Рабочая программа по русскому языку 8 класс Ладыженская
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Тематическое планирование по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой 8 класс основной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №8

города Аткарска Саратовской области  

 

УТВЕРЖДЕНО на заседании Педагогического совета

Протокол от 28.08.2014  № ____

 

         «Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ №8

___________/________/

ФИО

«___»___________2013 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом МОУ-СОШ №8 города Аткарска

от 28.08.2014 №______

Директор школы

___________ Е.В. Калинина

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

8 класс

Земляновой Нины Сергеевны

2014/2015 учебный год

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

Протокол от 28.08.2014  № ____

Руководитель ШМО

___________ И.О. Фамилия

 

г. Аткарск

2014 год

2. Пояснительная записка.

Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, C.И.Львова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения и календарно-тематическое планирование.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VIII класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка  в VIII классе – 140 часов. На основании базисного учебного плана, утверждённого МО РТ, количество часов, отведённое на преподавание русского языка в VIII  классе, сводится к 102 часам.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

НОРМЫ ОЦЕНКИ
ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Часть 2. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

Контрольный словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1 – 2 ошибки

«3»

3 – 4 ошибки

«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.

Критерии оценки орфографической грамотности

В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).

Орфографические ошибки бывают:

1) на изученные правила;

2) на неизученные правила;

3) на правила, не изучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;

4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в написании собственных имен нерусского происхождения;

7) в случаях трудного различения не и ни:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.

Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Критерии пунктуационной грамотности

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);

2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.

 

II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

ü соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

ü полнота раскрытия темы;

ü правильность фактического материала;

ü последовательность и логичность изложения;

ü правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

 богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

 стилевое единство и выразительность речи;

 правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

 

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

3. Учебно-тематическое планирование.

Наименование разделов и тем, последовательность их изучения  

Кол-во часов на изучение каждого раздела и каждой темы

Вид занятий (теоретическое или практическое, количество часов)

Виды деятельности и формы

Формы и методы контроля

Дата проведения урока

План

Факт

1

Русский язык в современном мире

1 час

Теоретическое

Урок изучения нового материала

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

Повторение изученного в 5-7 классах

8 часов

2

Пунктуация и орфография.

Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

1

практико-теоретическое.

Комбинированный урок.

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

3

Знаки препинания в сложных предложениях.

1

практико-теоретическое. Комбинированный урок.  

индивидуально-групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

4

Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

индивидуально-групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

5

Закрепление обобщение изученного материала. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

индивидуально-групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

6

 Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко упр. 26

2

Практическое. Урок развития речи.

индивидуальная

Творческая работа    

7

Слитное и раздельное написание не -  с разными частями речи

1

практико-теоретическое

индивидуально-групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

8

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 7 классе»

1

Практическое. Урок контроля.

индивидуальная

Диктант

Синтаксис. Словосочетание

4 часа

9

 

Основные единицы синтаксиса

Текст как единица синтаксиса

Предложение как единица синтаксиса

1

Теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

10

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

11

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.  

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

12

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

Предложение

4 часа

13

Простое предложение. Грамматическая основа предложения.

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

14

Порядок слов в предложении. Интонация.

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

15

Диктант

1

Практическое. Урок контроля.

индивидуальная

контрольная работа

16

 Описание  памятника культуры

1

Практическое. Урок развития речи.

индивидуально-групповая

Письменная работа

Главные члены предложения

8 часов

17

Главные члены предложения. Подлежащее.

1

практико-теоретическое. Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

18

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

19

Составное глагольное сказуемое.

1

практико-теоретическое. Урок изучения нового материала.

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

20

Составное именное сказуемое.

1

практико-теоретическое Комбинированный урок.  .

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

21

Тире между подлежащим и сказуемым

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

22

Контрольный диктант  по теме: «Главные члены предложения».

1

Практическое. Урок контроля.

индивидуальная

Контрольная работа

23-

24

 Изложение с элементами сочинения-рассуждения «Лес – источник жизни».

2

Практическое. Урок развития речи

индивидуальная

Творческая работа

Второстепенные члены предложения

8 часов

25

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение.

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

26

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

27

Приложение. Знаки препинания при нём.

1

практико-теоретическое. Урок изучения нового материала.

индивидуально-групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

28

Обстоятельство.

1

практико-теоретическое. Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

29

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

30

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения».

1

Практическое. Урок контроля

индивидуальная

Контрольная работа

31-32

 Изложение «Характеристика человека»

2

Практическое. Урок развития речи

индивидуальная

Письменная работа

Односоставные предложения

 

11часов

33

Назывные предложения.

1

практико-теоретическое. Урок изучения нового материала

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

34

Главный член односоставного предложения.

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

35

. Определённо-личные предложения.

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

36

Неопределённо-личные предложения

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

индивидуально-групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

37

Инструкция

1

практико-теоретическое. Урок развития речи.

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

38

Вопрос об обобщенно-личных предложениях.

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

39

Безличные предложения.

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

40

 Составление текста-рассуждения

1

практико-теоретическое. Урок развития речи.

индивидуально-групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

41

Синтаксический разбор односоставного предложения.

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

42

Урок-зачёт по теме «Односоставные предложения»

1

Практическое. Урок контроля

индивидуальная

Тестирование  

43

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»

1

Практическое. Урок контроля

индивидуальная

контрольная работа

Однородные члены предложения

14 часов

44

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

45

Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

46

Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

47

Однородные и неоднородные определения.

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

48

Однородные и неоднородные определения.

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

49

 Изложение. Текст – сравнительная характеристика (по упр. 242)

1

практико-теоретическое. Урок развития речи

индивидуальная

Изложение

50

Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

1

практико-теоретическое. Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

51

Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

52

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

индивидуально-групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

53

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

54

Синтаксический  разбор предложений с однородными членами.

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

55

Пунктуационный разбор предложений с однородными членами.

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

56

Обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения»

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

индивидуальная

Тестирование

57

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»

1

Практическое. Урок контроля.

индивидуальная

Контрольная работа

58

Контрольное сочинение-отзыв по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди»

1

Практическое. Урок развития речи.

индивидуальная

Творческая работа

Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения

11 часов

59

Обращение. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении

1

практико-теоретическое. Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

60

Употребление обращений

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

61

 Эпистолярный жанр. Составление делового письма

1

практико-теоретическое. Урок развития речи.

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

62

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

63

Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них.

1

практико-теоретическое. Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

64

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

1

практико-теоретическое. Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

65

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

индивидуально-групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

66

 Контрольное сжатое изложение 

1

Практическое. Урок развития речи.

индивидуальная

Письменная работа

67

Вставные слова, словосочетания и предложения

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

68

Междометия в предложении

1

Практическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

69

Контрольный диктант по теме «Обращения, вводные слова и междометия»

1

Практическое. Урок контроля.

индивидуальная

контрольная работа

Предложения с обособленными членами

19 часов

70

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Выделительные знаки препинания.

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

71

Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них.

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

72

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них.

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

73

Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Обособление несогласованных определений.

1

практико- Комбинированный урок.  теоретическое.

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

74

Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них.

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

75

 Рассуждение на дискуссионную тему.

1

Практическое. Урок развития речи

индивидуально-групповая

Письменная работа

76

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

77

Обособление обстоятельств выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

1

практико-теоретическое. Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

78

Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

79

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

80

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособление обстоятельств»

1

Урок контроля. практическое

индивидуальная

контрольная работа

81

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при  них.

1

практико-теоретическое. Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

82

Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемых при помощи союзов и других слов

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

83

Обособление дополнений с предлогами

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

84

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

1

практико-теоретическое. Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

85

Обобщение по теме «Обособленные члены предложения»

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

индивидуально-групповая

Тестирование

86

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

1

Практическое. Урок развития речи

индивидуальная

Контрольная работа

87

 Контрольное изложение. Написание изложения

2

Практическое. Урок развития речи

индивидуальная

Письменная

работа

Предложения с чужой речью

7 часов

88

Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь.

1

практико-теоретическое. Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

89

Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

практико-теоретическое. Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

90

Диалог.

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

91

Рассказ.

1

практико-теоретическое. Урок развития речи

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

92

Цитата и знаки препинания при ней.

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

93

Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь».

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

94

Контрольная работа по теме «Чужая речь»

1

Практическое. Урок контроля

индивидуальная

Контрольная работа

Повторение и обобщение изученного

8 часов

95

Синтаксис и морфология

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

96

Синтаксис и пунктуация

1

практико-теоретическое. Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

97

Синтаксис и культура речи

1

практико-теоретическое. Комбинированный урок.  

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

98-99

 Контрольное изложение  с элементами сочинения (по тексту упр.442)

2

Практическое. Урок развития речи

индивидуальная

Творческая работа

100

Синтаксис и орфография

1

практико-теоретическое.  Комбинированный урок.

групповая

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

101

Итоговый контрольный диктант

1

Практическое. Урок контроля.

индивидуальная

контрольная работа

102

Итоговый контрольный тест за курс 8 класса

1

Практическое. Урок контроля

индивидуальная

тестирование

4. Содержание тем учебного курса

№ п/п

Перечень и название раздела и тем курса

Необходимое количество часов для изучения раздела, темы

Содержание учебной темы:

Основные изучаемые вопросы

Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении

Требования к знаниям и умениям обучающихся

Формы и вопросы контроля

Возможные виды самостоятельной работы учащихся

Введение Русский язык как развивающееся явление

1

Ценность русского литературного языка, его место среди языков народов мира.

Практические задания

Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры народа и истории языка.

Уметь с помощью словаря объяснить значение слов с национально-культурным компонентом.

Работа с книгой

Повторение изученного в VVII классах

8

Фонетика и графика. Орфография. Две функции буквы ь (показатель мягкости согласных, показатель формы слова). Буква ь после шипящих. Правописание о и ё после шипящих.

Лексика и фразеология.

Состав слова и словообразование. Способы образования слов. Правописание приставок на з/с, приставок пре- и при-. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

Морфология. Разграничение частей речи по комплексу признаков. Правописание частей речи.

Текст.

Практические работы, тестирование,

изложение, контрольная работа.

Знать основные единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности, грамматические и орфографические нормы.

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать на практике основные правила орфографии; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов.

Фронтальный опрос, работа в группах, парами, письменные упражнения, тестирование, сочинение, изложение, диктанты

Работа с книгой, текстом

Синтаксис. Словосочетание

4

Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетания.

практические и творческие задания.

Контрольная работа.

Знать основные единицы языка, их признаки, виды подчинительной связи, строение словосочетаний, их отличие от слова и предложения.

Уметь вычленять словосочетание из предложения, определять способ подчинительной связи, подбирать синонимичные словосочетания, составлять словосочетания по заданным схемам, производить их синтаксический разбор.

Фронтальный опрос, работа в группах, парами, письменные упражнения, тестирование, сочинение, изложение, диктанты

Работа с книгой, выполнение тестовых и творческих работ.

Упражнения.

Предложение

4

Строение и грамматическое значение предложения. Простые и сложные предложения. Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Восклицательные предложения. Порядок слов в предложении. Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение.

практические задания, изложение.

Контрольная работа.

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь осознавать предложение как основную единицу языка, вычленять односоставные и двусоставные предложения в тексте, находить главные члены предложения, выполнять синтаксический разбор.

Фронтальный опрос, работа в группах, парами, письменные упражнения, тестирование, сочинение, изложение, диктанты

Работа с книгой, выполнение тестовых и творческих работ. Упражнения, тренинг.

Главные члены предложения  

8

Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

 Сказуемое. Простое глагольное сказуемое, способы его морфологического выражения. Согласование сказуемого с подлежащим.

Составное глагольное сказуемое, способы его морфологического выражения.

 Составное именное сказуемое. Понятие о связке. Способы выражения именной части сказуемого. Согласование именной части сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым.

Изложение, тестирование, практические и творческие задания.

Контрольная работа.

Знать основные признаки подлежащего и сказуемого.

Уметь находить в предложении подлежащее, определять способ его выражения; различать сказуемое по составу слов, по способу выражения ГЗ; ставить знаки между подлежащим и сказуемым.

Фронтальный опрос, работа в группах, парами, письменные упражнения, тестирование, сочинение, изложение, диктанты

Работа с книгой, упражнения, индивидуальная работа.

Второстепенные члены предложения

8

Дополнение. Виды дополнений.

Определение. Виды определений.

Приложение как разновидность определения. Согласованные и несогласованные приложения. Знаки препинания при приложениях. Дефис при приложении.

 Обстоятельства. Разряды обстоятельств по значению. Место обстоятельств в предложении. Способы выражения обстоятельств. Обстоятельства, выраженные неопределенной формой глагола.

Практические задания, сочинение

Контрольная работа.

Знать определения всех членов предложения, их признаки, отличия.

Уметь отличать второстепенные члены предложения друг от друга, ставить вопрос, находить в тексте, определять роль второстепенных членов в предложении, применять изученные орфограммы и пунктограммы на письме.

Фронтальный опрос, работа в группах, парами, письменные упражнения, тестирование, сочинение, изложение, диктанты

Работа с книгой, упражнения, индивидуальная работа.

Односоставные предложения

11

Основные группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом-сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные), с главным членом-подлежащим (назывные).

Неполные предложения. Тире в неполном предложении.

Практические работы, тестирование.

Контрольная работа.

Знать различия между односоставными и двусоставными предложениями, между типами односоставных предложений.

Уметь определять тип односоставного предложения, находить в тексте, производить их синтаксический разбор.

Фронтальный опрос, работа в группах, парами, письменные упражнения, тестирование, сочинение, изложение, диктанты

Работа с книгой, проблемные задания, упражнения, тренинг.

Однородные члены предложения

14

Однородные члены предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления. Однородные члены, не соединенные союзами. Однородные члены, связанные неповторяющимися, повторяющимися, двойными союзами (соединительными, разделительными, противительными). Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Согласование глагола-сказуемого с однородными подлежащими.

Практические работы, изложение, сочинение.

Контрольная работа.

Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами, при обобщающих словах, между однородными и неоднородными определениями.

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, различать однородные и неоднородные определения.

Фронтальный опрос, работа в группах, парами, письменные упражнения, тестирование, сочинение, изложение, диктанты

Работа с книгой, проблемные задания, упражнения, тренинг

Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения

11

Обращение. Вводные и вставные конструкции. Междометия.

Тестирование, изложение, сочинения, диктанты.

Знать основные единицы языка, вводные слова и предложения как средство субъективной оценки высказывания, порядок синтаксического и пунктуационного разбора.

Уметь находить в предложении обращение, вводные слова и предложения, междометия, правильно ставить знаки препинания, производить синтаксический разбор предложения.

Фронтальный опрос, работа в группах, парами, письменные упражнения, тестирование, сочинение, изложение, диктанты

Работа с книгой, проблемные задания, упражнения, индивидуальные задания.

Предложения с обособленными членами

19

Понятие об обособлении. Основные случаи обособления определений: обособление определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами. Обособление двух или нескольких определений, выраженных одиночными прилагательными и причастиями. Обособление определений, относящихся к личному местоимению.

Тестирование, сочинение, изложение, диктанты.

Знать правила обособления согласованных и несогласованных определений, приложений, обстоятельств.

Уметь выявлять условия обособления, находить в тексте, графически обозначать условия обособления, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами.

Фронтальный опрос, работа в группах, парами, письменные упражнения, тестирование, сочинение, изложение, диктанты

Работа с книгой, упражнения, тренинг.

Предложения с чужой речью

7

Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата.

Тестирование, сочинение, изложение, диктанты.

Знать глаголы, вводящие чужую речь, правила постановки знаков препинания при прямой речи, при переводе прямой речи в косвенную, при цитировании.

Уметь определять границы прямой речи и слов автора, заменять конструкции с прямой речью на синонимичные косвенные, грамотно вводить в текст цитаты, составлять диалоги на заданную тематику.

Фронтальный опрос, работа в группах, парами, письменные упражнения, тестирование, сочинение, изложение, диктанты

Работа с книгой, проблемные задания, упражнения, тренинг.

Повторение и обобщение изученного

8

Систематизация изученного материала.

Тестирование, сочинение, изложение, диктанты.

Знать основные нормы и правила русского литературного языка.

Уметь применять изученные правила, выявлять условия обособления, анализировать предложения.

Фронтальный опрос, работа в группах, парами, письменные упражнения, тестирование, сочинение, изложение, диктанты

Работа с книгой, проблемные задания, упражнения, тренинг, тесты.


5. Требования к уровню подготовки учащихся за курс

русского языка 8 класса.

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 8 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 8 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

6.  Перечень учебно-методического обеспечения

Печатные пособия.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для VIII класса

К урокам русского языка в VIII классе.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс.  

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов.  5 – 11 классы

7. Список литературы

8. Приложение

Темы и понятия учебного курса

   Введение Русский язык как развивающееся явление(1 ч.)

Повторение изученного в VVII классах (7 ч.)

Фонетика и графика. Орфография. Две функции буквы ь (показатель мягкости согласных: тетрадь, читать, коньки; показатель формы слова: молодежь, помощь, беречь, читаешь, торопишься, встань, сядьте).Буква ь после шипящих (мышь, беречь, намажь, настежь, вскачь). Правописание о и ё после шипящих.

Лексика и фразеология. Многозначность слова. Переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.

Состав слова и словообразование. Способы образования слов. Правописание приставок на з/с, приставок пре- и при-. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

Морфология. Разграничение частей речи по комплексу признаков. Правописание частей речи.

Текст           

I. Текст и его признаки. Абзац (повторение). Вопросный и назывной планы текста. Тезисный план. Средства и способы связи предложений и абзацев текста. Синтаксические средства связи (вопросительные, побудительные, восклицательные предложения, обстоятельства места и времени, вводные слова). Синтаксический параллелизм в строении предложений. Композиция текста: зачин, средняя часть, концовка

II. Умения:

  • составлять вопросный, назывной и тезисный планы в зависимости от разных типов речи;
  • определять способы и средства связи предложений в текстах разных типов речи;
  • выделять в тексте зачин, основную часть и заключение;
  • составлять зачин и концовку по основной части текста.

I. Типы речи: описание, повествование с элементами описания и рассуждения, рассуждение с элементами описания и повествования.

II. Умения:

—        определять ведущий тип речи, выделять в тексте части,
представляющие собой повествование, рассуждение, разные виды описания, и определять их роль;

— строить устные и письменные высказывания типа рассуждение-объяснение и рассуждение-доказательство.

I. Стили речи: разговорный и книжные (официально-деловой, научный, публицистический). Стиль художественной литературы. Стилевые жанры: библиография; тезисы и конспект; автобиография и биография; характеристика.

II. Умения:

  • определять стиль и жанр текста;
  • писать письма разным адресатам;
  • составлять библиографическое описание книги, статьи, учебника;
  • развертывать план в тезисы, а тезисы в конспект;

—        составлять автобиографию, биографию, характеристику.

I. Речевой этикет: согласие и несогласие с мнением собеседника, выяснение мнения собеседника, выражение уверенности. Этикет деловой речи: обращение к официальному лицу, представление, просьба. Запрос и уточнение информации.

II. Умение использовать речевой этикет в устной и письменной речи.

Повторение.

Синтаксис и пунктуация Словосочетание (4 ч.)

I. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

II. Умения:

  • определять главное и зависимое слово в словосочетании и предложении, способ связи между ними;
  • устанавливать, чем выражены главное и зависимое слова в словосочетании;
  • правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении;

—        использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

I. Синтаксический разбор словосочетания.
II. Умение производить устный и письменный разбор словосочетания.        

Предложение (3 ч.)

I. Строение и грамматическое значение предложения. Простые и сложные предложения. Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Восклицательные предложения.

II. Умения:

  • различать предложения по строению и грамматическому значению;
  • интонировать предложения, различающиеся по цели высказывания;
  • выбирать знак препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

I. Порядок слов в предложении. Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение. Порядок слов как средство межфразовой связи в тексте.

II. Умения:

—        пользоваться при построении предложений прямым и обратным порядком слов с учетом логического ударения, смысловых и стилистических особенностей высказывания;

  • выделять при помощи порядка слов и логического ударения важные для высказывания слова и в зависимости от этого устанавливать порядок слов в предложении;
  • выделять связующую функцию порядка слов в тексте.

        Двусоставные предложения ( 7 ч.)

I. Нераспространенные и распространенные предложения (повторение).

II. Умение распознавать в тексте нераспространенные и распространенные предложения.

Главные члены предложения   (11ч.)

I. Подлежащее. Место подлежащего в предложении. Способы выражения подлежащего.

II. Умения:

  • распознавать в предложении подлежащее и определять способ его выражения;
  • употреблять в речи предложения с подлежащими, выраженными различными частями речи.

I. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Место сказуемого в предложении, способы его морфологического выражения. Согласование сказуемого с подлежащим.

II. Умения:        

распознавать простое глагольное сказуемое и определять способ его выражения;

  • согласовывать простое глагольное сказуемое с подлежащим;
  • употреблять видо-временные формы глаголов-сказуемых в качестве межфразовой связи в тексте.

I. Составное глагольное сказуемое, способы его морфологического выражения. Согласование глагольного сказуемого с подлежащим в лице, числе и в прошедшем времени — в роде. П. Умения:

  • распознавать составное глагольное сказуемое и определять способ его выражения;
  • употреблять в речи предложения с составными глагольными сказуемыми.

I. Составное именное сказуемое. Понятие о связке. Способы выражения именной части сказуемого. Согласование именной части сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым.

II. Умения:

  • распознавать составное именное сказуемое и определять способы его выражения;
  • использовать в речи предложения с составным именным сказуемым;
  • правильно интонировать и ставить знаки препинания в предложениях с пропущенной связкой;
  • пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Повторение и систематизация изученного.

Второстепенные члены предложения   (10 ч.)

I. Дополнение. Виды дополнений. Прямое дополнение. Место прямого дополнения в предложении.

II. Умения:

  • употреблять в речи дополнения, выраженные существительными в винительном и родительном падежах;
  • разграничивать подлежащее и дополнение, совпадающие по форме.

I. Косвенное дополнение

ном, дательном, винительном, творительном и предложном падеже (с предлогами и без предлогов). Место косвенного дополнения в предложении. П. Умения:

—        устанавливать связь между дополнением, выраженным существительным и местоимением,  и сказуемым-глаголом (управление);

  • правильно писать падежные формы имен существительных и местоимений в роли дополнения;
  • разграничивать прямое и косвенное дополнения.

I. Дополнение, выраженное неопределенной формой глагола.

II. Умение разграничивать составное глагольное сказуемое и простое глагольное с дополнением, выраженным инфинитивом {хотел читать велел читать).

  1. Определение. Виды определений. Согласованные определения, способы их выражения. Место согласованного определения по отношению к определяемому слову. Согласование определений с определяемым словом.
  2. Умения:
  • согласовывать определение с определяемым словом;
  • составлять распространенные предложения с определениями, выраженными именами прилагательными, причастиями, причастными оборотами, порядковыми числительными,

местоимениями;

—        правильно интонировать предложения с определениями, выраженными причастным оборотом;

—        правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

I.        Несогласованные определения. Способы выражения несогласованных определений. Многозначность несогласованных определений, выраженных именами существительными (дверь
(какая? куда?) в сад).

II.        Умения:

  • употреблять в связной речи несогласованные определения, выраженные существительными, личными местоимениями, наречиями, неопределенной формой глагола, прилагательными в сравнительной степени;
  • правильно ставить вопросы к несогласованным определениям, выраженным именами существительными;

—        употреблять в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы с учетом стиля речи.

I. Приложение как разновидность определения. Согласованные и несогласованные приложения. Знаки препинания при приложениях. Дефис при приложении.

II. Умения:

  • употреблять приложения-определения в устной и письменной речи;
  • ставить дефис при приложениях.

I. Обстоятельства. Разряды обстоятельств по значению: обстоятельства времени, места, причины, цели, образа действия, условия. Место обстоятельств в предложении. Способы выражения обстоятельств. Обстоятельства, выраженные неопределенной формой глагола.

II. Умения:

  • разграничивать обстоятельства в зависимости от их значений, определять способы их выражения;
  • употреблять в речи обстоятельства, выраженные наречиями, именами существительными без предлогов и с предлогами, деепричастиями;
  • разграничивать составные глагольные сказуемые и простые глагольные с обстоятельством, выраженным инфинитивом (хотел спросить зашел спросить);
  • использовать обстоятельства места и времени как средство межфразовой связи.

I. Синтаксический разбор простого двусоставного предложения.

II. Умение производить устный и письменный разбор простого двусоставного предложения.

Повторение и систематизация изученного.

Односоставные предложения   (10 ч.)

I. Основные группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом-сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные), с главным членом-подлежащим (назывные).

II. Умения:

—        распознавать в тексте различные типы односоставных предложений по значению и способу морфологического выражения главного члена и употреблять их в связной речи;

  • употреблять определенно-личные и неопределенно-личные предложения с обобщенным значением в пословицах и поговорках;
  • употреблять личные и безличные предложения как синтаксические синонимы;
  • употреблять в связной речи назывные предложения при описании, правильно их интонировать;
  • переводить односоставные предложения с русского языка на родной и обратно.

        Полные и неполные предложения

I.        Неполные предложения. Тире в неполном предложении.
II.Умения:

  • интонировать неполные предложения в тексте;
  • преобразовывать полные предложения в неполные;
  • различать односоставные предложения и двусоставные неполные;

—        употреблять неполные предложения в диалоге и в сложном предложении;

        — правильно употреблять тире в неполном предложении.

        

        Предложения с однородными членами (9 ч.)

I. Однородные члены предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления. Однородные члены, не соединенные союзами. Однородные члены, связанные неповторяющимися, повторяющимися, двойными союзами (соединительными, разделительными, противительными). Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Согласование глагола-сказуемого с однородными подлежащими.

II.        Умения:

  • интонировать предложения с однородными членами;
  • ставить запятую между однородными членами;
  • употреблять в связной речи предложения с однородными членами;

—        переводить с родного языка на русский предложения с однородными подлежащими и устанавливать форму числа сказуемого с целью выявления сходства и различия форм в русском и родном языках.

I. Однородные и неоднородные определения. П. Умение разграничивать однородные и неоднородные определения и употреблять их в связной речи.

I. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах. II. Умения:

  • разграничивать видовые и родовые понятия в предложениях с обобщающими словами;
  • употреблять в речи предложения с распространенными однородными членами и подбирать к ряду однородных членов обобщающие слова;
  • правильно интонировать предложения с обобщающими словами и ставить в них знаки препинания.

Повторение и систематизация изученного.

Предложения с обращениями, вводными словами и словосочетаниями. Вводные предложения   (8 ч.)

I. Обращение. Нераспространенные и распространенные обращения. Место обращения в предложении. Знаки препинания в предложениях с обращением.

II. Умения:

  • разграничивать в предложении обращения и подлежащие;
  • правильно интонировать предложения с обращениями и ставить в них знаки препинания;
  • употреблять обращения в диалогической и монологической речи, в письмах, объявлениях, лозунгах, призывах.

I. Вводные слова и вводные словосочетания. Вводные предложения. Их роль в речи и место в предложении. Группы вводных слов и словосочетаний по значению. Знаки препинания при употреблении вводных слов, вводных словосочетаний и предложений.

II. Умения:

  • разграничивать вводные слова и члены предложения;
  • употреблять вводные слова и вводные предложения в разных стилях и типах речи;
  • правильно интонировать предложения с вводными словами, вводными словосочетаниями, вводными предложениями и ставить в них знаки препинания;
  • употреблять вводные слова как средство межфразовой связи предложений и частей высказывания;

—        производить синонимическую замену вводных слов и предложений.

Повторение и систематизация изученного.

Предложения с обособленными членами   (16 ч.)

I. Понятие об обособлении. Основные случаи обособления определений: обособление определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами. Обособление двух или нескольких определений, выраженных одиночными прилагательными и причастиями. Обособление определений, относящихся к личному местоимению.

II. Умения:

  • правильно интонировать предложения с обособленными определениями, употреблять их в устной и письменной речи и ставить в них знаки препинания;
  • производить синонимическую замену предложений с обособленными определениями простыми предложениями без обособленных членов и сложными предложениями.

I. Основные случаи обособления приложений. Обособление распространенных приложений, относящихся к нарицательным и собственным именам существительным, к личным местоимениям. Приложения с союзом как.

II. Умения:

—        употреблять в устной и письменной речи обособленные приложения, правильно интонировать и выделять их на письме;

—        правильно ставить запятую перед союзом как.

I. Основные случаи обособления обстоятельств. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами. Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных именем существительным в косвенном падеже с предлогаминесмотря на, невзирая на, благодаря. Сравнительные обороты с союзами как, будто, словно, как будто. Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом.

II. Умения:

—        правильно интонировать предложения с обособленными обстоятельствами и ставить в них знаки препинания;

—        употреблять в речи обособленные обстоятельства для характеристики действия;

  • производить синонимическую замену предложений с обособленными обстоятельствами простыми предложениями без обособления и сложными предложениями;
  • правильно ставить знаки препинания при сравнительных оборотах.

I. Основные случаи обособления уточняющих членов предложения.

II Умение правильно интонировать предложения с уточняющими членами предложения и ставить при них знаки препинания.

I. Синтаксический разбор простого предложения.

II Умение производить синтаксический разбор простого предложения.

Повторение и систематизация изученного.

Повторение изученного за год (5 ч.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (учебник Ладыженской) и литературе (учебник Коровиной) 8 класс

Рабочая программа по русскому языку (учебник Ладыженской), литературе (учебник Коровиной), 8 класс содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание тем, зун, списо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку (УМК Ладыженской Т.А., Баранова М.Т.) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе авторской программы для 5- 9 кл.: Ладыженской Т.А.  Баранова М.Т. и др. «Русский язык». 5-9 кл. – М., «Просвещение», 2014, ...

Рабочая программа по русскому языку. Баранов, Ладыженская. 5-9 классы. ФГОС

Рабочая программа по русскому языку. Баранов, Ладыженская. 5-9 классы. ФГОС...