программа работы клуба "Юнкор"
методическая разработка по русскому языку на тему

Программа занятий  клуба  «Юный  корреспондент» создана для самореализации,  самосовершенствования  учащихся, для повышения их  уровня готовности  к жизни в обществе и семье, к продолжению образования и трудовой деятельности. На  занятиях  клуба не только развивают  умение правильно говорить, эмоционально  выражать  свои мысли в  устной и письменной  форме, но и знакомят  учащихся с  элементами теории и  техникой сочинительства, развивают творческий потенциал учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_kluba_yunkor.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: культурологическое

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: журналистика

КЛУБ «ЮНКОР»

ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ: 12-15 ЛЕТ.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 ГОД.

АВТОР  ПРОГРАММЫ:  Михайловская Елена Владимировна

                                                         

                                                                                                       

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

          Программа занятий  клуба  «Юный  корреспондент» создана для самореализации,  самосовершенствования  учащихся, для повышения их  уровня готовности  к жизни в обществе и семье, к продолжению образования и трудовой деятельности. На  занятиях  клуба не только развивают  умение правильно говорить, эмоционально  выражать  свои мысли в  устной и письменной  форме, но и знакомят  учащихся с  элементами теории и  техникой сочинительства, развивают творческий потенциал учащихся. Эта программа ориентирована на  воспитание  человека,  способного принимать решения и нести за них ответственность, обладающего умением обобщать знания, полученные на  уроках  в школе и применять их  в другой  ситуации, в практической деятельности. Личный опыт, приобретаемый  учащимися в ходе занятий, стойкая мотивация,  стремление  к  качественному, общественно значимому  результату,  возможность применять полученные умения и навыки на практике (школьные СМИ), творческие работы, публичные  выступления – залог успешной работы  кружка.

Цели:

      - воспитание любви к родному  языку;

  • воспитание свободной творческой личности.

Задачи:

     - формирование устойчивого интереса к литературе, поэзии;

  • расширение кругозора понятий, образов, обогащение  словаря;
  • развитие памяти и речевой  культуры  учащихся;
  • развитие  фантазии, воображения;
  • закрепление основ общения  в  коллективе, культуры речевого поведения;
  • работа над чистотой речи;
  • воспитания культуры поведения и  культуры общения;

Год обучения – 1год.

Наполняемость группы – 15  человек.

Возраст учащихся – 14-15 лет.

Количество часов в  неделю – 5 часов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КЛУБА «ЮНКОР»

ТЕМА

В

Т

П

1

Введение. Цели и задачи клуба.  ТБ

2

2

2

Основы стилистических знаний:

  1. О стилях русского языка. Стилистические геристры.
  2. Разговорная речь. Просторечие.
  3. Научная речь.
  4. «Канцелярит» и официально-деловой стиль речи.
  5. Искусство образной речи. Выразительные средства. Тропы. Фигуры речи.
  6. Язык художественной литературы.
  7. Летопись современности или публицистическая речь. Лексические и грамматические особенности.

6

4

3

4

6

6

8

3

3

3

3

3

4

6

3

1

1

3

2

2

3

Тема и основная мысль высказывания:

  1. Тема. Назначение. Основная мысль и тема  высказывания. Тема широкая и узкая.
  2. Способы раскрытия основной мысли. Описание. Рассуждение. Повествование, их комбинации.

6

8

2

2

4

6

4

Сбор и систематизация материала:

  1. Сбор материала и его систематизация.
  2. Отбор материала к высказыванию. План и систематизация материала по плану.
  3. Тезисы. План. Конспект. Их отличия.
  4. Цитирование. Другие способы передачи чужой речи.
  5. Выборка материала. Карточки. Литературные заголовки.
  6. Работа с первоисточниками. Библиотечный зал. Библиография по тем. История вопроса.
  7. Записные книжки как форма литературных заготовок.

6

6

6

4

6

6

6

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

5

Совершенствование написанного:

  1. Совершенствование написанного. Работа  мастеров слова над рукописью. Приёмы правки.
  2. Корректурные знаки. Письмо после редакторской и корректорской правки.

6

6

2

2

4

4

6

Разновидности публицистических жанров:

  1. Репортаж как разновидность публицистического жанра. Сбор материала. Иллюстрации. Фотоматериалы.
  2. Интервью как разновидность газетного жанра. Сбор материала. Обработка интервью. Подготовка к печати. Правила публикации.
  3. Эссе. Особенности жанра. Фиксация материала, его обработка.
  4. Аннотация, разновидности.
  5. Отзыв, композиционные особенности, отзыв о к/ф, спектакле, концерте, выставке, массовом мероприятии, статье и др.
  6. Рецензия, особенности, анализ рецензии.
  7. Описание в публицистической речи. Описание местности. Путевые заметки.
  8. Очерк. Особенности жанра.
  9. Портретный очерк как один из видов публицистического жанра.
  10. Рассуждение. Сравнительная характеристика. Рассуждение в проблемной характеристике.
  11. Статья в газету. «Передовица».
  12. Рассказ. Композиция традиционная и нетрадиционная.
  13. Юмористический рассказ.
  14. Фельетон. Сатира и юмор.
  15. Реклама. Пресс-релиз.

7

7

7

7

7

7

7

7

7

7

7

7

3

4

7

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

1

2

3

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

2

4

ИТОГО

190

84

106

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:

Основные виды занятий:

  • беседы  с целью развития воображения и самостоятельных оценок;
  • творческие задания для развития  воображения;
  • занятия   с целью расширения кругозора;
  • речевые игры, упражнения по дикции;
  • индивидуальные и индивидуально-групповые занятия;
  • чтение и исследование текста;
  • практические  занятия;
  • творческие дискуссии.

              Практическая направленность занятий клуба определяет  специфику их проведения. Занятия  посещает группа около 15  человек, проявляющий  к  данному клубу повышенный интерес. Часть заданий ориентирована на  самостоятельный поиск материала и особенный, личностный  характер его подачи и освещения. Появляется  реальная  возможность нагрузить  каждого учащегося с  учётом его индивидуальных потребностей и  возможностей. Создаются  условия для развития творческой и познавательной активности и решения задач дифференцированного подхода к учащимся.

         Теоретические  сведения (в  виде бесед, работы  со  словарями)  сочетаются  с практическими заданиями (комплексный  анализ текста, устное и письменное рецензирование высказывания,  совершенствование и правка готового текста, написанного  учащимися, сообщения на  заданную тему, творческие работы и т.д.). В  результате этого  собирается материал для  создания школьной газеты и информационных бюллетеней,  альманахов детского литературного творчества. Учащиеся получают навыки редакторской работы с  текстом, учатся иллюстрировать высказывания различными  методами, получают  возможность поучаствовать в компьютерной обработке информации и верстке издания.

 Ожидаемые успехи и результаты:

  • устойчивый интерес к  изучению родного языка;
  • радость творчества;
  • физическая раскрепощенность;
  • чёткая речь и  культура речевого поведения;
  • первые  успехи сочинителя и рассказчика;
  • овладение логикой и образной  структурой речи

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Д. Розенталь «Практическая  стилистика русского языка», М., 1998 год.
  2. Т.Я. Солганик «Русский  язык» М., 2000 год.
  3. Т.К. Ладыженская, Т.С. Зепалова «Теория и практика сочинений различных жанров» М, 1996 год.
  4. Кочарян С.А. «В поисках живого  слова» М., 1979 год.
  5. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. «Литература  как предмет эстетического цикла» М., 1990 год.
  6. А.А. Леонтьев «Что такое язык?» М., 1974год.
  7. А. Люстрова, Л. Скворцова, В. Дерягин «Беседы о русском  слове» М., 1983год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы военно-патриотического клуба "Арго"

К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необход...

Программа работы над научно-исследовательской работой учащихся по теме «Корневая гласная – самая опасная!»

Пояснительная записка Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Но, как ни парадокса...

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике...

Программа работы с родителями «Мы вместе» предназначена для работы с родителями (законными представителями)

Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказыва...

Рабочая программа "Программа работы со слабоуспевающими учащимися по английскому языку"

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и...

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...