Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 8 классе по теме " Тире между подлежащим и сказуемым"
    план-конспект урока (8 класс) на тему

    Спирина Марина Анатольевна

     Материал в помощь учителю русского языка в 8 классе .Цели: углубить понятие о постановке тире между подлежащим и сказуемым; отработать навык постановки тире, а также запятой при срав­нительных союзах как, будто, словно, точно.

    I. Словарная работа.

    Пейзаж, ландшафт.

    Являются ли эти слова синонимами? Докажите свое мнение, опира­ясь на статьи из «Школьного словаря иностранных слов».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon skaz.doc63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок № 20. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

     

     

    Цели: углубить понятие о постановке тире между подлежащим и сказуемым; отработать навык постановки тире, а также запятой при сравнительных союзах как, будто, словно, точно.

    I. Словарная работа.

    Пейзаж, ландшафт.

    Являются ли эти слова синонимами? Докажите свое мнение, опираясь на статьи из «Школьного словаря иностранных слов».

    П. Проверка домашнего задания.

    1. Беседа по усвоению предыдущего материала. Вопросы:

    1)      Чем простое сказуемое отличается от составного?

    2)  Из каких компонентов состоит составное глагольное сказуемое?

    3)  Что входит в составное именное сказуемое?

    2. Индивидуальный ответ учащихся:

    1)      вспомогательные глаголы в составном глагольном сказуемом;

    2)  выражение глагола-связки в составном именном сказуемом.

    III.              Проверочная работа.

    1.  В следующих предложениях подчеркни сказуемые. Определи и
    подпиши их тип. Запиши один аналогичный пример.

    Ребята летом будут купаться в реке. Ребята стали купаться ежедневно.

    2.  Подчеркни только составные именные сказуемые. Подпиши, чем
    они выражены.

    /. Пироги из дрожжевого теста выглядели очень аппетитно. 2. В скромном палисаднике пахло нарциссами и травой. 3. Отец всё время оставался    спокойным:    он    был    уверен    в   искусстве    лодочника.

    4.     Алюминиевые  миски  ровными   шеренгами  выстроились   на   клеёнке.

    5.     Между мисками строго симметрично расставлены горки чёрного хлеба.

    6.     Шёлк не рвётся, булат не гнётся.

    3.               Запиши номера предложений, в которых:

    1)      простые глагольные сказуемые    №_______________________

    2)  составные глагольные сказуемые №_______________________

    3)  составные именные сказуемые    №________________________

    /. Отец мой был крестьянин (В. Шукшин). 2. Он был не в состоянии

    думать о своих делах (А. С. Пушкин). 3. Это было в детстве (А. Битов). 4. Я буду у вас (А. М. Горький). 5. Он был в летах и очень тучен (М. Шаги-нян). 6. Где ты был трое суток? (В. Быков).

    IV.              Новый материал.

    Переходя к вопросам пунктуации, необходимо обратить внимание учащихся на большое значение знаков препинания для понимания текста.

    1. Слово учителя. Изучая строение и грамматическое значение предложения, мы должны вырабатывать навыки правильной пунктуации -расстановки знаков препинания. Правила пунктуации не случайны - они помогают так расставить знаки препинания, чтобы было легко понимать текст, выявляют структуру текста, передают его эмоциональное напряжение. К. Паустовский писал: «Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

    Изучая правила пунктуации, необходимо отказаться прежде всего от взгляда на пунктуационные правила как на собрание досадных условностей, отравляющих жизнь нормальному человеку. Постарайтесь почувствовать за бесстрастными точками и запятыми живое дыхание родного языка.

    И тогда вам станет ясен сокровенный смысл блестящих высказываний о пунктуации русских ученых и писателей.

    Перед вами на доске записаны эти высказывания. Оформите их в виде прямой речи по схемам:

    1)А:«П»;б)«П»,-а.

    2)  «Тире знак отчаяния» (А. М. Пешковский);

    3)  «Многоточие это следы на цыпочках ушедших слов» (В. В. Набоков).

     

    2.     В записанных предложениях в собственно прямой речи найдите основы, обозначьте, чем они выражены. Сделайте вывод о постановке тире между подлежащим и сказуемым.

    3.  Для самостоятельного вывода правила постановки тире между подлежащим и сказуемым анализируем предложения:

     

    1.    Театр это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актёры-миссионеры (А. Чехов).

    2.    Лишнее говорить - себе вредить (Пословица).

    3.    А ведь двадцать лет треть человеческой жизни. (Ю. Нагибин).

    4.               Его цель - сделаться героем романа (М. Лермонтов).
    Задания учащимся: найти основу предложения, определить, чем

    выражены подлежащее и сказуемое. Сформулировать правило о постановке тире.

    Самостоятельное знакомство с правилом § 15.

    Ответить на в о п р о с : когда тире не ставится между подлежащим и сказуемым?

    Упражнения по закреплению изученного: упр. 138.

    4.   Для выработки пунктуационного навыка при союзах как, будто,
    словно, точно 
    предлагаем учащимся усвоить следующее правило:

    Конструкции с как (будто, словно...) не выделяются запятыми, если:

           входят в состав сказуемого (Всё в порядке. Льды как льды, пустыни как пустыни.) (В. Каверин);

           являются фразеологизмом (Дама в малиновом берете была как на иголках, слыша такие ужасы.) (М. Лермонтов).

    Сравнительные конструкции с этими союзами требуют постановки запятой. (Я нашел в этой комнате двух молодых купеческих приказчиков, с белыми, как сахар, зубами.) (И. Тургенев).

    5.   Тренировочное упражнение по закреплению этого правила. По
    ставить, где это необходимо, запятую.

    1. Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра, как шум волны (А. Толстой). 2. Наш двор зелен как сад. 3. И в следующее воскресенье как снег на голову явился перед блондинкою (Н. В. Гоголь). 4. Жухарь встал как вкопанный (М. А. Шолохов). 5. Большое озеро как блюдо. 6. Разбойник мужика как липку ободрал. 7. Как солнышко она.

    V.               Дополнительные задания для закрепления изученного.

    1. Поставить тире, где это необходимо, объяснить.

    1.     Писательство не ремесло и не занятие. 2. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун большой праздник для крестьянских мальчиков (И. Тургенев). 3. Тринадцать цифра загадочная и волнующая воображение. 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом. 5. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг (Н. Некрасов). 6. Курить здоровью вредить (Пословица). 7. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти (Л. Толстой).

    2.     Переделать предложения, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире.

    1. С детских лет путешествия были моей заветной мечтой. 2. Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами. 3. Старый охотник стал моим лучшим другом. 4. Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада. 5. Человек труда стал основной темой творчества скульптора Мухиной.

    VI.              Задание на дом:

    § 15, упр. 140.

     


    4.Упражнения на закрепление.

    - Запишем предложения, объясним постановку тире между подлежащим и сказуемым. ( Не будем забывать, что тире ставится при нулевой связке)

    1)Хорошая книга – настоящий праздник.

    2)Дело художника – рождать радость.

    3)Книга есть жизнь нашего народа.(В. Г.Белинский)

    4)Константин Александрович Федин утверждал: «Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.»

    5)»Книга – это окошко в мир, важнейший инструмент учения»,- писал Василий Александрович Сухомлинский.

    5. Ребята! Вы заметили, что в нашей таблице осталась незаполненной 2 графа.

    - Рассмотрите схемы, записанные на доске, и скажите, когда между подлежащим и сказуемым тире не ставится.

    1)  как

    точно

    будто

    словно

    что(= будто, словно, как)

    2)  не

    3) личн. мест. сущ. ( кроме случаев, когда на подлежащее падает логическое ударение)

    Сравните: Он любитель книг.

    Мы – защитники своего Отечества.

    4) сущ. Прилаг.

    Ученики ответили, что книга интересная.

    (Запись в тетрадь для повторения)

    6.Закрепление.

    - Из упр.138(3) выпишите предложения, в которых не надо ставить тире.

    (1,2,4,6,7)

    УРОК №2

    1. Работа с текстом.

    -Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите тему, основную мысль текста. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, начертите схему выделенного предложения.

    Книга уд_вительное дело. Вот, подл_нно, уж диво дивное… За всю свою сознательную историю человечество (н_) пр_думало (н_) чего более пор_зительного, чем книга.

    Хорошая книга это (не) исс_каемый сосуд заполне__ый человеческими мыслями знаниями чу_ствами. И каждый может насытит_ся радостью которую дает книга.

    Прочесть хорошую книгу что встретиться с добрым другом.

    Книга это дверь которая ра_крывает_ся перед тобой (в)пуская тебя в новый уголок жизни.

    Пока класс работает с текстом, 1 человек у доски выписывает слова с пропущенными буквами, объясняет написание.

    ( Работы сдаются на проверку.)

    2.Ребята, а с каким добрым другом мы встретились в этом году на уроках литературы? Чему учат нас герои «Капитанской дочки»?

    Подпишитесь на рассылку сайта Pandia.ru!

    Вот что писал об этом произведении А. Твардовский:

    «…Я узнал и полюбил Пушкина в том возрасте, когда гораздо слаще слушать чтение, чем читать самому. Со слуха я знал его «Сказку о царе Салтане», «Полтавский бой» из «Полтавы», «Сон Татьяны» из «Евгения Онегина», «Жениха». Но «Капитанская дочка» явилась для меня первой в жизни самостоятельно прочитанной книгой. Я помню формат книги, ее запах, помню, как я был счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со слуха историю…

    Я был захвачен ею и засиделся у окна избы дотемна, и когда дошел до бурана в Оренбургской степи, то увидел, что за окном пошел снег, и это стало неизгладимым до сих пор впечатлением как бы магической силы, изошедшей от пушкинской страницы. С того вечера я стал читателем книг, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину».

    3.Работа с иллюстрациями к повести. – Какие эпизоды на них изображены? Составьте предложения, используйте знания, полученные на уроке.

    1)Гринев на постоялом дворе.

    Мог ли Гринев знать, что вожатый, выведший его из бурана, - будущий предводитель крестьянского бунта, а заячий тулуп, пожалованный ему в благодарность,- ключ к спасению.

    2)Капитан Миронов на ученье.

    Капитан Миронов – комендант Белогорской крепости, офицер, верный воинскому долгу и присяге.

    3)Суд Пугачева.

    Савельич - преданный слуга, готовый пожертвовать собой ради жизни барина.

    4)Суд Пугачева.

    Освобождение Маши Мироновой.

    Образ Пугачева - сложнейший и интереснейший образ повести. В сцене захвата крепости Пугачев жесток и страшен, но он добр и человечен по отношению к Гриневу и Маше.

    5)Поначалу Петруша – беспечный и легкомысленный помещичий сынок, мечтающий о легкой, полной удовольствий жизни столичного гвардейского офицера. Но Гринев честен, благороден, смел. Он офицер, чей долг - защищать крепость «до последнего издыхания».Гринев – человек, дворянин, превыше всего ставящий дворянскую честь, долг перед родителями, родиной,

    любимой.

    6)Маша Миронова в царском дворце.

    Василиса Егоровна говорит о дочери: «Маша - трусиха».Но мы видим, что Маша - стойкая, сильная, искренне любящая девушка, способная противостоять обидчику ( Швабрину ),готовая спасти своего жениха. Честность и нравственная чистота - качества Маши, победившие несправедливость и предательство.

    4.Резервное задание.

    - Переконструируйте записанные на доске предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире. Запишите получившиеся предложения.

    1)Лирическая поэзия Пушкина была зеркалом его личности и в то же время отражала настроение его поколения.

    2)Великие художественные создания Пушкина были плодом не только его гения, его высокой культуры и богатого жизненного опыта, но и упорного труда. (С. Петров)

    5.Домашнее задание.

    Я думаю, для того чтобы выполнить упр.139(1) ,вам понадобятся знания, приобретенные на сегодняшнем уроке, записи в тетради, учебник и, конечно, упорный труд. Оценки за урок.

    Получить полный текст материала


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

    РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....

    Разработка открытого урока русского языка в 8 классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

    ТЕМА УРОКА: Тире между подлежащим и сказуемым.На усвоение темы «Тире между подлежащим и сказуемым» в 8 классе отводится 2 часа.Тип урока: урок отработки навыков и умений, 2-й по этой теме.Вид уро...

    Урок русского языка в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

    План урока:№ЭтапЦель и содержание этапаВремя1.Организационный моментПриветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.1 мин.2.Актуализация опорных  знанийРабота с целью актуализации опорных знани...

    Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".

    Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

    УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ: « ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ »

    Урок подготовлен по методической проблеме «Уровневая дифференциация как важнейший фактор развития познавательных интересов и творческих способностей обучающихся». Дифференциация, осуществляемая на осн...

    Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

    Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"...