Рабочая программа по русскому языку 9 класс Ладыженская
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Тематическое планирование по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой 9 класс основной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №8

города Аткарска Саратовской области  

УТВЕРЖДЕНО на заседании Педагогического совета

Протокол от 28.08.2014 № ____

         «Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ №8

___________/________/

ФИО

«___»___________2013 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом МОУ-СОШ №8 города Аткарска

от 28.08.2014 №______

Директор школы

___________ Е.В. Калинина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

9 класс

Земляновой Нины Сергеевны

2014/2015 учебный год

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

Протокол от 28.08.2014 № ____

Руководитель ШМО

___________ И.О. Фамилия

г. Аткарск

2014 год


  1. Пояснительная записка.

Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы для общеобразовательных учреждений. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для IXкласса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

НОРМЫ ОЦЕНКИ
ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Часть 2. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

Контрольный словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1 – 2 ошибки

«3»

3 – 4 ошибки

«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.

Критерии оценки орфографической грамотности

В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).

Орфографические ошибки бывают:

1) на изученные правила;

2) на неизученные правила;

3) на правила, не изучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;

4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в написании собственных имен нерусского происхождения;

7) в случаях трудного различения не и ни:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.

Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Критерии пунктуационной грамотности

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);

2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.

 

II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

ü соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

ü полнота раскрытия темы;

ü правильность фактического материала;

ü последовательность и логичность изложения;

ü правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

 

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


3. Календарно-тематическое планирование.

п/п

Наименование разделов и тем, последовательность их изучения

Количество  часов на изучение каждого раздела и каждой темы

Вид занятий  (теоретическое или практическое, количество часов)

Виды деятельности и формы

Формы и методы контроля

Дата проведения урока

план

факт

Международное значение русского языка.

Урок изучения нового материала1

Теоретическое и практическое, 1

1

Международное значение русского языка.

1

Рассказ, работа

с книгой, беседа

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

Повторение изученного в 5-8 классах.

Урок развития речи. Теоретическое и практическое, 1

2

Устная и письменная речь.

1

Урок развития речи. Теоретическое и практическое, 1

Работа

с книгой

Проблемные задания

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

3

Монолог и диалог. Стили языка.

1

Урок развития речи.

Практическое, 1

Работа

с книгой

Проблемные задания

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

4

Сжатое изложение ( по упр.6) в формате ОГЭ.

1

Комбинированный урок.  Теоретическое и практическое, 1

План как вид информационной переработки текста. Адекватное восприятие устной речи
и способность передать содержание прослушанного текста в сжатом виде
в соответствии с целью учебного задания. ИКТ

Письменная работа.

5

Простое предложение и его грамматическая основа.

1

Теоретическое и практическое, 1

Работа

с книгой, проблемные задания

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

6

Предложение с обособленными членами.

1

Комбинированный урок.  Теоретическое и практическое, 1

Работа

с книгой, проблемные задания

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

7

Обращения, вводные слова, группы вводных слов.

1

Урок повторения и обобщения знаний.

Теоретическое и практическое, 1

Работа

с книгой, проблемные задания

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

8

Повторение. Подготовка к диктанту.

1

Урок контроля знаний. Практическое, 1

Практикумы, тренинги. ИКТ

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

9

Контрольный диктант.

1

Практикумы, тренинги

Диктант

Сложное предложение. Культура речи.

Урок коррекции знаний Теоретическое и практическое, 1

10

Анализ контрольного диктанта. Понятие о сложном предложении.

1

Урок изучения нового материала.

Теоретическое и практическое, 1

Работа

с книгой, проблемные задания.

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы, анализ орфограмм

11

Сложное предложение.  Знаки препинания и интонация.

1

Работа

с книгой, проблемные задания.

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

Сложносочинённые предложения.

Урок изучения нового материала.

Теоретическое и практическое, 1

12

Сложносочинённое предложение

1

Урок контроля знаний. Практическое, 1

Работа

с книгой, проблемные задания. Опорные схемы

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

13

Знаки препинания в сложносочиненном предложении(ССП). Тесты в формате ОГЭ.

1

Комбинированный урок.  Теоретическое и практическое, 1

Практикумы, тренинги

Тестирование

14

Разделительные знаки препинания между частями ССП.

1

Урок повторения и обобщения знаний.

Практическое, 1

Работа

с книгой, проблемные задания. Опорные схемы.ИКТ

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

15

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

1

Урок контроля знаний. Практическое, 1

Практикумы, тренинги

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

16

Контрольный диктант.

1

Практикумы, тренинги

Диктант

Сложноподчинённые предложения.

18ч

Урок коррекции знаний Теоретическое и практическое, 1

17

Анализ контрольного диктанта. Понятие о сложноподчиненном предложении СПП, пунктуация в нём.

1

Урок контроля знаний.

Практическое, 1

Работа

с книгой, проблемные задания.

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы, анализ орфограмм

18

Сложноподчинённое предложение, строение. Тесты в формате ОГЭ.

1

Комбинированный урок.  Теоретическое и практическое, 1

Практикумы, тренинги

тестирование

19

Союзы и союзные слова. Указательные слова в СПП.

1

Комбинированный урок.  Теоретическое и практическое, 1

Работа

с книгой, проблемные задания. Опорные схемы

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

    20

СПП с придаточным определительным

1

Комбинированный урок. Теоретическое и практическое, 1

Работа

с книгой, проблемные задания. Опорные схемы

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

21

Местоимённо- определительные придаточные.

1

Комбинированный урок.  Теоретическое и практическое, 1

Работа

с книгой, проблемные задания. Опорные схемы

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

22

СПП с придаточными изъяснительными.

1

Комбинированный урок.  Теоретическое и практическое, 1

Работа

с книгой, проблемные задания. Опорные схемы. ИКТ

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

    23

Обстоятельственные придаточные времени и места.

1

Комбинированный урок.  Теоретическое и практическое, 1

Работа

с книгой, проблемные задания. Опорные схемы. ИКТ

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

    24

СПП со значением обусловленности (причины, условия, цели)

1

Комбинированный урок.  Теоретическое и практическое, 1

Работа

с книгой, проблемные задания. Опорные схемы

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

    25

СПП со значением обусловленности (уступки, следствия).

1

Комбинированный урок.  Теоретическое и практическое, 1

Работа

с книгой, проблемные задания. Опорные схемы

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

    26

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.

1

Комбинированный урок.  Теоретическое и практическое, 1

Работа

с книгой, проблемные задания. Опорные схемы

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

     27

 СПП с несколькими придаточными, знаки препинания в них.

1

Урок контроля знаний. Практическое, 1

Работа

с книгой, проблемные задания. Опорные схемы. ИКТ

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

     28

Обобщение по теме «СПП с несколькими придаточными». Тесты в формате ОГЭ.

1

Урок повторения и обобщения знаний.

Практическое, 1

Практикумы, тренинги

тестирование

     29

Обобщение по теме «СПП с несколькими придаточными».

1

Урок контроля знаний. Практическое, 1

Практикумы, тренинги

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

     30

Пробный ОГЭ.

1

Урок развития речи.

Практическое, 1

Практикумы, тренинги. ИКТ

Тестирование,

изложение,

сочинение

     31

Сочинение- рассуждение. С 2.

1

Урок изучения нового материала.

Теоретическое и практическое, 1

Создание текста определенного функционально-смыслового типа, подбор аргументов, средств выразительности. ИКТ

сочинение

     32

СПП с несколькими придаточными. Однородное подчинение.

1

Урок изучения нового материала.

Теоретическое и практическое, 1

Работа

с книгой, проблемные задания. Опорные схемы

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

     33

СПП с несколькими придаточными. Неоднородное подчинение.

1

Работа

с книгой, проблемные задания. Опорные схемы

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

Бессоюзные сложные предложения.

10ч

Урок изучения нового материала.

Теоретическое и практическое, 1

   34

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП

1

Комбинированный урок.  Теоретическое и практическое, 1

Работа

с книгой, проблемные задания. Опорные схемы. ИКТ

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

    35

БСП со значением перечисления.  

1

Комбинированный урок. Теоретическое и практическое, 1

Работа

с книгой, проблемные задания. Опорные схемы

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

36

Запятая и точка с запятой в БСП.

1

Комбинированный урок.  Теоретическое и практическое, 1

Работа

с книгой, проблемные задания. Опорные схемы

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

     37

БСП со значение причины, пояснения, дополнения.

1

Комбинированный урок.  Теоретическое и практическое, 1

Работа

с книгой, проблемные задания. Опорные схемы

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

38

Двоеточие в БСП

1

Комбинированный урок.  Теоретическое и практическое, 1

Работа

с книгой, проблемные задания. Опорные схемы

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

    39

БСП со значение противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП

1

Комбинированный урок. Теоретическое и практическое, 1

Работа

с книгой, проблемные задания. Опорные схемы

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

40

Тире в БСП

1

Урок повторения и обобщения знаний.

Практическое, 1

Работа

с книгой, проблемные задания. Опорные схемы

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

 41

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.

1

Урок контроля знаний. Практическое, 1

Практикумы, тренинги. ИКТ

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

42

 Тесты в формате ОГЭ.

1

Урок развития речи.

Практическое, 2

Практикумы, тренинги. ИКТ

тестирование

     43-44

Сжатое изложение в формате ОГЭ.

2

Адекватное восприятие устной речи
и способность передать содержание прослушанного текста в сжатом виде
в соответствии с целью учебного задания. ИКТ

изложение

Сложные предложения с разными видами связи

Урок изучения нового материала.

Теоретическое и практическое, 2

45-46

Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях.

1

Комбинированный урок.  Теоретическое и практическое, 2

Работа

с книгой, проблемные задания. Опорные схемы. ИКТ

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

47-48

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

1

Урок повторения и обобщения знаний.

Теоретическое и практическое, 2

Работа

с книгой, проблемные задания. Опорные схемы

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

49-50

Повторение по теме «Синтаксис сложного предложения».

1

Урок повторения и обобщения знаний.

Теоретическое и практическое, 2

Практикумы, тренинги. ИКТ

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

51

Контрольный диктант.

1

Урок контроля знаний. Практическое, 1

Практикумы, тренинги

Диктант

52

Анализ контрольного диктанта.

1

Урок коррекции знаний Практическое, 1

Практикумы, тренинги

Анализ орфограмм

Общие сведения о языке.

Урок развития речи.

Теоретическое и практическое, 1

53

Публичная речь.

1

Урок развития речи.

Теоретическое и практическое, 1

Практикумы, тренинги

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

54

Средства выразительности языка. ч. А.

1

Урок развития речи. Практическое, 2

Практикумы, тренинги

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

55-56

Сочинение –рассуждение в формате ОГЭ.

1

Создание текста определенного функционально-смыслового типа, подбор аргументов, средств выразительности.

Сочинение

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи.

12ч

Комбинированный урок.  Теоретическое и практическое, 1

57

Фонетика и графика.

1

Комбинированный урок. Теоретическое и практическое, 1

Практикумы, тренинги

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

58

Лексикология и фразеология.

1

Комбинированный урок.  Теоретическое и практическое, 1

Практикумы, тренинги

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

59

Морфемика.  Словообразование.

1

Комбинированный урок.  Теоретическое и практическое, 1

Практикумы, тренинги

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

60

Морфология.

1

Урок развития речи. Практическое, 2

Практикумы, тренинги

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

61-62

Сжатое изложение в формате ОГЭ.

2

Комбинированный урок. Теоретическое и практическое, 1

Адекватное восприятие устной речи
и способность передать содержание прослушанного текста в сжатом виде
в соответствии с целью учебного задания. ИКТ

Изложение

63

Синтаксис.

1

Комбинированный урок.  Теоретическое и практическое, 1

Практикумы, тренинги

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

64

Орфография и пунктуация.

1

Урок контроля знаний. Практическое, 2

Практикумы, тренинги

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

65-66

Пробный ОГЭ.

2

Урок развития речи.

Теоретическое и практическое,1

Практикумы, тренинги. ИКТ

Тестирование,

изложение,

сочинение.

67

Культура речи.

1

Комбинированный урок, практическое, 1

Практикумы, тренинги

Фронтальный опрос, индивидуальные ответы.

68

Итоги года

1

  1. Содержание тем учебного курса.

Содержание учебной темы:

п/п

Перечень и название

раздела и тем курса

Необходимое количество часов для изучения раздела, темы

Основные

изучаемые

вопросы

Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий

Требования к знаниям и умениям обучающихся

Формы

и вопросы

контроля

Возможные

виды

самостоятельной

работы

учащихся

Международное значение русского языка

Средства художественной выразительности.

Практическое задание

Знать: основные средства художественной изобразительности, находить их в тексте.

Фронтальный опрос, письменные упражнения.

Работа с учебником, словарями.

Повторение пройденного в 5 - 8 классах

Словосочетание.

Предложение.

Текст.

Стили.

Средства связи.

тестирование, сочинение, изложение, диктанты.

Знать:опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, одно родные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.

Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи.

Фронтальный опрос, работа в группах, парами, письменные упражнения, тестирование, сочинение, изложение, диктанты.

Работа с учебником, лингвистической статьёй, словарями, тестами.

Сложное предложение. Культура речи.

Сложное предложение.

Строение.

Употребление в речи.

Практическое задание

Знать признаки сложных предложений.

Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них

Фронтальный опрос, работа в группах, парами, письменные упражнения.

Работа с учебником, текстами.

Союзные сложные предложения.  

Сложные союзные

предложения.

Знаки препинания, авторское употребление знаков.

Сжатое изложение.

тестирование, сочинение, изложение, диктанты.

Знать основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор.

Фронтальный опрос, работа в группах, парами, письменные упражнения, тестирование, сочинение, изложение, письмо, диктанты.

Работа с учебником, лингвистической статьёй, словарями, тестами.

Сложносочиненные предложения.

5

Сложносочинённое

предложение.

Соединительные,

противительные,

разделительные союзы.

Знаки препинания, авторское употребление знаков.

Сжатое изложение.

тестирование, сочинение, изложение, диктанты.

Знать основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь вычленять из текста ССП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи, производить лингвистический анализ текста с точки зрения синтаксиса ССП.

Фронтальный опрос, работа в группах, парами, письменные упражнения, тестирование, сочинение, изложение, диктанты.

Работа с учебником, словарями, текстами, тестами.

Сложноподчиненные предложения.

18ч

Сложноподчиненные предложения, главное и придаточные части. Союзы, союзные, указательные слова. Виды придаточных предложений. Речевая сфера применения СПП. СПП с несколькими придаточными, виды подчинения. Сочинение на лингвистическую тему.

тестирование, сочинение, изложение, диктанты.

Знать: отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным,

отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП, виды придаточных предложений, отличительные
особенности СПП,виды подчинения.

Уметь: производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи, видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии
с этим вид придаточного, находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос, различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор.

Фронтальный опрос, работа в группах, парами, письменные упражнения, тестирование, сочинение, изложение, диктанты.

Работа с учебником, словарями, текстами, тестами.

Бессоюзные сложные предложения

10ч

БСП и его особенности. Смысловые отношения в БСП. Разделительные знаки препинания в БСП: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Роль БСП в текст. Реферат на лингвистическую тему.

тестирование, сочинение, изложение, диктанты.

Знать:основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, тире, двоеточия, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП,
употребления в речи.

Фронтальный опрос, работа в группах, парами, письменные упражнения, тестирование, сочинение, изложение, диктанты.

Работа с учебником, словарями, текстами, тестами.

Сложные предложения с различными видами связи.

Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью. Сочетание знаков препинания. Сжатое изложение. Сочинение на лингвистическую тему.

тестирование, сочинение, изложение, диктанты.

Знать: основные
группы сложных предложений, их отличительные признаки, особенности предложений с разными видами связей.

Уметь: правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, применять сновные правила пунктуации, нормы построения СП, употребления в речи, производить пунктуационный и синтаксический разбор.

Фронтальный опрос, работа в группах, парами, письменные упражнения, тестирование, сочинение, изложение, диктанты.

Работа с учебником, словарями, текстами, тестами.

Общие сведения о языке.

Наука о русском языке и её разделы. Учёные- русисты. Роль языка.

Практическое задание

Знать: о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке межнационального общения, о величии и общепризнанности русского языка.Знатьрусский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари.

Уметь: использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию.

Фронтальный опрос, работа в группах, парами, письменные упражнения, тестирование, сочинение, изложение.

Работа с учебником, лингвистической статьёй, словарями, тестами.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

12ч

Признаки текста: тема, строение, средства связи, стили речи, работа с текстами, составление конспекта, сжатое изложение, сочинение на лингвистическую тему.

тестирование, сочинение, изложение, диктанты.

Знать: звуки речи,
соотношение звука
и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы, виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов,

грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль существительного, прилагательного, числительного, основные морфологические нормы русского литературного языка,  опознавательные  признаки простого предложения, главные и второстепенные члены предложения,  односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.

Уметь: применять знания по морфологии в практике правописания,правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи.

Фронтальный опрос, работа в группах, парами, письменные упражнения, тестирование, сочинение, изложение, диктанты.

Работа с учебником, лингвистической статьёй, словарями, тестами.

ИТОГО

68

9

15


  1. Требования к уровню подготовки выпускников за курс

основной школы по русскому языку.

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

Знать:

  • изученные разделы науки о языке;
  • смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

  • объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  • определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • адекватно понимать информацию устного сообщения;
  • читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  • соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

  1. Перечень учебно-методического обеспечения.

  • Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина Т.А., Александрова О.М., Русский язык.9 класс. Под ред. Н.М.Шанского.-М.:Просвещение, 2008
  • Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе.- М.: Просвещение, 2008
  • Книгина М.П. Тесты по русскому языку. 9 класс.- Саратов.: Лицей, 2009
  • Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации.9 класс.- М., ФИПИ, 2013
  • Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.

ИКТ:

  • Обучающая программа- тренажёр по русскому языку «Фраза».- Москва, Гуру Софт,2004
  • Русский язык. Справочник школьника,- Москва, Новый диск, 2004
  • Обучающие сайты Интернет для подготовки к ГИА

7.Список литературы.

  • Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы.-М.: Просвещение, 2009
  • Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе.- М.: Просвещение, 2008
  • Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина Т.А., Александрова О.М., Русский язык.9 класс. Под ред. Н.М.Шанского.- М.: Просвещение, 2008

8. Приложение.

Содержание тем учебного курса.

Международное значение русского языка (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (4 ч + 2 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи

Сложные предложения (1 ч)

Союзные сложные предложения.  (6 ч)

Сложносочиненные предложения (5 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения (18 ч + 5 ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения (6 ч + 2 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (7 ч + 2 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке (4 ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (5 ч + 2 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (учебник Ладыженской) и литературе (учебник Коровиной) 8 класс

Рабочая программа по русскому языку (учебник Ладыженской), литературе (учебник Коровиной), 8 класс содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание тем, зун, списо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку (УМК Ладыженской Т.А., Баранова М.Т.) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе авторской программы для 5- 9 кл.: Ладыженской Т.А.  Баранова М.Т. и др. «Русский язык». 5-9 кл. – М., «Просвещение», 2014, ...

Рабочая программа по русскому языку. Баранов, Ладыженская. 5-9 классы. ФГОС

Рабочая программа по русскому языку. Баранов, Ладыженская. 5-9 классы. ФГОС...