Первые уроки русского языка в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Мордань Наталья Юрьевна

В материале представлены конспекты трех первых уроков русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_uroki_9_klass.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

МИОО

Кафедра филологического образования

Курсовая работа

«Система уроков по русскому языку в 9 классе»

(Вводный урок и два урока повторения изученного в 5-8 классах)

Выполнила

слушательница курсов ПК

(группа РЯ 22)

Мордань Наталья Юрьевна

Москва

2008 - 2009

Урок 1

Тема: Вводный урок. Международное значение русского языка

Цели урока:

- сообщить сведения о месте русского языка среди языков народов мира;

- ввести понятие «мировые языки»;

- формировать умение составлять план, пересказывать текст по плану;

- развивать умение давать аргументированный ответ на вопрос;

- воспитывать чувство гордости за свой родной язык.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Беседа об особенностях курса русского языка в 9 классе

        На доске записаны высказывания о русском языке:

«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий… Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения». (В.Г.Белинский)

«Русский язык богат, образен и точен. Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого состояния, которое нельзя было бы с полной ясностью передать на русском языке». (К.Г.Паустовский)

- Какие аргументы вы можете распространить в этих высказываниях, используя свои примеры?

- Легко ли изучать русский язык нам, с детства говорящим на нем?

- Что мы будем изучать в 9 классе? (Знакомство с учебником)

- Чем завершится курс русского языка в 9 классе?

3. Слово учителя «Международное значение русского языка»

- Составьте план сообщения и запишите его в тетрадь.

        На земном шаре существует множество языков. Немногие из них имеют такое же значение, как русский язык. Объясняется это тем, что русский язык выступает в разных условиях и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из мировых языков общения.

        Мировыми языками называют наиболее распространенные языки, употребляемые представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные. В определении состава мировых языков учитывается число говорящих на нем в разных странах, сформированность национального языка, установившиеся нормы.

        Мировые языки охватывают международные сферы: дипломатию, мировую торговлю, туризм; на них общаются ученые разных стран, они изучаются в качестве иностранных в ВУЗах и школах большинства стран мира, используются как рабочие языки в Организации Объединенных Наций.

        При своем создании в 1945 году ООН назвала 5 официальных: английский, русский, французский, испанский и китайский. Позднее были добавлены арабский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.

        Мировое значение русского зыка обусловлено его богатством и выразительностью, а также тем, что на нем создана величайшая художественная литература. Богатство русского языка проявляется прежде всего в его лексике (17-томный «Словарь современного русского литературного языка» 120 тысяч слов), в исключительном многообразии его стилистических возможностей, в различных способах словообразования.

        Русский язык отличается и звучностью. Это один из самых музыкальных языков. Еще в 1793 году известный немецкий правовед И.К.Рюдигер писал: «Русский язык очень мягок, благозвучен и так богат гласными, как вряд ли итальянский».

        С целью общения и распространения опыта преподавания русского языка за рубежом еще в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). МАПРЯЛ издает в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олимпиады по русскому языку.

4. Закрепление нового материала

а) Проверка составленного учащимися плана, пересказ по плану

б) Работа с текстом

        Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни…  И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности…

        Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума… (Д.С.Лихачев).

- Определите тему текста.

- Какова основная мысль текста?

- Объясните значение слов «интеллигентный», «личность» (можно воспользоваться толковым словарем)

- Запишите под диктовку второй абзац этого текста

в) Упражнение 1 (устно)

г) Работа с раздаточным материалом

- Прочитайте самостоятельно предложенные вам афоризмы, которые Л.Н.Толстой включил в свою книгу «Путь жизни»

- Какая тема объединяет разные высказывания?

- Какое высказывание вам понравилось больше всего и почему? Запишите его в тетрадь.

5. Итог урока

- Какие языки называются мировыми?

- В чем выражается богатство русского языка?

- Зачем надо учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи?

Домашнее задание

Письменная творческая работа «Слово о русском слове» в любом жанре

Раздаточный материал (1 урок)

1. Слово – выражение мысли и может служить соединению и разделению людей, поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним.

2. Время проходит, но сказанное слово остается.

3. Прежде думай, потом говори. Но остановись прежде, чем тебе скажут: «довольно». Человек выше животного способностью речи, но ниже его, если болтает, что попало. (Саади)

4. После долгого разговора постарайся вспомнить все то, о чем было говорено, и ты удивишься, как пусто и ненужно и часто дурно было все говоренное.

5. Слушай, будь внимателен, но говори мало.

6. Никогда не говори, если тебя не спрашивают, но если тебя спрашивают, то отвечай тотчас же и коротко и не стыдись, если ты должен признаться, что не знаешь того, о чем тебя спрашивают.

7. Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать (Лафатер)

8. В спорах забывается истина. Прекращает спор тот, кто умнее.

9. Лучший ответ безумцу – молчание. Отвечать обидой на обиду – все равно, что подкидывать дров в огонь.

Урок 2

Тема: Комплексное повторение

Цели урока:

- повторить темы «Фонетика», «Лексика», «Морфемика»;

- восстановить в памяти учащихся сведения о тексте, о средствах выразительности речи, о типах связи слов в словосочетании;

- развивать навыки комплексного анализа текста;

- отрабатывать умения производить фонетический и морфемный  разборы слов, навыки решения орфографических и пунктуационных задач;

- воспитывать чувство толерантности, чувство терпимого отношения к людям другой национальности.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания (прослушивание и обсуждение двух-трех творческих работ)

3. Работа с текстом

- Запишите текст под диктовку

        Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

        Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

        Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее. (Д.С.Лихачев)

При выполнении следующих заданий учащиеся используют таблицы обобщающего характера, составленные совместно с учащимися и изученные в предшествующие годы обучения. (См. приложение к уроку 2)

- Докажите, что это текст. Укажите средства связи предложений в нем.

- Определите основную мысль текста.

- Какие средства выразительности использует автор для ее раскрытия? (подбор лексических средств – термины, антонимы; параллелизм синтаксических конструкций; развернутое сравнение)

- Подберите синоним к слову «глубокое» (существенное, значительное и т.п.). К каким частям речи относятся синонимы? (к одной части речи)

- Объясните постановку знаков препинания в тексте

- Найдите слова с орфограммой-гласной в корне и объясните выбор орфограммы

- Из предложения второго абзаца выпишите словосочетание со связью согласование (большая цель) и управление (начинается с малого)

- Какие звуки обозначены буквой «е» в словах «первом», «цель», «многое»?

- Произведите фонетический разбор слова «семью»

- Разберите по составу слова «распространяясь», «необходимости»

4. Работа с учебником

а) Упражнения 2, 10 (устно)

б) Упражнения 6, 22 (письменно самостоятельно)

в) Упражнение 12 (устно)

- Что такое метафора? олицетворение?

5. Итог урока

Комплексный анализ текста показывает, насколько вы умеете устанавливать языковые связи, обобщать языковые явления, повышает орфографическую грамотность, расширяет ваш словарный запас, готовит к успешной сдаче экзамена.

Домашнее задание

Сделать карточку «Комплексный анализ текста». Найти текст (примерно 50 - 70 слов) и придумать к нему 5 – 7 заданий для комплексного анализа.

Урок 3

Тема: Комплексное повторение

Цели урока:

- повторить тему «Правописание безударных гласных в корне слова»;

- уделить особое внимание проверяемым безударным гласным в корне слова;

- обобщить знания по теме «Цитаты», «Части речи», «Словообразование»;

- совершенствовать навык определения частей речи;

- развивать культуру речи (нормы ударения);

- содействовать нравственному воспитанию учащихся;

- воспитывать интерес к получению знаний.

Ход урока

1. Организационный момент

2.Актуализация темы

а) Самостоятельная работа учащихся (5 – 7 сильных) по карточкам, созданным одноклассниками

б) Оставшиеся учащиеся систематизируют знания по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

- Подберите устно проверочные слова

        Неподражаемый, задрожать, возражать, возрождать, пренебрежительный, преподаватель, распространять, неувядаемый, честолюбивый, увещевать, умалять значение, отмечать недостатки, обличать пороки, качаться, точить, обнажать, отощать, утащить, тесниться, утешать, угощать.

- Повторите теоретические сведения по таблице «Безударные гласные в корне слова»

- Выполните письменно самостоятельно упражнение 28.

- Сделайте вывод о правописании безударных гласных в корне слова

3. Беседа по теме «Знания»

а) Прослушайте текст

        Знание порождает сомнение, а сомнение новые знания и, значит, новые сомнения. Знание тревожит ум, заставляет страдать в поисках путей к ускользающей истине. Невежество потому сильно, что в нем нет сомнения, оно ничего не знает, но считает, что знает все. В знании – убежденность. В невежестве – упрямство. (Н.Евдокимов)

- Согласны ли вы с мнением Н. Евдокимова?

- В чем сила знаний?

- Интересно ли быть Незнайкой?

б) Вспомните пословицы по теме «Знания»

        Человек без знаний, что земля без полива. Голова научит – руки сделают. Не стыдно не знать – стыдно не учиться. Знание дороже богатства.

в) Запишите предложение, которое написано на доске, оформив его как цитату:

        Знать необходимо не за тем, чтобы только знать, но и для того, чтобы научиться делать. (М.Горький)

- Вспомните, какие знаки препинания ставятся при цитировании

- Укажите, какой частью речи является каждое слово

4. Работа с учебником

а) Упражнение 9 (письменно самостоятельно, проверить по орфоэпическому словарю)

б) Упражнение 26 (письменно у доски, комментирование, можно использовать обобщающую таблицу)

5. Итог урока

Словарный диктант «Проверьте свои знания»

        Получить благословение, честолюбивый человек, неподражаемый артист, неувядаемый цветок, распространять знания, ускользающая истина, обнажать пороки общества, серебряный перстень, древнерусское искусство, произвести впечатление, тревожит ум, заставляет объединяться, приятное впечатление, порождать сомнения.

Домашнее задание

Упражнение 49 (по заданию)

Индивидуальное задание – подготовить небольшое сообщение о Д. С. Лихачеве.

        

Предложенные уроки составлены на основе «Программ общеобразовательных учреждений по русскому языку» (Авторы – М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)

        Учебник – «Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. – М.: Просвещение, 2005.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П.Кончаловский "Сирень". Первая встреча с картиной на уроках русского языка. 5 класс

Урок-экскурсия. П.Кончаловский "Сирень". Данная встреча предшествует работе над сочинением - описанием картины. Проводила его как внеклассное мероприятие по предмету....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

Контрольный тест за первое полугодие. Русский язык 6 класс

Контрольный тест за первое полугодие. Русский язык 6 класс (с ответами и нормами оценивания)...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Презентация первого урока русского языка в 7 классе.

Задача урока - заинтересовать учащихся предметом проверить их знания на начало года....

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...