Программа внеурочной деятельности
рабочая программа по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Тараненко Наталья Викторовна

"В гостях у словарей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ №3» г. Николаевска

Название программы: «В гостях у словарей»

Научно-познавательное направление развития личности учащегося.

 5-6 классы

Тараненко Наталья Викторовна

учитель русского языка и литературы

1 категории

Учебный год:

2014/2015


Пояснительная записка

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:

  •  Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
  • Практическая значимость. Занятия кружка позволяют ребенку находить необходимую информацию, пользуясь лексическими словарями, наблюдать за лексической стороной слова, обращаясь к лексическим словарям, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте. Практические занятия направлены на обогащение словаря и развитие речи школьников. Все занятия кружка строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. В конце курса ребята создают проект.
  • Связь с уже существующими по данному направлению программами: данная программа построена на основе работ Д.Э. Розенталя, В.Н. Сергеева, авторов учебных пособий, посвященных работе со словарями в школе.
  •  Вид: авторская программа
  • Новизна: работе со словарями в урочное и внеурочное время уделяется немного внимания, эта проблема достаточно мало изучена. Поэтому словари как источник информации, как средство развития речи учащихся – это новое в методике преподавания.

2. Цель и задачи программы.

  • Цель –  углубить знания школьников о лингвистических  словарях, расширить знания учащихся  об элементах и структуре словаря, пробудить интерес к работе со словарём, выработать умение пользоваться справочной литературой, ориентировать учащихся на использование словарей в учебном процессе и интеллектуальном саморазвитии в дальнейшем.

Задачи:

  1. Формирование умения работать с информацией (работа с лексическими словарями);
  2. Формирования умения работать над содержательной стороной слова.
  3. Формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве.

3.        Обогащение словаря, развитие устной и письменной речи;

5.        Активизация познавательных интересов;

6.        Формирование умения решать творческие задачи, развитие творческих способностей и мышления.

3. Отличительные особенности программы:

  • Базовые теоретические идеи; ключевые понятия: типология словарей. Основные лексические словари русского языка. Словарная статья.
  • Программа «В гостях у словарей» представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

Возраст детей и их психологические особенности: Программа курса составлялась с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—12 лет, связанных:

— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий

— с осуществлением благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

  • Особенности набора детей: свободный, число обучающихся по годам обучения: и в 5 классе, и в 6 классе – 20-25 человек.

Умение пользоваться всеми видами словарей необходимое умение для каждого ребёнка, овладение которым важно для учащихся при самореализации.

  Программа «В гостях у словарей» рассчитана на 1 год (68 часов, 2 часа в неделю) и ориентирована на учащихся 5-6 класса.

  • В программе предусмотрено 34 часов аудиторных и то же количество внеаудиторных часов.
  • Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
  • Личностные:
  • ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию, самообразованию;
  • понимание русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа;
  • уважительное отношение к русскому языку;
  • стремление к речевому самосовершенствованию
  • достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей при речевом общении.
  • Метапредметные:
  • самостоятельно определять цели, ставить и формулировать задачи;
  • уметь строить причинно-следственные связи, структурировать, строить схемы, таблицы;
  • адекватное восприятие и понимание информации;
  • способность извлекать информацию из различных источников;
  • свободно пользоваться словарями различных типов;
  • умение воспроизводить прочитанный и прослушанный текст;
  • способность правильно излагать свои мысли;
  • соблюдение в речи норм современного русского литературного языка;
  • способность участвовать в речевом общении;
  • Предметные:
  • освоение базовых понятий лексики;
  • проведение лексического анализа слова;
  • осознание эстетической функции родного языка.
  •  опознавание основных выразительных средств лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивание их; объяснение особенностей употребления лексических средств в текстах разных стилей речи;
  • знать особенности построения словарной статьи в различных словарях;
  • знать виды лексических словарей, понимать их роль в овладении словарным богатством и литературными нормами современного русского литературного языка.
  • проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;  
  • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • Подведение итогов деятельности  проходит в форме защиты проектов в конце учебного года.
  • 5. Уровень результатов работы по программе:

Первый уровень результатов (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования

Второй уровень результатов (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру

Третий уровень результатов(приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Тематическое планирование

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

Дата проведения

Аудит.

Внеуад.

Вводное занятие. Определение словаря. Типология. Лексикография.

3

3

Роль лексических словарей в жизни человека. Основные социальные функции. 

2

2

Из истории русской лексикографии.

3

3

Построение словарной статьи в различных словарях. Обучение умению пользоваться различными словарями.

2

2

Многозначность слова.

1

1

Омонимы русского языка.

1

1

Словари синонимов.

2

2

О словарях, которые рассказывают об истории слов. Экскурсия в прошлое.

2

2

Работа со «Словарем  антонимов русского языка».

1

1

Словарь фразеологизмов. Фразеологические обороты.

3

3

Словари «чужих» слов.

2

2

Словарь паронимов.

2

2

Неологизмы, индивидуально-авторские слова

2

2

Работа с пословицами и поговорками.  

2

2

Составление собственного словаря диалектизмов.

2

2

Значение словаря в современном мире.

1

1

Итоговое занятие - защита проектов.

3

3

Итого за год:

34

34

Содержание программы

Тема  1. Определение словаря. Типология словарей. Типология словарей Л.В.Щербы. Параметры классификации словарей. Основные словари русского языка. Функции словарей. Устройство словарей. Основные  структурные компоненты словаря. Лексикография как теория и практика составления словарей. Словари энциклопедические и лингвистические, важнейшие их отличия. Электронные словари и компьютерная лексикография.

Тема 2. Роль лексических словарей в жизни человека. Основные социальные функции. Методы увеличения активного словарного запаса.

Тема 3. Из истории русской лексикографии. Рукописные словари. Словарь Древнерусского языка. Предшественники академических толковых словарей. Словари Академии Российской. Словарь 1848 г. Словарь Даля. История создания первого лексического словаря. Словарь Ушакова. Словарь Ожегова. Словарь современного языка: в 17 томах. Толковый словарь русского языка конца 20 века.

Тема 4. Понятие о словарной статье и её устройстве. Особенности словарной статьи различных лексических словарей. Заглавное слово. Структура словарной статьи. Составитель словаря и пользователь словаря. Обучение умению пользоваться различными словарями, в том числе электронными. 

Тема 5.  Знакомство с многозначными словами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа с толковым словарём «Многозначные и однозначные слова». Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 6. Понятие омонима. Разграничение многозначности и омонимии. «Словарь омонимов русского языка» О.С. Ахмановой, «Словарь омонимии в русского языка» Н.П. Колесникова.

 Тема 7. Понятие - синоним; синонимический ряд, стержневое слово. Синонимия у разных частей речи. Пути возникновения синонимов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением  их в речи.

З. Е. Александрова «Словарь синонимов русского языка»

Тема 8. Понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Архаизмы, историзмы. Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Определение первоисточников слова.

Тема 9. Понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками, фразеологизмами, стихотворными и прозаическими текстами.  Работа со «Словарем  антонимов русского языка».

Тема 10. Молотков А. И. «Фразеологический словарь русского языка». Понятие «фразеологические обороты». Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Правильное употребление фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывках литературных произведений. Нравственный, патриотический, эстетический характер фразеологизмов.

Тема 11. Словари иностранных слов. Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов.

Тема 12. Понятие «паронимы»,  словари паронимов, словарная статья. Виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

Тема 13. Как и почему появляются новые слова? Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке. Виды неологизмов.

Тема 14. В.И.Даль «Пословицы и поговорки». Отличие пословицы от поговорки. Тематические группы. Использование в речи пословиц и поговорок.

Тема 15. Словарь диалектизмов. Сбор диалектных слов. Работа с толковым словарём. Составление словарных статей.

Тема 16. Выступления учащихся. Круглый стол «Значение словаря в современном мире».

Тема 17. Выступления учащихся – защита проектов.

Предполагаемые результаты реализации программ внеурочной деятельности

Первый уровень результатов (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками  знаний о лексикографии, о лексических словарях, о функциях и значении словарей в жизни человека, о правилах конструктивной групповой работе, об основах разработки проектов, о способах самостоятельного поиска, нахождения о обработки информации; о логике и правилах проведения научного исследования. Второй уровень результатов (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к родному языку, Отечеству, другим людям; умение сотрудничать в коллективе, отстаивать свою точку зрения; умение поиска нужной информации; умение осуществлять исследовательскую деятельность. Третий уровень результатов (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления по проблемным вопросам, опыт работы с различными словарями; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; владение инструментами межличностного общения.

Ресурсное обеспечение реализации программы:

  • Кадровое: педагоги
  • Материально-техническое: словари, интернет, компьютер, мультимедийная доска.
  • Финансовое: ОУ
  • Информационно-методическое: методическая литература, интернет. 

Рекомендуемая литература

  1. Александрова З.Е. «Словарь синонимов русского языка». М.1975
  2. Ахманова О.С. «Словарь омонимов русского языка». М., 1986.
  3. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. «Словарь паронимов современного русского языка». М.,1994.
  4. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2012.
  5.  Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка
  6. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.
  7. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Просвещение, 1990.
  8. Дегтярев В.И., Кудряшова Р.И. и др. Большой толковый словарь донского казачества. М.: Русские словари; Астрель, АСТ; 2003 г.
  9. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990.
  10. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов.  М.: Эксмо, 2008
  11. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.
  12.  Молотков А.И. «Фразеологическом словаре русского языка», М., 1986).
  13. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. М.: Просвещение, 1987.
  14. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.
  15.  Львов М.Р. «Словарь антонимов русского языка» под ред. Л. А. Новикова.  М., 1985.
  16. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012.
  17. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык, 1986.
  18. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М., Просвещение, 2011
  19. Толковый словарь русского языка под ред. Ушакова.
  20. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.
  21. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа, 2000.
  22. Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник. М.: Русский язык,1997.
  23.  Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru
  24. Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru
  25. Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...