Конспект урока: "Фразеологическое богатство русского языка", 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Булыгина Наталия Владимировна
 

В данном уроке использованы такие методики коллективного способа обучения: взаимотренаж, методика обучающего словарного диктанта, взаимообмен заданиями.

 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21.02.1014_rus_yaz_5_kl.docx33.55 КБ
Office presentation icon urok.ppt604.5 КБ
Файл trenazh_4.docx16.53 КБ
Файл obmen.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Фразеологизмы в нашей речи.

Класс: 5

Цели:

Образовательная

Заинтересовать учеников темой урока. Способствовать умению опознавать фразеологические обороты. Объяснять лексические значения наиболее употребляемых фразеологизмов. Способствовать развитию у учащихся культуры речи.

Развивающая

Обогатить фразеологизмами словарь пятиклассников. Способствовать умению самостоятельно применять знания, развитию логического мышления, интереса к предмету, творческой активности. Способствовать развитию работы в парах сменного состава, умению учащихся работать в группах. Способствовать развитию умения аргументировать.

Воспитательная

Воспитывать интерес к русскому языку. Способствовать развитию у учащихся трудолюбия, настойчивости, самостоятельности, взаимопомощи.

В данном уроке использованы такие методики коллективного способа обучения: взаимотренаж, методика обучающего словарного диктанта, взаимообмен заданиями.

Оргмомент

Здравствуйте! Давайте начнём наш урок…. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Сегодня мы будем говорить О «живописном способе выражаться» посредством кратких, метких, сочных, образных иносказательных речений

О каком же явлении русского языка пойдёт сегодня речь? Фразеология.

Проверка д/з

Взаимообучение: «учитель-ученик».

Один ученик диктует другому, потом меняются и поверяют по шаблону (сосед по парте)

Прежде, чем продолжим разговор о фразеологизмах, обратимся к домашнему заданию.

Вам нужно было самостоятельно составить орфографический минимум на изученные орфограммы.

Итак, задание такое «учитель-ученик»: каждый из вас сейчас выступит в роли и ученика, и учителя. Каждый из вас диктует своему соседу по парте 7 любых слов на изученные орфограммы из вами составленного словарного диктанта, проверяет и оценивает. На проведение этого задания 10 минут.

Итак, давайте обсудим результаты взаимообучения.

……., доволен ты своими результатами? почему? В чём трудность? на что надо обратить внимание? Какие орфограммы западают?

Эмоц.настрой на урок

Да, сейчас многие из вас поработали в поте лица, но у кого не всё получилось не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех!

Сегодня вам придётся работать засучив рукава.

Итак, вопрос первый: о каких устойчивых оборотах речи, которые имеют переносное значение, я только что говорила.

фразеологизмы

2.

Взаимотренаж

Работа в парах (поворачиваются назад к однокласснику)

Оценивание

А что мы уже знаем о фразеологизмах? Перечислите, что мы с вами изучали на прошлом уроке?

………………….

Молодцы, а теперь проверим свои знания по теории. Итак, берём зачётный листок №4. Подписываем листочки.

Напомните, пожалуйста, правила проведения теоретического зачёта. Время выполнения 8 минут (1вопрос -1 минута):

  1. В каком разделе языкознания изучается фразеология?
  2. Что значит переносное значение слова?
  3. Какова роль синонимов и антонимов в нашей речи?
  4. Что является фразеологизмом?
  5. Что такое фразеологизмы-синонимы?
  6. Что такое фразеологизмы-антонимы?
  7. В каком значении (прямом или переносном) употребляются фразеологизмы?
  8. Каким членом предложения является фразеологический оборот?

Поднимите, пожалуйста, руки те, кто на все вопросы ответил правильно?

Что именно  помогло тебе безошибочно справиться с работой?

Совместное формулирование темы и цели

Да, действительно, о фразеологизмах мы знаем уже не мало, но ещё многое предстоит узнать. Что же именно?

Например, иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему – не всегда можно выразить с помощью простых слов, этого  бывает недостаточно.

Мы часто используем фразеологизмы в повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны и знакомы с детства.

О чём мы ещё не говорили, что ещё не узнали о фразеологизмах? Давайте попробуем сформулировать тему урока сегодня.

ТЕМА: Роль фразеологизмов в нашей речи.

Что что мы сегодня с вами должны узнать, выяснить по теме урока?

ЦЕЛЬ: Выяснить, нужны ли в нашей речи фразеологизмы? Какова роль фразеологических оборотов в нашей речи?

взаимопроверка по типу «Хронологический футбол»)

Ребёнок показывает картинку и называет имя того, кто должен дать толкование

Тема определена, цель поставлена. И следующее что мы с вами будем делать - проверим творческую часть д/з.

Задание было  такое: нарисовать шутливые рисунки, обыгрывая фразеологизмы. Один человек показывает – другие отгадывают и по картинке определяют значение фразеологизма (10 человек).

3.

Взаимопроверка (по диагонали)

по шаблону

Оценка человека с помощью фразеологизмов: отрицательная и

Положительная

Да, молодцы. Всё вы знаете: Катя – ходячая энциклопедия, Софья на вес золота, да и Миша лицом в грязь не ударит.

С помощью фразеологических оборотов я попыталась дать характеристику некоторым из вас. Как вы думаете, у меня получилось это сделать? Почему?

Да, фразеологизмы очень метко (чётко) подчеркивают черты характера человека.

А всегда ли о человеке можно судить только с положительной стороны?

Задание такое: соотнесите фразеологизм и его значение.  Время выполнения 6 минут.

1 карточка

  1. Мухи не обидит – безобидный, добродушный, спокойный человек
  2. ни рыба ни мясо - ничем не выделяющийся, не имеющий ярких отличительных свойств
  3. на вес золота - очень дорогой, чрезвычайно ценный, значимый.
  4. ходячая энциклопедия -  человек, осведомлённый в самых разных областях знания, могущий дать справку по любому вопросу.
  5. стреляный воробей -  очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть или удивить; бывалый человек
  6. пуганая ворона - крайне боязливый, трусливый человек

2 карточка

  1. мастер на все руки – всё умеет делать
  2. лицом в грязь не ударит -  не опозориться
  3. мелко плавает -  быть плохо осведомлённым в чём-то, не иметь достаточной квалификации в работе, навыков, опытности
  4. не видит дальше своего носа -  быть ограниченным, замечать только происходящее вблизи, рядом
  5. в сорочке родился – быть счастливым, удачливым
  6. всем взял - кто-либо имеет много разных достоинств, преимуществ

Поднимите, пожалуйста, руки те, кто на все вопросы ответил правильно?

А теперь поднимите руки те, кто встретился с новыми фразеологизмами. Какие именно? А к тебе можно отнести данный фразеологизм? Почему?

А давайте попробуем себя охарактеризовать с помощью фразеологизмов. Вы уже достаточно много знаете их. Задание такое: охарактеризуйте  себя с + и с – стороны (если, конечно, есть)

Например, я всегда работаю засучив рукава, но…

Молодцы, объективное оценивание.

Дополнительно (если позволяет время)

Работа в группе

С помощью фразеологизмов восстановите рассказ

Язык чрезвычайно важен для человека. С помощью языка мы можем говорить, общаться друг с другом. Но если человек болтлив, то говорят, что у него язык  … . Если же этот болтун любит рассказывать чужие секреты, то значит, что у него слишком ….   язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он почаще …  язык …. , а то и вовсе язык  ….

Ну а если болтун не исправляется, то тогда язык ему можно и …  . Но бывает, что человека никак не удается разговорить, и тогда про него скажут: «Молчит, словно язык …». Отчаиваться не стоит, может быть, язык у него еще … .

(Фразеологизмы: язык без костей, длинный язык, держать язык за зубами, язык прикусить, укоротить язык, язык проглотить, развязать язык.)

Текст восстановили, определите тему (в тексте говорится о важности и значимости языка для человека)

Определите идею текста (в разговоре нужно учитывать речевую ситуацию: думать, что говоришь)

Итог урока

Вернёмся к цели нашего урока. Давайте вспомним её.

Ребята, зачем же нам нужны фразеологизмы? Может быть, можно обойтись и без них?

Фразеологизмы нужны в речи, чтобы

  1. сделать её более образной,
  2. сделать её более эмоционально-окрашенной.
  3. Фразеологизмы позволяют быстро  и кратко донести мысль.

Да, фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи.

Речь – это способ общения между людьми. Чтобы достичь полного взаимопонимания, яснее и образнее выражать свою мысль, используются многие лексические приемы, в том числе и фразеологизмы.

Рефлексия.

Молодцы, подошёл к концу урок. Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке, а попробуйте сами оценить свою работу с помощью фразеологизмов.

Начните свой ответ с фразы: «Сегодня на уроке я работал …»

Интерактивное упражнение «Четыре предложения»

Нас много, а фразеологизмов мало. Давайте расширим наши односложные ответы. Составьте высказывание на основе четырёх предложений.

  • На уроке мне было интересно...
  • У меня получилось...
  • Мне было трудно…
  • Я хочу сказать спасибо однокласснику…, потому что…

д/з

Да, сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица! А теперь домашнее задание.

Обязательно для всех:

  1. Упр 508 

На выбор учащегося:

  1. Рисунок
  2. Составить план и написать связный текст на тему «Что я люблю (или не люблю)», используя фразеологизмы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Живописный способ выражаться» посредством кратких, метких, сочных, образных речений

Слайд 2

Фразеологизмы в нашей речи Тема Цель урока Выяснить, нужны ли в нашей речи фразеологизмы? Какова роль фразеологических оборотов в нашей речи?

Слайд 3

Вывод Фразеологизмы позволяют быстро и кратко донести мысль сделать её более образной сделать её более эмоционально-окрашенной Фразеологизмы нужны в речи, чтобы…

Слайд 4

Оцени свою работу. «Сегодня на уроке я работал…»

Слайд 5

• На уроке мне было интересно... • У меня получилось... • Мне было трудно… • Я хочу сказать спасибо однокласснику…, потому что… Интерактивное упражнение «Четыре предложения»

Слайд 6

Домашнее задание Обязательно для всех: 1. Упр 508 На выбор учащегося: Рисунок Составить план и написать связный текст на тему «Что я люблю (или не люблю)», используя фразеологизмы.



Предварительный просмотр:

Зачёт №4 по теме «Лексика и фразеология»

Карточка №1 ___________________________

Ответы  

5. переносное значение слова – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого.

6. Устойчивое сочетание слов с близким значением

7. является чаще всего  обстоятельством, но может быть и сказуемым.

8. Употребляются в переносном значении

Зачёт №4 по теме «Лексика и фразеология»

Карточка №2 ________________________

Ответы

  1. В разделе «Лексика».
  2. Устойчивое сочетание слов с переносным значением
  3. Устойчивое сочетание слов с противоположным  значением.
  4. антонимы придают нашей речи лёгкость, выразительность, образность,  синонимы помогают избежать ненужного повторения слов, речевых недочетов, делают речь более яркой и выразительной

                           

Вопросы:

  1. В каком разделе языкознания изучается фразеология?
  2. Что является фразеологизмом?
  3. Что такое фразеологизмы-антонимы?
  4. Какова роль синонимов и антонимов в нашей речи?

Оценивание:

Вопрос

1

2

3

4

результат

Проверял: _____________________________

Вопросы:

  1. Что значит переносное значение слова?
  2. Что такое фразеологизмы-синонимы?
  3. Каким членом предложения является фразеологический оборот?
  4. В каком значении (прямом или переносном) употребляются фразеологизмы

Оценивание:

Вопрос

5

6

7

8

результат

Проверял: ________________________________



Предварительный просмотр:

стреляный воробей

ни рыба ни мясо

пуганая ворона

на вес золота

мухи не обидит

ходячая энциклопедия

безобидный, добродушный, спокойный человек

ничем не выделяющийся, не имеющий ярких отличительных свойств

 очень дорогой, чрезвычайно ценный, значимый.

человек, осведомлённый в самых разных областях знания, могущий дать справку по любому вопросу.

очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть или удивить; бывалый человек

крайне боязливый, трусливый человек

1.        Мухи не обидит – безобидный, добродушный, спокойный человек

2.        ни рыба ни мясо - ничем не выделяющийся, не имеющий ярких отличительных свойств

3.        на вес золота - очень дорогой, чрезвычайно ценный, значимый.

4.        ходячая энциклопедия -  человек, осведомлённый в самых разных областях знания, могущий дать справку по любому вопросу.

5.        стреляный воробей -  очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть или удивить; бывалый человек

6.        пуганая ворона - крайне боязливый, трусливый человек

всем взял

мастер на все руки

лицом в грязь не ударит

в сорочке родился

мелко плавает  

не видит дальше своего носа  

всё умеет делать

не опозориться

быть плохо осведомлённым в чём-то, не иметь достаточной квалификации в работе, навыков, опытности

быть ограниченным, замечать только происходящее вблизи, рядом

быть счастливым, удачливым

кто-либо имеет много разных достоинств, преимуществ

1.        мастер на все руки – всё умеет делать

2.        лицом в грязь не ударит -  не опозориться

3.        мелко плавает -  быть плохо осведомлённым в чём-то, не иметь достаточной квалификации в работе, навыков, опытности

4.        не видит дальше своего носа -  быть ограниченным, замечать только происходящее вблизи, рядом

5.        в сорочке родился – быть счастливым, удачливым

6.        всем взял - кто-либо имеет много разных достоинств, преимуществ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."

Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Урок русского языка в 6 классе "Богатство русского языка".

Творческая мастерская. Урок русского языка в 6 классе.  Тема: Богатство русского языка....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...

План-конспект урока в 5 классе на тему: "Роль родного языка в жизни человека. Красота и богатство русского языка"

Данная тема является вводной в изучении курса русского языка в 5 классе. Она обусловлена необходимостью показать учащимся роль родного языка в жизни человека, красоту и богатство русского языка, его с...