Внеклассное мероприятие учебной дисциплины "Русский язык" - лингвистический турнир "Грамотеи"
методическая разработка по русскому языку по теме

Богомазова Евгения Васильевна

В данной методической разработке представлен лингвистический турнир "Грамотеи", который в игровой форме активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает речевые компетенции, творческие способности в области учебной дисциплины "Русский язык".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turnir_gramotei_razrabotka.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Белгородский строительный колледж»

отделение ПКР

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

 учебной дисциплины «Русский язык»

Лингвистический турнир

«Грамотеи»

Подготовила преподаватель

первой категории

Богомазова Е.В.

Белгород, 2014

Цель: Создать условия к возникновению познавательного интереса обучающихся к предмету и формированию лингвистически грамотной личности в условиях современных требований ФГОС.

Задачи:  1. Обогащение новыми знаниями о языке, повышение внутренней культуры студентов.

2. В игровой форме проверить знания обучающихся по орфографии, фразеологии, словообразованию, фонетике и орфоэпии, выявить творческие возможности студентов (изобразительные, сценические) для дальнейшего развития, закрепить навыки внутригрупповой коммуникации, быстроты реакции.

3. Воспитание уважения к родной речи и русскому языку, к великим певцам русского слова, бережного отношения к их наследию.

Тип мероприятия: лингвистический турнир.

Оборудование: презентация, иллюстрации, рисунки-подсказки к фразеологизмам, карточки со скороговорками и другими заданиями, видеодиск с экранизацией романа Гончарова «Обломов».

Участники: Студенты I курса делятся на команды. От каждой группы по команде в составе 6 человек.

Домашнее задание командам: Приготовить эмблемы, название команды, девиз, интересное задание для команды-соперника, выразительное чтение, высказывание о русском языке любого поэта, писателя.

Ход мероприятия.

  1. Вступительное слово преподавателя.

Мы начинаем наш турнир! Для чего, для чего?

Чтоб не осталось в стороне никого, никого.

Пусть не решить нам всех проблем, не решить всех проблем,

Пусть станет радостнее всем, веселей станет всем!

  1. Задания для команд.

Задание №1. Представление команды: название, девиз, эмблемы, стенгазета.

Девиз – 1 балл;    Эмблемы – 2 балла;   Стенгазеты – до 5 баллов

Задание №2. Разминка О или Ё (1 балл за верный ответ)

Горяч…,  мальч…нка,  вооруж…нный,  ш…лк,  ш…рох,  хорош…,  беч…вка, ж…лудь, ш…колад, ж…сткий, ноч…вка,  уч…ный,  ключ…м, медвеж…нок,  жж…ный,  копч…ный,  ш…рстка,  ч…рт,  ч…ткий, плеч…м, ж…лтый.

 Задание №3. Исправь ошибку (1 балл)

  1. Я был с Сергеем в кинотеатре, который окончил 9 классов.
  2. Мальчик из кастрюли наливал в стакан компот.
  3. Возвратившись из экспедиции, капитан привез с собой медведя. Он рассказал нам много интересного.
  4. Врач предложил больному каждый день взвешивать себя.

Задание №4. Образовать сложные слова (1 балл)

  1. Паровой, ходить –
  2. Радио, любитель –
  3. Лед, колоть –
  4. Копать, земля –
  5. Пешком, ходить –
  6. Сосать, пыль –
  7. Падать, листья –
  8. Ловить, рыба –
  9. Мясо, рубить –
  10. Тушить, огонь –
  11. Птицы, ловить –

Задание №5.  Хитрый вопрос (1 балл)

  1. Чем оканчивается день и ночь? (Ь)
  2. Как большой дом превратить в маленький? (дом – домик)
  3. Как топор превратить в его рукоятку? (топор-топорище)
  4. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (сено)
  5. В каком слове слышится три буквы О, а пишется четыре? Какого рода это слово? (трио, средний род)
  6. В каком глаголе нет слышится 100 раз? (стонет)
  7. Какую ноту кладут в суп? (соль)
  8. Что у зайца позади, а у цапли впереди? (буква Ц)
  9. Из какого фразеологизма марсиане бы заключили, что у человека не 2 ноги, а больше? (бежать со всех ног)
  10. Есть ли ноги у газеты, книги? (читать вверх ногами)
  11. В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями? (Друг друга они ненавидели)
  12. В каких словах 100 согласных? (СТО-л, СТО-г, СТО-п, СТО-н)

Задание №6. Общее задание. Убери кляксу. (2 балла)

ло

Какие слова были написаны до того, как на лист упала клякса? Можно ли не убирая кляксы определить род этих слов?

Ответ: все слова среднего рода: крыло, зеркало, стекло, чучело, весло, одеяло.

ло

ло

ло

ло

Задание №7. Прочитать высказывание о русском языке (до 4 баллов)

Задание №8. Закончить фразеологизм (1 балл)

  1. Волков бояться …
  2. Нет дыма …
  3. Куй железо, …
  4. На безрыбье…
  5. Не гордись званием, …
  6. Знает кошка, …
  7. Под лежачий камень …
  8. После драки …
  9. Не говори «гоп», …
  10. С миру по нитке, …
  11. Дружба дружбой, ….
  12. Не рой другому яму …
  13. Не плюй в колодец, …

         14. Горбатого….

         15. Волков боятся….

16. Яблоко от яблони...

 

Задание №9. Проверка домашнего задания.

Задание №10. Игра в слова (1 балл)

Подобрать противоположные по смыслу слова. Какая это часть речи?

налево –

быстро –

вдали –

устно –

шумно –

пасмурно –

ярко –

далеко –

весело –

здесь –

крепко –

глубоко –

сильно –

холодно –

Задание №11. Конкурс капитанов. (2 балла)

Внимание! Внимание! Ждет вас новое испытание.

Ох, и трудное предстоит вам задание!

Пассивных сейчас быть не должно –

Помните: «Один за всех, и все за одного!»

Если капитан отвечает САМ – 2 балла, если команда – 1 балл.

1. В текст слова чужие вставим и в кавычки их поставим.

Все вы знаете, ребята, что в кавычках, то …ЦИТАТА

2. Русской речи государь по прозванию … СЛОВАРЬ

3. Слово делится на части, ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей делать слово из частей. СЛОГИ

4. Мы войдем в лесную чащу – бродит там медведь рычащий.

Там протоптанные тропки, ёж испуганный и робкий.

Там поющий соловей и ползущий муравей.

В этих строчках, я замечу, есть особая часть речи.

ПРИЧАСТИЕ.

У доски. Выходят по 1 представителю от каждой команды.

  1. Какому слову соответствует схема.

        

А: украсил

Б: пр…брежный

В: препод…ватель

Г: сверхмощный

А: бесце…ный

Б: предра…светный

В: земл…тр…сение

Г: пере…смыслены

  1. Найдите слово с приставкой

        пре

при

А: пр…лететь

Б: пр…красный

В: пр…городный

Г: пр…обести

А: пр…одолеть

Б: пр…землиться

В: пр…старелый

Г: пр…следовать

  1. Каждой команде дается лист с заданием. В пустые клетки впишите буквы. У вас должны получиться слова 2-го склонения

1-й команде                                2-й команде

А

А

А

Н

К

И

К

А

А

А

Н

К

И

К

А

А

А

Н

К

И

К

А

А

Н

К

И

К

А

А

Н

К

И

К

А

А

Н

К

И

К

ОТВЕТ: барабан, сарафан, караван, банан, сазан, баран

ОТВЕТ: кортик, коврик, козлик, кролик, ключик

3-й команде. Если вы правильно впишите буквы, то получится наречие

О

Т

Д

А

ОТВЕТ:

Откуда

О

Т

Д

А

Отсюда

О

Т

Д

А

Оттуда

4-й команде. Впишите в четыре клетки (в каждую клетку по букве!) слово «ЛАСТОЧКА».

Л

А

С

.

Задание №12.  Угадай фразеологизм и объясни его (1 балл)

На листах изображены рисунки к фразеологизмам:

водить за нос, носить на руках, с луны свалился, провалился на экзамене.

Задание №13. Скороговорки (3 балла)

Произнести четко и быстро скороговорки.

  1. 33 корабля лавировали, лавировали, так и не вылавировали.
  2. Шла Саша по шоссе.
  3. Клара украла у Карла кораллы.
  4. На дворе – трава, на траве – дрова.

Задание №14. Изобразить фразеологизм или пословицу (4 балла)

Тянут билеты с фразеологизмами (пословицами). Готовятся 3 минуты в команде. Затем изображают, а другие команды отгадывают (по 1 баллу)

1. Заставь дурака богу молиться – он и лоб расшибёт.

2. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

3. Дареному коню в зубы не смотрят.

4. Доброе слово и кошке приятно.

5. На чужой каравай рот не разевай.

6. Посади свинью за стол, так она и ноги на стол.

7. После драки кулаками не машут.

Задание №15. (1 балл)

На доске листы с рисунками – подсказками. Команды должны с помощью них ответить на вопрос: Как об этом говорят?

  1. Об очень большой тесноте в помещении.
  2. О полной тишине.
  3.  О первых признаках появления чего – нибудь радостного.
  4. О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину.
  5. Об удачном, счастливом человеке.
  6. О состоянии тоски, тревоги.
  7. О том, к чему трудно придраться.
  8. О забывчивости, плохой памяти.
  9. О том, кто сам не пользуется чем-нибудь и другим не дает.
  10.  О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении.

Задание №16.  Заменить фразеологизм одним словом.

  1. Клевать носом (засыпать)
  2. На всех парусах (быстро)
  3. Не покладая рук (усердно)
  4. Надуть губы (обидеться)
  5. Спустя рукава (небрежно)
  6. В час по чайной ложке (медленно)
  7. Сесть в лужу (опозориться)
  8. Вставлять палки в колеса (мешать)
  9. Перемывать косточки (сплетничать)

Задание №17. Загадки-шутки.

  1. Его вешают, приходя в уныние, его задирают когда зазнаются (нос), его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
  2. Не цветы, а вянут, не белье, а их развешивают. (уши)
  3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека, советуют искать  в поле, на него бросают слова и деньги. (ветер)
  4. Их строят кому-либо, чтобы понравиться, их закрывают на какие-то недостатки, они сводят с ума. (глаза)

Загадки – складки

  1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой …

  1. Мы исходили городок

Буквально вдоль и …

И так устали мы в дороге

Что еле …

  1. Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь…

  1. Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес, …

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши …

Задание №18. Определить написание непроизносимых согласных  в слове (кто автор?)

  1. Но вы к моей несчастной доле,

Хоть каплю жалости храня…

А.С. Пушкин

  1. Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет…

М.Ю. Лермонтов

  1. Судьба ужасным приговором

Твоя любовь для ней была…

Тютчев

4. Да, я не изменюсь и буду тверд душой…(продолжить строки)

                               Лермонтов

5. Я опущусь на дно морское, я полечу за облака…(продолжить строки)

Лермонтов, «Демон»

6. На свете счастья нет…(продолжить строки)

Пушкин


Задание №19. Из какого произведения эта фраза (крылатое выражение) и кто говорит?

  1. Я еду-еду не свищу, а наеду не спущу. («Бесприданница», А.Н. Островский)
  2. Так не доставайся же ты никому. (Карандышев, «Бесприданница», А.Н. Островский)
  3. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (А.С. Грибоедов, «Горе от ума», Чацкий)
  4. «Доведете вы меня до погибели…» (Лариса Огудалова, «Бесприданница» А.Н. Островский)
  5. «У сильного всегда бессильный виноват» (Крылов. «Волк и ягненок»)
  6. «Началось всё с неумения надевать чулки, а закончилось неумением жить». (Н.А. Добролюбов)
  7. «Не хочу учиться, хочу жениться…» (Фонвизин, «Недоросль»)

Задание № 20. «Лексический бой» По лексическому значению определить слово и пояснить его правописание.

1. Яркое освещение зданий и улиц по случаю праздника. (иллюминация)

2. Соус из растительного масла, яичного желтка и различных приправ. (майонез)

3. Лестное замечание в адрес кого-либо, похвала. (комплимент)

4. Изделие из горючих составов, дающее цветные огневые эффекты на праздниках. (фейерверк)

5. Подарок на память: вещь, связанная с воспоминаниями о чем-либо. (сувенир)

6. Короткая застольная речь. (тост)

7. Неожиданный подарок. (сюрприз)

8. Годовщина жизни или деятельности лица или учреждения. (юбилей)

9. Зеленовато-голубоватый цвет. (аквамарин)

10. Краски, разводимые на воде. (акварель)

11. Группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей. (караван)

12. Сноним к слову БАГРОВЫЙ. (кровавый)

Задание №21. Загадки-смекалки.

1. По какому животному ходят люди и проезжают машины? (ЗЕБРА)

2. Какой слон без носа? (ШАХМАТНЫЙ)

3. Идет то в гору, то с горы, но остается на месте. (ДОРОГА)

4. В каком городе спрятались мужское имя и сторона света?

5. Как человеку не спать 8 дней? (СПАТЬ ПО НОЧАМ)

6.за чем вода в стакане? (ЗА СТЕКЛОМ)

7. В названии какой конфеты чувствуется холод? (ЛЕДЕНЕЦ)

8. – Она красная?

– Нет, черная.

– А почему белая?

– Потому что зеленая.

(ЧЕРНАЯ СМОРОДИНА)

9. Сидит девушка, а вы не можете сесть на её место, даже если она встанет и уйдет.

(ОНА СИДИТ У ВАС НА КОЛЕНЯХ)

10. Что поднять с земли легко, но трудно кинуть далеко? (ПУХ)

11. Что нельзя съесть на завтрак? (ОБЕД ИУЖИН)

12. Кто под сильным дождем не намочит волосы? (ЛЫСЫЙ)

  1. Подведение итогов. Определение команды-победителя.

Вы отвечали дружно,

И здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба

Владычицей побед!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Лингвистический КВН.

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 7 класса - Лингвистический КВН - проводился с целью привития интереса к предмету, повышения мотивации к изучению русского языка, развития любознательности...

Внеклассное мероприятие по англияскому языку"Лингвистическая олимпиада"

лингвистическая олимпиада по английскому языку для учащихся 8 классов.внеклассное мероприятие....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистический КВН «Знатоки русского языка»"

Мероприятие Лингвистический КВН «Знатоки русского языка» для 6го класса...

методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Лингвистический турнир. Я - редактор"

Данный материал представляет собой презентацию для внеклассного мероприятия по русскому языку для 6 класса. Представленные материалы  - это задания на исправление лексических, грамматических, орф...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистический поединок"

Мероприятие  проводится в рамках  декады русского языка и литературы в форме игры-соревнования между 4 командами, сформированными по 4- 10 человек заранее. Содержание мероприятия соотв...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистическое путешествие"

Внеклассное мероприятие в форме игры, сопровождается презентацией. Данное внеклассное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку. На данном мероприятии используется муль...

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку Лингвистический конкурс "От игры к знанию" для учащихся 7-8 классов.

Внеклассное мероприятие "Лингвистический конкурс "От игры к знанию" для учащихся 7-8 классов" содержит игровые задания по изученному материалу, а также общеразвивающие задания и сведения о русском язы...