Русский язык ОГЭ, задание 4, часть 2 - "Правописание приставок"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Иншакова Татьяна Павловна

Интерактивная презентация для эффективной подготовки к ОГЭ в 9 классе, включает в себя теорию и практику по вопросу "Правописание приставок",  интерактивные таблицы,  тесты, тренажер, может быть использована при изучении нового материала и повторении

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2015 2015 О Часть 2. Задание 4. Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание ?

Слайд 2

Варианты ОГЭ 2015 Алгоритм Теория Электронный тренажер Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание Интернет - ресурсы ОГЭ 2015 Образец задания

Слайд 3

Каждый вариант КИМ состоит из трёх частей и включает в себя 15 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть1 – краткое изложение(задание1). Часть 2 (задания 2–14) – задания с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: – задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа; – задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов. Часть 3 (альтернативное задание15) – задание открытого типа с развёрнутым ответом(сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Характеристика структуры и содержания КИМ

Слайд 4

Приставок в русском языке насчитывается несколько десятков. Они, присоединяясь к основам разных слов, не меняют коренным образом их значения, а придают этому значению новые смысловые оттенки. Задание 4 «Правописание приставок» требует умения правильно определять букву в приставке. Некоторые приставки пишутся строго по правилу, но есть такие, которые требуют постоянного внимания, например приставки пре- и при- . Какие знания и умения необходимы для выполнения 4 – го задания ? Выполнение 4 задания требует знания следующих тем по кодификатору 6.6 Правописание приставок

Слайд 5

Приставка Приставка – значимая часть слова, которая служит для образования новых, однокоренных , слов: Приставка находится перед корнем . Абсолютное большинство приставок исконно русские, иноcтранных немного — контр-, ультра-, интер-, экс-. Среди приставок есть синонимичные и антонимичные. Так, синонимичны приставки вы- и из- (выгнать — изгнать). Приставки в-, вы- ( влететь, вылететь), при-, у- (прибежать - убежать), над-, под- (надводный, подводный) имеют антонимичное значение. Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение (приплыть), присоединение (пришить), неполноту действия (присесть), нахождение вблизи чего-либо (приморский, привокзальный). Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, позвонок, исчезать, обожать, несусветный, пасмурный. Приставка присоединяется к целому слову: читать — про читать шел У На ПРИ ЗА При лег

Слайд 6

о- от(о)- до- об(о)- по- под(о)- про- над(о)- на- пред(о)- за- в(о)- пере- с(о)- вне- Правописание неизменяемых и изменяемых приставок Приставки на -з, -с Бес- Рас- Вос- Вс- Ис- Чрес- Нис- Без- Раз- Воз- Вз- Из- Чрез- Низ- СтёПКа Фец, ХоЧеШь ЩеЦ Запоминалка «Глухие согласные» СТПКХЧШЩЦФ О й , м ы ж е н е з а б ы в а л и о др у г е! - если вычеркнуть все гласные, останутся одни звонкие согласные Приставки 3 – нет! Неизменяемые приставки пишутся одинаково, независимо от произношения, их надо знать В изменяемых приставках бес – без-, рас – раз-, вос – воз-, вс- вз-, ис – из-, чрес – чрез-, нис- низ- , пишется с, если корень начинается с глухого согласного и пишется з, если корень начинается со звонкого согласного или гласной буквы Изменяемые приставки К сонорным относятся девять звуков: [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р'], [j] 12 пар согласных по глухости / звонкости [б] - [п] [б'] - [п'] [в] - [ф] [в'] - [ф'] [д] - [т] [д'] - [т'] [з] - [с] [з'] - [с'] [ж] - [ш] [ж:'] - [ш:'] [г] - [к] [г'] - [к']

Слайд 7

З С если корень начинается на глухой согласный если корень слова начинается на гласный или звонкий согласный Изменяемые приставки на з / с без-/бес-, воз-/вос- (вз-/вс-), из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас, роз-/рос-, через/черес (чрез/чрес). Внимание на начало корня! раз-, из-, без-, воз-, вз-, низ-, через-, чрез- рас-, ис-, бес-, вос-, вс-, нис-, черес-, чрес- без /усый- бес /путье, вз /визгнуть – вс /крикнуть, воз /глас – вос /ход, из /бить – ис /пить, низ /вести – нис /послать, раз /гон – рас /пев, роз /дых – рос /черк, чрез /мерный – черес /полосица.

Слайд 8

Правописание гласной в приставках пре- и при- , как правило, зависит от их значения. Приставка пре- имеет значение: высокой степени качества или действия : пре неприятный (очень неприятный), пре успевать (иметь большой успех); близкое к значению приставки пере- : пре рвать ( пере рвать ). Приставка при- имеет значение: пространственной близости у прилагательных ( при дорожный трактир ) и прибавления, приближения, присоединения, привлечения у глаголов : при ставить лыжи к стене , при кормить рыбу , при гласить в гости ; совершения действия не в полном объеме или с ограничением во времени : при открыть (немного открыть), при пудрить нос , при прятать до лучших времен ; доведения действия до конца : при стрелить , при душить . Если значение приставки непонятно, следует обращаться к словарю (Приставка пре- ; Приставка при- ). ПРЕ- ПРИ- Правописание гласной в приставках пре- и при-

Слайд 10

При- Пре- Призреть (жалеть кого-либо) Презирать (не уважать) Прибывать (на вокзал) Пребывать (в неведении) Приступить (к делу, начать) Преступить (черту) - переступить черту, нарушить закон Приумножить (незначительно) Преумножить (многократно) -очень сильно умножить, преувеличить Приклонить (голову) Приклониться ( к земле – опереться) Преклонить (колена; преклонение перед подвигом) Преклоняться (относиться с уважением) Притворить (дверь – слегка закрыть) - неполное действие Претворить (воплотить, осуществить мечту в жизнь) Притвориться (спящим) - с целью ввести в заблуждение Претвориться (Мечта претворилась в жизнь.) - осуществиться Приуменьшать (незначительно) Преуменьшать (во много раз) Приходящий (повар) - являющийся когда-нибудь Преходящий (изменяемый, временный; непреходящие ценности, т.е. вечные) Придать (добавить, например, серьезности) Предать (подвести кого-либо) Прибывать (на вокзал) Пребывать (в неведении, в хорошем настроении) Приёмник (устройство для приема) Преемник (продолжатель дела) Придел (пристройка) Предел (граница) Звучат одинаково, но имеют разное значение Преемник (продолжатель дела) Цифровой эфирный приемник DVB-T2

Слайд 11

Правописание корней с И – Ы после приставок После приставок меж-, сверх- и иноязычных приставок дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан - И не изменяется: сверх и зысканный, меж и нститутский, диз и нфекция, контр и гра, пост и мпрессионизм, транс и ндийский, пан и сламизм. Если приставка оканчивается на согласную, то И корня меняется на Ы : и гра роз ы грыш, и звестный- без ы звестный, и стория – пред ы стория. идея – без ы дейный интерес – без ы интересный имя - без ы имянный искусный – без ы искусный Искл.: вз и мать . В словах здесь, здоровье, здание, ни зги (не видно) и их производных з - – часть корня. Искусный – без ы искусный Без ы мянный герой

Слайд 12

ПРАВИЛО ПРИМЕРЫ ИСКЛЮЧЕНИЯ И ПРИМЕЧАНИЯ После всех русских приставок, оканчивающихся на согласный, кроме меж- и сверх- , пишется -ы- без ы мянный пред ы нфарктный от ы грать от ы скать под ы тожить Обратите внимание: пред ы нфарктный , но пост и нфарктный , пост и нсультный (см. ниже). После русских приставок меж- и сверх- пишется -и- сверх и нтересный меж и здательский меж и нститутский После иностранных приставок, оканчивающихся на согласный ( гипер- , дез- , интер- , контр- , пост- , суб- , супер- , транс- , пан- и др.), пишется -и- гипер и нфляция дез и нфекция пост и нфарктный пан и сламизм контр и гра суб и нспектор После первых частей сложных и сложносокращённых слов ( двух- , трёх- , пед- , мед- , спорт- , полит- , гос- , фин- , тех- и др.) пишется -и- пед и нститут спорт и нвентарь полит и нформация гос и мущество фин и нспектор тех и нвентарь сам и здат В качестве первых частей сложных и сложносокращённых слов могут выступать целые слова ( спорт- ) и части слов ( полит- ). Их перечень заведомо неполон, т. к. постоянно образуются новые слова. Гласные и – ы после приставок . Свод правил

Слайд 13

Неизменяемые приставки Изменяемые приставки Зависящие от ударения Зависящие от значения Неизменяемые приставки пишутся одинаково, независимо от произношения, их надо знать: пред-, пере-, за-, на-, над-, в-, во-, об-, обо-, под-, подо-, над-, надо-, с-, со-, от-, ото-, о-, до-, по-, под-, про-. Пример: в тащить, об тесать, под шутить, пред чувствовать, над пилить, с жечь. В словах: здравствуй, здесь, здание, здоровье. ни зги з стоит в начале слова и является частью корня Раз - без Рас - ударения Роз - под Рос - ударением Пре – приближается к значению пере- 2. = «очень» При - 1. Приближение, присоединение 2. = «около» 3. = «чуть – чуть» Правописание приставок. Сводная таблица Бес – без- Рас – раз- Вос – воз- Вс-вз- Ис – из- Чрес – чрез- Нис- низ- Пишется с, если корень начинается с глухого согласного. Пишется з, если корень начинается со звонкого согласного или гласной буквы Пример: Без водный – бес печный, воз буждение – вос питание, вз лететь – вс поминать, из ранить – ис пугать, низ ложить – нис ходить, раз делаться – рас ходиться, чрез вычайный – черес чур Пример: Раз валить – рас сыпать, раз лив – рас писание, рас сыпать - раз ыскать – Роз вальни - рос сыпь, Рос пись - роз ыск Пример: пре неприятный (очень неприятный), преуспевать (иметь большой успех); близкое к значению приставки пере- : пре рвать ( пере рвать ). Пример: при ставить лыжи к стене , при кормить рыбу , при гласить в гости при стрелить , при душить . В приставках раз- / роз- , рас- / рос- с чередующимися гласными о / а без ударения пишется " а " ( россыпи , но рассыпать ).

Слайд 15

Неизменяемые приставки пишутся одинаково, независимо от произношения, их надо знать: пред-, пере-, за-, на-, над-, в-, во-, об-, обо-, под-, подо-, над-, надо-, с-, со-, от-, ото-, о-, до-, по-, под-, про-. Примеры: втащить, обтесать, подшутить, предчувствовать, надпилить, сжечь. Правописание безударных гласных в постоянных приставках и предлогах Предлоги и приставки ( над , от , под , о , перед и т.п.) пишутся всегда единообразно. Исключение составляют приставки с чередующимися гласными . Правописание гласных в приставках раз-/роз-, рас-/рос- В приставках раз- / роз- , рас- / рос- с чередующимися гласными о / а без ударения пишется " а " ( россыпи , но рассыпать ). Правописание гласной в приставках пре- и при- Правописание гласной в приставках пре- и при- , как правило, зависит от их значения . Приставка пре- имеет значение : высокой степени качества или действия: пренеприятный (очень неприятный), преуспевать (иметь большой успех); близкое к значению приставки пере- : прервать ( перервать ). Приставка при- имеет значение : пространственной близости у прилагательных ( придорожный трактир ) и прибавления, приближения, присоединения, привлечения у глаголов : приставить лыжи к стене , прикормить рыбу , пригласить в гости ; совершения действия не в полном объеме или с ограничением во времени : приоткрыть (немного открыть), припудрить нос , припрятать до лучших времен ; доведения действия до конца : пристрелить , придушить . Если значение приставки непонятно, следует обращаться к словарю ( Приставка пре- ; Приставка при- ). Правописание беглой гласной на конце приставок и предлогов Беглой гласной на конце приставок и предлогов может быть только " о ": подо мной , разо йтись . Правописание приставки через- (черес-)/чрез- В приставке через- ( черес- )/ чрез- наблюдается чередование е / ноль звука: чрезмерно , чересполосица . Слова с этими приставками следует помнить, а в случае затруднений обращаться к словарю. Правописание приставок. Свод правил.

Слайд 16

Алгоритм выполнения 4 – го задания 1. В каждом варианте ответа выделите корни, подобрав однокоренные слова. 2. Обратите внимание на начало корня. Определите лексическое значение слова с приставкой. 3. Вставьте пропущенную букву, впишите слово в бланк ответов. Задание 4 требует умения правильно определять букву в приставке. Некоторые приставки пишутся строго по правилу, но есть такие, которые требуют постоянного внимания, например приставки пре- и при-. При общем знакомстве с заданием убедитесь, что выбранный ответ не нарушает смысла словосочетаний.

Слайд 17

Часть 2. Задание 4. Вариант 1. Ответ: пришли Из предложений 1–7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – « приближение ».

Слайд 18

Часть 2. Задание 4. Вариант 2 . Ответ: ниспадающих Выпишите из предложения слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква С, обозначающая глухой согласный звук, если после приставки следует глухой согласный»: Извилистые щели, все больше сужаясь, врезаются в литые стены хребта, и из невидимых глубин, как ворчание разъяренного зверя, доносится угрожающий рокот потоков, ниспадающих каскадами с бешеной высоты. (Г.Федосеев)

Слайд 19

Часть 2. Задание 4. Вариант 3. Ответ: раздавался Из предложений 1-3 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от последующего согласного 1) Наступила тишина, слышно было только, как фыркали и жевали лошади да похрапывали спящие. 2) Где-то плакал чибис и изредка раздавался писк бекасов, прилетавших поглядеть, не уехали ли непрошеные гости

Слайд 20

Часть 2. Задание 4. Вариант 4. Ответ: приходит Из предложений № 1 - 2 выпишите слово с приставкой пре- ( при-). (1) Для вас все вороны, конечно, одинаковы, вы из них ни за что не отличите даже самца от самки, они же отлично знают вас, и всю вашу родню, и всех ваших гостей.(2) И когда приходит к вам в дом кто-нибудь такой, кого они никогда не видали, они начинают встревоженно каркать, желая предупредить о воз­можной для вас опасности, потому что по долгому опыту жизни знают, что всякий новый человек — это какое-нибудь беспокойство.

Слайд 21

Из предложений № 2 выпишите слово(-а) , в котором(-ых) правописание приставки зависит от звонкости-глухости согласного звука, обозначенного последующей буквой . Часть 2. Задание 4. Вариант 5. Ответ: раскопки различные (2) Раскопки и их изучение на территории нашей страны показывают, что во все времена на её огромной территории обитало множество разных народов с различными языками, рели­гиями, культурами, антропологическим обликом. раскопки различные

Слайд 22

Из предложений № 4 – 5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости-глухости согласного звука, обозначенного последующей буквой. Часть 2. Задание 6. Вариант 6. Ответ: бесконечно (4) Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. (5) Передо мной - крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отдаленных друг от друга миллионами световых лет!

Слайд 23

17)Пусть у вас будет время для озабо­ченных и печальных, для людей, которые встревожены и которые в беде. (18) Потому что это ваше время, столь необходимое для вас, может быть для кого-то спасением. (19) Потому что для кого-то время может означать выход, а для кого-то — будущее. Часть 2. Задание 7. Вариант 7. Ответ: встревожены Из предложений № 17 – 19 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости-глухости согласного звука, обозначенного последующей буквой.

Слайд 24

Упражнения для тренировки Нажмите на портфель Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание В открывшемся окне нажмите на 5 снизу строку c надписью RusLang.exe

Слайд 25

3 . Словарь лингвистических терминов 1 . Правила орфографии 2. Правила пунктуации 4. Т ЕСТЫ ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ Ссылки по теории и практической работе Нажимать на ссылку в формате «Показ слайдов» * - ссылка для всех тем *

Слайд 26

Презентация « Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях » Подготовлена преподавателем Иншаковой Т.П. Литература Миронова Ю. С. Русский язык. ЕГЭ. (Раздаточный материал тренировочных тестов.) СПб.: Тригон, 2009. Пучкова Л.И. ЕГЭ 2007. Русский язык. Типовые тестовые задания.- М.: Экзамен, 2007. Основной государственный экзамен 2015/ Русский язык. Типовые экзаменационные задания под редакцией Цыбулько И.П. Национальное образование, М., 2015. Коханова В.А. ЕГЭ-2007. Русский язык. Тренировочные задания .- М.: Просвещение, Эксмо, 2007. Интернет – ресурсы new.fipi.ru russkiy-na-5.ru gramota.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ УРОКА русского языка в 6 классе ТЕМА:«Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

Данный урок по учебнику «Русский язык. 6 класс» М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Словообразование. Орфография. Культура речи» входит в тему «Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ» и...

урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...

Урок русского языка по ФГОС 5 класс «Правописание приставок»

Цели: Создать условия для освоения способа действия при выборе согласных з-с на конце приставок, формировать навыки написания приставок, развивать личностные, регулятивные, общеучебные, коммуникативны...

Урок русского языка в 5-м классе "Правописание приставок пре- и при-"

Разработка по русскому языку в 5-м классе  на тему: "Правописание приставок пре- и при-"...

Конспект урока по русскому языку для 5 класса Тема "Правописание приставок на -з,-с".

Конспект урока по русскому языку для 5 классаТема "Правописание приставок на -з,-с".цель: -"развертывать" информацию из ключевых слов, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения,...

Урок русского языка в 5-м классе "Правописание приставок пре- и при-"

Разработка по русскому языку в 5-м классе  на тему: "Правописание приставок пре- и при-"...