КВН по теме "Причастие" (7 класс)
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Мордань Наталья Юрьевна

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по теме "Причастие". Урок проходит в форме игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_prichastiya.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Название урока: «Клуб веселых и находчивых»

Тема: Итоговый урок по теме «Причастие»

Цели:

  • Повторить основные теоретические сведения о причастиях.
  • Совершенствовать орфографические навыки.
  • Развивать речь учащимся, умение составлять текст на лингвистическую тему.
  • Развивать навыки нахождения речевых ошибок, связанных с неправильным употреблением причастий.
  • Воспитывать чувство коллективизма, ответственность за других.

Предварительная подготовка:

Учащиеся:

  1. Придумать название команды.
  2. Приветствие.
  3. Сделать карточку сигнальную.
  4. Написать лингвистическую миниатюру о причастиях (можно инсценировать).

Учителю:

  1. Выбрать Неряху, 4 рисунка от Неряхи.
  2. Нарисовать рисунок: облака, солнце, на дереве обезьяна.
  3. Сделать 4 порванные шпаргалки с правилами.
  4. Придумать текст с ошибками.

Оформление доски:

        Клуб веселых и находчивых

Эпиграф: …

1 задание для разминки – 2 задание – 3 задание

Ход урока:

(Звучит музыка «Мы начинаем КВН…»)

Учитель: Доброе утро! Сегодня нас ждет не обычный урок, а заседание клуба веселых и находчивых. Пятачок из сказки о Винни-Пухе говорил: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро, тарам-тарам, тарам-парам, на то оно и утро!» Послушаемся этого совета и с утра пораньше отправимся в гости к удивительной части речи – Причастию. Какие же команды готовы это сделать и не боятся каверзных вопросов о столь сложном, но одновременно и прекрасном жителе страны «Морфология».

1 конкурс – «Привестствие».

(5 баллов за выступление, по 1 б. + за оригинальность, находчивость, связь с темой)

Учитель: Для начала проверим, так ли хорошо вам знакомо Причастие.

2 конкурс – «Разминка».

  1. Во что превратятся данные прилагательные, если в них «ч» заменить на «щ».

Висячий, горячий, лежачий, ползучий, сидячий, текучий.

(в действительные причастия наст. Вр.)

  1. В следующих примерах заменить прилагательные на причастия прош. Вр.

Белый парус – белевший

Темный лес – темневший

Шумный поток – шумевший

Зеленая береза – зеленевшая

Желтое поле – пожелтевшее

Спелая ягода - поспевшая

  1. Придумать предложения по схемам

П.о. x.

X п.о.

  1. Назовите номер словосочетания, где встречается 3 орфограммы по теме «Причастие»
  1. Не вспаханное поле.
  2. Сучья, собранные для костра.
  3. Жаренная в масле рыба.

(оценка за правильный ответ – 2 балла)

Учитель: (появляется Неряха) Кто это к нам пожаловал? Да никак это Неряха? Как ты выглядишь? Неужели ты ничего не замечаешь?

Неряха: Я что я должен замечать? Подумаешь, причесаться и умыться не успела; я одна об этом забываю? А белье чистое совсем незачем носить, все равно испачкается. Пуговицы болтаются, так сейчас это модно, может я панкую! Ногти грязные, ну и что, никакой маникюр не нужен, а ботинки заляпала по уважительной причине: на дороге в школу грязи по уши, сменную обувь ведь тяжело носить.

Учитель: мы не должны быть людьми, равнодушными к Неряхе, закрывающими на все глаза, давайте укажем на ее небрежность. Используйте для этого краткие причастия с частицей не и не забудьте написать эти причастия правильно.

3 конкурс – «Кто больше?»

(Команды пишут на листочках и сдают их учителю, у кого больше причастий – 2 балла. Пока учитель считает, Неряха приводит себя в порядок)

Учитель: Видите, ребята, как наши слова повлияли на Неряху.

Неряха: Да я не всегда такая, это случайно так получилось. Ну раз уж я к вам попала, не могли бы вы меня выручить. Скоро у меня зачет по теме: «Причастие». Вчера весь вечер шпаргалки писала, а утром как глянула и ахнула, младшая сестренка постаралась – вот что от шпаргалок осталось. Может вы восстановите правила, не в службу, а в дружбу. А?

Учитель: Что, ребята, поможем Неряхе?

4 конкурс – «Восстанови правило».

(за правильное восстановление – 2 балла)

  1. Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? Что делающий? Что сделавший?
  2. Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени первого спряжение с помощью суффиксов -ущ, -ющ и второго спряжение с помощью суффиксов -ащ, -ящ.
  3. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени, первого спряжения с помощью суффикса -ем(-ом) и второго спряжение с помощью суффикса -им.
  4. Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам, то есть склоняются. Причастия, как и глаголы, имеют вид, могут быть возвратными и невозвратными, имеют время – настоящее и прошедшее.

(ребята читают восстановленное правило – 2 балла)

Учитель: Теперь тебе все понятно?

Неряха: Да уж, шпаргалки будут что надо. А все равно я не верю, что вы такие умные. Я вот сейчас проверю. Можно?

Учитель: Конечно! Мы несколько недель эту тему изучали, чему-то да и научились.

Неряха: Пусть-ка капитаны сюда выйдут. Справятся с моим заданием, подарю им свои работы. Я ведь художник неплохой. Вот вам рисунок, придумайте по нему словосочетания так, чтобы в них обязательно были причастия.

(капитаны на листочках пишут словосочетания, побеждает тот, у кого больше и правильно – 2 балла)

5 конкурс – «Капитаны»

Неряха: Капитаны-то молодцы. Вот им награды – мои рисунки. А теперь я всю команду проверю. Можно?

Учитель: Пожалуйста, проверяй.

Неряха: Я тоже не лыком шита. Кое-что умею делать. На днях сочинение написала, красивое-красивое. Заслушаетесь! Всем командам по экземплярчику выделяю. Учитесь, как писать надо. Ну вот, слушайте.

(Неряха читает текст)

Неряха: Однажды летом пошла я с подругой с лес. В руках у нас были большие корзины, плетенными моим дедушкой. Я, закаляющая с младенчества, всегда здорова и бодра. Поэтому мы в два счета дошли до располагаемого вблизи нашего дома лестного массива. На деревьях уже появились первые желтые листочки, растущих по обе стороны дороги. Вдруг мы увидели загадочную избушку. Осторожно подошли к маленькому домику, стоявшему на небольшой полянке и который был освещен яркими лучами солнца. «Неужели жилище Бабы-Яги?!» - сказала я подруге. Ножки у хижины были, труба, а на ней ворон сидел. Но меня ничто не испугало. Смело открыла я дверь и решительно вошла в избушку. В комнате с потемневшими от дыма стенами стоял огромный стол, а на нем грибов видимо-невидимо. Вдруг из-за печки появился старичок, да такой приветливый. Оказалось, это лесник. Он нас и чаем угостил, и лес показал и наши необъятные корзины грибами наполнил. Еще не раз ходили мы в этот уютный домик и помогали леснику, оберегающемуся красоту дивного леса.

Ну как?

Учитель: По-моему, неплохо, но вот с причастиями немного Неряха напутала. Помогите ей.

6 конкурс – «Исправь ошибки»

(за каждую ошибку – 1 балл)

Учитель: Знаешь, Неряха, а ведь ребята тоже сочиняли дома. Может теперь послушаем, что у них получилось.

Неряха: С удовольствием.

7 конкурс – «Сказка о Причастии»

(оценки – за содержание – 5 баллов)

Учитель: Все имеет свое начало и свой конец. Пора завершить наше заседание Клуба веселых и находчивых. Поздравляю команду … с победой, а другим советую не огорчаться – впереди новые игры и конкурсы.

Неряха: А про меня забыли? Вы так интересно пишете, я хочу получить от вас письма, где вы напишете о своих впечатлениях о сегодняшней игре и обо мне, конечно. Хорошо?

Учитель: Что ж, уважим Неряху, письмо ей и будет вашим домашним заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....