ПРОЕКТ УРОКА русского языка в 6 классе ТЕМА:«Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

Жигулина Олеся Валерьевна

 

Данный урок по учебнику «Русский язык. 6 класс» М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Словообразование. Орфография. Культура речи» входит в тему «Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ» и связан с предыдущими уроками по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, умения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_zhigulina.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Луговская средняя общеобразовательная школа

Тальменского района Алтайского края

ПРОЕКТ  УРОКА

русского языка в 6 классе

ТЕМА:«Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

УЧЕБНИК: «Русский язык: Учебник для 6 класса» М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.  

ПРОГРАММА: Авторская программа по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской,  Н.М.Шанского

ТЕХНОЛОГИЯ: здоровьесберегающая

УЧИТЕЛЬ: Жигулина Олеся Валерьевна

2010 год

Обоснование методов и принципов урока

      Данный урок по учебнику «Русский язык. 6 класс» М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Словообразование. Орфография. Культура речи» входит в тему «Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ» и связан с предыдущими уроками по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, умения детей.

      При планировании урока были учтены особенности развития учащихся, их знания, умения: умение обосновывать тему, осознание цели. Умение работать в парах, группах, индивидуальные особенности детей.

      Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе и взаимосвязи.

      Ведущими формами, методами и приемами работы были вопросно-ответная форма, работа в группах, в парах, индивидуальная работа, самоконтроль, наглядность, поисковый метод. Их сочетание помогло учащимся научиться правильно писать гласные в приставках ПРЕ и ПРИ, выделять в тексте слова с приставками ПРЕ и ПРИ, обеспечить хорошую работоспособность, бодрое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.

ТЕМА: Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

ЦЕЛИ:

  1. Создать условия для формирования языковой компетенции через овладение знаниями о правописании гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-.

  1. Развивать умение выделять в тексте слова с приставками ПРЕ- и ПРИ, различать и правильно их писать.

.

  1. Формировать чувство уверенности в своих силах, воспитывать бережное, внимательное отношение к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- мультимедиа

- учебник «Русский язык: Учебник для 6 класса» М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.  

- карточки с заданиями для групп

- карточки-тесты (для каждого ученика)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Формирование психологического настроя на урок.

- Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила ночь.

Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро!»

Я рада вновь видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!

Выполняют задания учителя

Машут руками


Садятся девочки

Садятся мальчики


Закрывают глаза

Открывают глаза

Улыбаются друг другу

2. Определение темы урока. Целеполагание.



-Сегодня, перед тем как прийти к вам на урок, я получила необычную телеграмму на имя вашего класса. Только вот незадача, видно, с ней что-то случилось в дороге, и некоторые буквы в словах куда-то подевались. Все же давайте попробуем прочитать её (слайд 1  с текстом)

Друзья мои! Я пр…ближаюсь к вам, совсем скоро пр..буду в гости. Пр..ходится немножко задержаться, так как возникли непр..двиденные обстоятельства: Осень не хочет уходить. Но я пр..ложу все усилия и пр..ступлю к своим обязанностям.

Пр..красного вам настроения, ваша Весна!

 Ребята, вы обратили внимание на слова, в которых пропущены буквы? Что это за морфемы? Какую орфограмму мы будем сегодня изучать?

Какую цель поставим перед собой?






-Читают текст





Ответы:

Слова с приставками ПРЕ и ПРИ

Правописание приставок ПРЕ и ПРИ

Научиться правильно писать гласные в приставках ПРЕ и ПРИ

Записывают тему в тетрадь

3. Повторение теоретического материала

А) Таблица на слайде (слайд 3)

ПРИ

ПРЕ

  1. прибежать

приколоть

  1. приморский

пришкольный

  1. присесть

      приоткрыть      

  1. прехорошенький

премилый

  1. прервать

преградить

  1. превратить

      преобразовать

Какое значение имеют приставки в данных словах?

Какой вывод можно сделать об их правописании?

Б) Рассказ по таблице сопровождается выполнением заданий, предложенных учителем

- Запишите слова, обозначающие приближение: человека, птицы, рыбы, автомобиля

- Присоедините при помощи веревки, молотка, иголки с ниткой

- Запишите слова, называющие край при море, огород при усадьбе, участок при школе

- Запишите слова, обозначающие действия: немного поднял, немного хромает, слегка дотронулся

- Выпишите слова с приставкой ПРЕ из данного стихотворения: (учитель читает текст)

В прекрасном замке на горе

Жила-была приставка ПРЕ-

Особа преотважная,

Важная-преважная,

Гордая-прегордая,

Добрая-предобрая.

Её считали очень мудрой

И называли все Премудрой.

Был у нее прелестный пудель.

Прекрасный пес по кличке Дудель

Он преспокойно спал у двери,

Когда вошла приставка ПЕРЕ-

Она сказала: «На заре я уезжаю, друг мой ПРЕ-,

Меня не будет два-три дня,

Ты поработай за меня.

Позаменяй меня, прошу.

Спокойной ночи, я спешу».

- О каком значении приставки ПРЕ- говорится в данном стихотворении?

В) Трудные случаи написания

- Скажите, пожалуйста, все ли слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить?

- Назовите такие слова

- Что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании таких слов?





Учащиеся формулируют значение приставок и делают вывод об  их правописании

Ответы: присоединение, приближение, близость, неполнота действия, значения «очень», «пере-», «по-иному»

Правописание приставок зависит от их значения

Записывают соответствующие слова

Пришел, прилетел, приплыл, приехал


Привязать, прибить, пришить


Приморский, приусадебный, пришкольный


Приподнял, прихрамывает, притронулся


Выписывают соответствующие слова:

Прекрасный, преотважная, преважная, прегордая, предобрая, премудрая, прелестный, преспокойно
















Значения «очень», «пере-»



Ответы детей:

Нет

Приказать, приготовить и др.

Их написание нужно запоминать и в случае затруднения обращаться к словарю.

4. Дыхательная медитация.

Встать прямо. Поворот головы вправо – вдох, поворот головы влево - вдох. Выдох в промежутке между вдохами.

Выполняют упражнение. Делают 8 вдохов.

5. Закрепление материала.

А) Упражнение 154 на стр.66

Определите, в каких словах в приставке надо писать гласную И, в каких – Е. Перепишите слова в строчку, обозначая условия выбора данной орфограммы. На какое значение приставок ПРИ и ПРЕ нет примеров? Запишите по два своих примера.

Задание: последнее слово разобрать по составу

Взаимопроверка.

Физкультминутка.

Не топнуть, а (притопнуть),

Не хлопнуть, а (прихлопнуть),

Не гнуться, а (пригнуться)

Не сесть, а (присесть)

Какую приставку имеют все глаголы? С каким она значением?


Б) Творческое задание( работа в группах). Раздаются карточки с заданиями для групп.

Задание: подберите к фразеологизмам синонимичные выражения, составьте с фразеологизмами предложения.

Превозносить до небес, превратиться в слух, придержать язык, приклонить голову, прирастать корнями


Упражнение для глаз

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо…

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.


Теперь Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно.

Шея не напряжена, а расслаблена.


А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно.


А сейчас резко зажмурьте глаза и резко их откройте.


В) А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

Предлагаю вам ответить на вопросы теста. (Учитель раздает карточки с заданиями 1-го и 2-го вариантов, на обратной стороне даны ответы другого варианта)

Взаимопроверка

1 вариант

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки

1) ПРИшить – «присоединение»

2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»

3) ПРИморский – «близость к чему-либо

4) ПРЕуспевать – «неполнота действия»

2. В какой строке все слова пишутся с буквой И:

1) пр…образовать, пр..волжский, пр..близить

2) пр..смотреться, пр..ключение, пр..готовит

3) пр..гордый, пр..ставить, пр..кратить

4) пр..обрести, пр..ятный, пр..подаватель

3. В какой строке все слова пишутся с буквой Е:

1) пр..ладить, пр..влечь, пр..забавный

2) пр..увеличить, пр..мудрый, пр..неприятный

3) пр..сесть, пр..винтить, пр..спокойный

4) пр..брежный, пр..ползти, пр..градить

4. Укажите ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-

1) пр..следовать, пр..льщать, пр..крутил

2) пр..делать, пр..образиться, пр..грады

3) пр...храмывал, пр..вести,

пр..расти

4) пр..подняться, пр..ключение, пр..забавный

5. Укажите ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-

1) пр..красная, пр..рвать,

 пр..бежать

2) пр..зрение, знаки пр..пинания, пр..плыть

3) пр..милый, пр..добрый, пр..восходить

4) пр..глушить, пр..задуматься, пр..сложная

Обратная сторона:

1. 2)

2. 2)

3. 3)

4. 1)

5. 2)

2 вариант

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки

1) ПРИпаять – «присоединение»

2) ПРИсесть – «приближение»


3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»

4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»

2. В какой строке все слова пишутся с буквой И:

1) пр..гнать, пр..хорошенький, пр..топывать

2) пр..винтить, пр..ехать. пр..строить

3) пр..одолеть, пр..седать, пр..пухнуть

4) пр..мирить, пр..мерзнуть, пр..огромный

3. В какой строке все слова пишутся с буквой Е:

1) пр..выкать, пр..вратить, пр..клеить

2) пр..нарядить, пр..усадебный, пр..терпевать

3) пр..неприятный, пр..интересный, пр..рвать

4) пр..града, пр..дорожный, пр..тронуться

4. Укажите ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-

1) пр..ползти, пр..вивка, пр..школьный

2) пр..крываешься, пр..зирать, пр..личный

3) пр..открыть, пр..давить, пр..мудрый

4)  пр..метный, пр..вратить, пр..чудливый

5. Укажите ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-

1) пр..крутить, пр..смотреть, пр..добрый

2) пр..противный, пр..злой, пр..градить

3) пр..уральский, пр..возносить, пр..возмочь

4) пр..веселый, пр..теснять, пр..надлежать

Обратная сторона

  1. 4)
  2. 2)
  3. 2)
  4. 3)
  5. 3)

Выполняют упражнение






Разбирают слово по составу

Работа в парах.

Выполняют упражнения.





Ответы детей

Приставка ПРИ-, значение «неполнота действия»

Работают в группах, затем дают ответы








Смотрят влево, вправо, вперед, вверх, перед собой, смотрят вниз, возвращаются в исходное положение.

















Выполняют задание по вариантам

Проверка – работа в парах

6. Итог урока. Рефлексия

Над чем работали в течение урока?

За что вы могли бы похвалить себя?

Что удалось на уроке?

Над чем еще нужно поработать?

Ответы учащихся


7.Выставление оценок

8. Домашнее задание

На выбор:

Творческое задание: сочинить сказку о приключениях приставок ПРЕ- и ПРИ-

Упр.159


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой урок-эстафета по русскому языку в : классе. Тема: Правописание суффикса ЧИК-ЩИК в именах существительных.

В  школе  особое  место  занимают   такие   формы   занятий,   которые обеспечивают активное участие в уроке каждого  ученика,...

урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...

Конспект урока по русскому языку для 5 класса Тема "Правописание приставок на -з,-с".

Конспект урока по русскому языку для 5 классаТема "Правописание приставок на -з,-с".цель: -"развертывать" информацию из ключевых слов, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения,...

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана  с учетом требований адаптированной основной...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...

Русский язык. Повторение по теме "Правописание НЕ с разными частями речи".

Представленный материал обобщает ищученное по правописанию частицы НЕ с разными частями речи. Возможно использование для дистанционного обучения....


 

Комментарии

Абдуллаева Ольга Ситовна

Спасибо вам за урок! Проведу в своём классе.