читателя задуматься (над чем)… - Автор текста обращает внимание на… - В размышлениях автора звучит мысль о том, что... - Автор доказывает, что… - Автор убежден в том, что… - Автор искренне восхищен (огорчен)…

Слайд 5

ВЫЯВЛЯЕМ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ Если текст публицистический Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: (если текст публицистический, то авторская позиция – это ответ на поставленный самим автором вопрос. Тогда можно процитировать ту часть текста, в которой, по твоему мнению, ясно определяется авторская позиция ). Если текст художественный Мне довольно трудно выявить авторскую точку зрения, так как текст художественный. NN не даёт готового решения вопроса о том, что …… Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решения проблемы. И всё-таки, наблюдая за тем, как автор относится к своим героям , я позволю себе предположить, что авторская позиция заключается в следующем:

Слайд 6

ФРАЗЫ для формулировки ПОЗИЦИИ АВТОРА • Позиция автора такова:... • Автор считает, что... • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что... • Автор убеждает нас в том, что... • В тексте доказывается мысль о том, что..., • Основная мысль текста заключается в том, что... • Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что...

Слайд 7

Аргументируем свою точку зрения, т.е. пишем сочинение-рассуждение, в котором есть тезис-пример-вывод Мысль, высказанная NN, близка и понятна мне. (ИЛИ. Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор). Наверное, каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с подобной ситуацией (приходилось задумываться над таким вопросом, встречать подобных людей, решать такие же задачи и т. д.). Повтори своими словами главную мысль автора текста – это будет тезис, который тебе надо доказать. Почему точка зрения NN кажется мне верной? Во-первых, мне самому не раз приходилось (приведи пример из своего жизненного опыта) …. Во-вторых, я неоднократно слышал это от ….. В-третьих , в этом убеждает нас классическая литература – (приведи пример из книги; можно вспомнить художественный фильм, спектакль, газетную или журнальную статью, радио- или телепередачу и т. д). ПОМНИ, ЧТО В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ К ОЦЕНКЕ СОЧИНЕНИЯ ПО ЭТИМ КРИТЕРИЯМ, НУЖНО ПРИВЕСТИ не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литера туры.

Слайд 8

ДЕЛАЕМ ВЫВОД В заключение хочу подчеркнуть…. В заключении сочинения хочется добавить… Обобщая сказанное, можно сделать вывод… Итак, … Таким образом, ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Главная цель образования XXIвека – сформировать многогранную, творческую, интеллектуально развитую личность, целостно воспринимающую мир и способную активно действ...

Языковые и речевые стандарты-клише при написании части С по русскому языку в 11 классе

Необходимый материал при написании части С ЕГЭ по русскому языку...

"Как я провёл лето". Подготовка к сочинению по летним впечатлениям. (Русский язык. Развитие речи. 6 класс)

Урок - подготовка к сочинению-воспоминанию "Как я провел лето". Предложенный материал возможно использовать дифференцированно  для учеников 5-7 классов....

Типичные ошибки сочинений-эссе ЕГЭ по русскому языку

В файле собраны основные ошибки, допускаемые учащимися при написании сочинения-эссе по русскому языку и снижающие их баллы за грамотность. Данная памятка рекомендуется для повторения непосредственно п...

План сочинения. Часть С. ЕГЭ русский язык

Данный материал представляет собой развёрнутый план написания части С ЕГЭ по русскому языку и соответствует требованиям 2013 года. В каждом пункте плана даётся несколько вариантов его раскрытия. Думаю...

"Летний калейдоскоп". Подготовка к сочинению по летним впечатлениям. (Русский язык. Развитие речи. 5-7 класс)

Подготовка к сочинению по летним впечатлениям. Универсальные дидактические материалы. (Русский язык. Развитие речи. 5-7 класс)...

фразы-клише для итогового устного собеседования по русскому языку в 9 классе

материал можно испльзовать для подготовки учащихся к итоговому устному собеседованию по русскому языку...