УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ: « ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ »
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Шеховцова Светлана Васильевна

Урок подготовлен по методической проблеме «Уровневая дифференциация как важнейший фактор развития познавательных интересов и творческих способностей обучающихся». Дифференциация, осуществляемая на основе учёта общего уровня обученности, развития личности обучающегося, даёт возможность овладеть учебным материалом по отдельным предметам на разном уровне, но не ниже базового, что позволяет учителю акцентировать внимание на работе с различными категориями детей на минимальном (базовом), программном и усложнённом (продвинутом) уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Урок подготовлен по методической проблеме «Уровневая дифференциация как важнейший фактор развития познавательных интересов и творческих способностей обучающихся». Дифференциация, осуществляемая на основе учёта общего уровня обученности, развития личности обучающегося, даёт возможность овладеть учебным материалом по отдельным предметам на разном уровне, но не ниже базового, что позволяет учителю акцентировать внимание на работе с различными категориями детей на минимальном (базовом), программном и усложнённом (продвинутом) уровне.

урок русского языка в 8 классе на тему:

« тире между подлежащим и сказуемым »

                                                                                                            Шеховцова С.В.

Цель: 1) ознакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; формировать умение ставить знаки препинания между главными членами предложения; составлять предложения, в которых необходимо тире; формировать умение конструировать предложения по схемам; формировать умение согласовывать главные члены;

  1. развивать внимание, мышление, речь;
  2. воспитывать любовь к русскому языку.

(Учебник русского языка для 8 класса под редакцией М. М. Разумовской, П.А. Леканта).

Группа «А» – базовый уровень, группа «В» и «С» – продвинутый уровень.

Ход урока

I. Орг. момент. Тема, цель урока.

II.Объяснение нового материала.

1. На доске до урока написано:

А.С.Пушкин является величайшим писателем.

-Определите основу предложения.

-Охарактеризуйте сказуемое.

-Замените глагол-сказуемое на глагол-связку есть.

-Мы так говорим? (нет).

-Как быть? Лингвисты договорились вместо глагола-связки есть ставить тире. Запишите:

А. С. Пушкин - величайший писатель.

-Определите основу, задайте вопрос от подлежащего к сказуемому: что (кто) есть такое (такой)?

-Вспомните правило, сформулируйте его.

2.Творческий диктант (Приложение1, Приложение2).

Задание: измените предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

- Что для этого нужно сделать? (Поставить именную часть сказуемого в И.п., опуская при этом глагол)

1)Повесть «Капитанская дочка» была историческим произведением.

2)Основу повести составляют картины восстания Пугачева.

3)Маша Миронова стала любимым женским образом автора.

3.Работа с учебником.§11 (стр.46)

1) чтение параграфа;

2)дополнение учителя:

Числит-числит..

Сущ.-числит.

Числит.-сущ.(если один из главных членов выражен числительным, а другой – существительным в И.п.)

III.Закрепление.

1. Составление таблицы по §11.

Группа С – составление таблицы, запись схем правил, самостоятельный подбор примеров.

Группа В – подбор примеров из упр.74,75.

Группа А – «прочитать» таблицу с примерами.

Тире ставится

Тире не ставится

2.Графическое объяснение пунктуации.

(Предложения записаны на обратной стороне доски до урока)

– Графически объясните, почему поставлено или не поставлено тире.

l) Beнера – самая яркая звезда ночного неба.                

2) 3емля велика и прекрасна.

3) Ее глаза как яркие звезды.

4) Жить – Родине служить.        

5) Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. (Пушкин).

3. Составление алгоритма рассуждения:

1) найти основу;

2) определить часть речи каждого члена предложения;

3) поставить вопрос к сказуемому;

4) посмотреть, нет ли союзов или частиц.

4.Объяснительный диктант.

1) Наши души – зеркала, отражающие нас.

2) В бою побывать – цену жизни узнать.

3) Воздух как роза.

4) Этот день словно праздник.

5) Север – это, болото без дна и края.

6) Дважды два – четыре.

7) Дело художника – рождать радость.

- Творческое задание: придумайте примеры к тем схемам, которые неиспользовались в диктанте.        

5. Исследование языкового материала.

Объясните употребление тире в отрывке из стихотворения М.И. Цветаевой (Приложение3), посвященном А. Блоку (Приложение4).

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке,

Одно – единственное движение губ.

Имя твое – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Роль тире – создание образа при помощи метафоры, сравнения без сравнительного союза. Речь идет не только об имени, но и о восприятии поэта и его творчества. В слове «Блок» до революции 1917 года было 5 букв «Блокъ».

6.Проверочная работа.

Из карточек выписать № предложений, где надо ставить тире.

Карточка №1

Запишите номера предложений, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. (Для группы А)

1. Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра.

  1. Старость не радость.
  2. Пятью пять двадцать пять.
  3. Чтение вот лучшее учение.
  1. Южная ночь таинственна и прекрасна.
  2. Хороший вкус это прежде всего чувство меры.
  3. Жизнь нескончаемый экзамен.
  4. Озеро словно зеркало.

9.Биться в одиночку жизни не перевернуть.

10. Я честный человек.

Карточка №2

Запишите номера предложений, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. (Для группы В и С)

1.Ученье вот чума, учёность вот причина, что нынче, чем когда, разумных развелось людей, и дел, и мнений.

  1. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
  2. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
  3. Но объяснение не оправдание.
  4. Федор знал, что Артём свой парень.
  5. Природа не храм, а мастерская.

7.Море чудесное, синее, нежное.

8.Твои речи будто острый нож.

9.Все неудачники лгуны.

10. Преодоление препятствия вот наша задача.

IV. Итог урока.

-Что нового для себя вы узнали на уроке? Выставление оценок.

VI. На дом:§11 (всем)

Группа А – работа по таблице. Начертить таблицу. На каждый случай постановки или отсутствия тире между подлежащим и сказуемым подобрать по 2 – 3 примера.

Группа В – упр.77 (письменно), 79 (устно).

Группа С – составить рассказ на тему «Чтение – вот лучшее учение», употребляя тире между подлежащим и сказуемым в предложениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....

Разработка открытого урока русского языка в 8 классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

ТЕМА УРОКА: Тире между подлежащим и сказуемым.На усвоение темы «Тире между подлежащим и сказуемым» в 8 классе отводится 2 часа.Тип урока: урок отработки навыков и умений, 2-й по этой теме.Вид уро...

Урок русского языка в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

План урока:№ЭтапЦель и содержание этапаВремя1.Организационный моментПриветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.1 мин.2.Актуализация опорных  знанийРабота с целью актуализации опорных знани...

Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме " Тире между подлежащим и сказуемым"

Материал в помощь учителю русского языка в 8 классе .Цели: углубить понятие о постановке тире между подлежащим и сказуемым; отработать навык постановки тире, а также запятой при срав­нитель...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"...