урок русского языка на тему " Творческая лаборатория «Синтаксическая роль имени существительного»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Кошлякова Галина Викторовна

урок подготовлен для учащихся, занимающихся по учебнику С.И.Львовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_kl.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Форма проведения: Творческая лаборатория «Синтаксическая роль имени существительного»

Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН

Цель:

- расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально- выразительной роли имени существительного;

-

Задачи урока:

- способствовать ликвидации пробелов  в знаниях учащихся по теме

- выяснить роль имени существительного в тексте.

- повторить тропы, в основе  которых лежит имя существительное ( сравнение, олицетворение, эпитет, метафора)

- познакомить с экспрессивной функцией имени существительного.

- развивать устную и письменную речь, словарный запас учащихся, мышление и орфографическую зоркость;

- воспитание любви к родной природе, интереса к предмету.

Оборудование: раздаточный материал для речеведческого анализа, репродукции картин,  ИКТ, таблица для внесения опорных слов по ходу урока, эпиграф, заготовка-шаблон в виде ромашки «Мой мир».

                                   Ход урока.

 1.Огрмомент.          –

   Урок сегодня и обычный, и необычный. Обычный, потому что от вас, как всегда, потребуются ваши знания, ваше творческое воображение.

 Необычной будет форма урока – она записана на доске.

.2. Мотивационный этап.

 Сегодня мы должны активизировать свои знания по теме «Имя существительное»,  выяснить  синтаксическую роль данной части речи.

3. Проверка домашнего задания.

 Дома вы должны были составить лингвистическую визитку по теме « Имя существительное».

4. Словарная работа. (готовят и проводят учащиеся самостоятельно)

5.Физпауза. ( проводят учащиеся)

6.Подготовка к восприятию нового материала.

 Сегодня наш урок проходит в виде творческой  лаборатории.

- Что такое лаборатория?

(Лаборатория – помещение  для научных и технических опытов, исследований, учреждение,  занимаются такими опытами)

- А что же является результатом опыта?  ( подтверждение или опровержение гипотезы и даже открытия)

-  Но у нашей лаборатории нет названия. Есть ли у вас варианты?

- Подтвердить или опровергнуть ваши предположения поможет небольшое стихотворение:

Земля, вода, пшеница, класс –

Всё сущее, что окружает нас,

Мы называем. Имя им даём:

Берёза, солнце, речка, дом…

Явления природы: буря, дождь…

Без этой части речи ты не проживёшь.

- Так с чем же будут связаны наши лингвистические опыты?

На предыдущих уроках мы с вами плодотворно потрудились над грамматическими признаками имени существительного. Подытожить можно с помощью алгоритма:

  • Обозначаю
  • Отвечаю
  • Изменяюсь по
  • В предложении бываю

(три кита части речи)

7. Работа по теме урока.

- Сегодня мы должны выяснить  синтаксическую роль имени существительного.

Я предлагаю в качестве лингвистической задачи высказывание К.Г.Паустовского: «Имя существительное – хлеб языка».

 - Как  вы понимаете эти слова?

- Учёные – лингвисты подсчитали, что   на сто слов в тексте приходится 60 слов имён существительных.  Как вы считаете, прав ли Паустовский?

- Итак, с помощью имён существительных мы называем предметы, явления, чувства, действия…

ВЫВОД. Таким образом, главная функция имени существительного – номинативная (назывательная).

- Ребята, а с помощью каких частей речи вы общаетесь? Употребляете ли вы имена существительные?

ВЫВОД. Таким образом, вторая функция имени существительного- коммуникативная.

8. Эмоционально- выразительная  роль  имени существительного.

- Ребята, я предлагаю вам отправиться в лес на прогулку, послушать пение соловьев. Как вы считаете, какие слова можно подобрать к этой трели? Запишите их в тетрадь.

- Может ли музыка звучать с помощью имён существительных?

- Я предлагаю вам послушать музыкальный фрагмент и на ромашке «Мой мир»  записать с помощью имён существительных ваши чувства. (Красота, тишина, спокойствие, пение, музыка, зелень, вдохновение, радость…)

9. Работа с раздаточным материалом.

 - Мастера поэтического слова с помощью только существительных сумели предать такие яркие образы.

Л. Н.Толстой так говорил о стихотворении А.А.Фета:» В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».

10. Работа с репродукциями.

- Подобрать к данным стихам репродукции.

11. Работа с прозаическим текстом.

Пользуясь предложенным прозаическим текстом, заполните перфокарты «Тропы»

Эпитеты, метафоры, олицетворения, метафоры.

12. Синтаксическая минутка.

Одинокая цапля на краю болота – привычная картина.

Вывод. Таким образом, имена  существительные могут быть любым членом предложения. Кроме того, обращением.  Учебник. Стр. 87.

13. Итог урока. 

 Наша работа в мастерской подходит к концу. Каковы же результаты нашей работы?

Назовите  функции имени существительного в речи.

Номинативная – называет

- коммуникативная – функция общения

- эмоционально – выразительная

- синтаксическая роль – любой член предложения.

14. Рефлексия.

Чем данный урок был полезен для вас?

Какие пробелы в знаниях помог восполнить?

Что вызвало особый интерес?

Что особенно получилось?

Что показалось трудным?

15. Домашнее задание.  Составить лингвистический крок по данному уроку, используя фотоколлаж учебника на стр. 89.

номинативная

коммуникативная

эмоционально – выразительная

 любой член предложения

           Имя существительное –

      хлеб языка.

                                                            К.Паустовский

        

Вставьте пропущенные буквы.

Объясните своё решение.

Бан_ик,  пулемёт_ик, стеколь_ик, развед_ик.

Вставьте пропущенные буквы.

Объясните своё решение.

Комоч_к,  лесоч_к,  рукавч_к, карманч_к,ножич_к.

Вставьте пропущенные буквы.

Объясните своё решение.

Свар_ик, взлом_ик, рассказ_ик, рез_ик.

Вставьте пропущенные буквы.

Объясните своё решение.

Кружоч_к, словар_к,  мешоч_к, горош_к, диванч_к.

Раскройте скобки..

Объясните своё решение.

(Не)вежливость, (не)ряха, (не)счастье,  (не)правда, (не)собака, а кошка

Раскройте скобки..

Объясните своё решение.

(Не)прятель, (не)дотёпа, (не)друг, (не)сказка, а рассказ

рукой

домом

собаке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок русского языка и литературы "Правописание частицы НЕ с именами существительными" с опорой на рассказ Л.Андреева "Кусака"

Открытый урок русского языка и литературы  проводился  в 6 классе на базе нашей школы в период моей аттестации. На сайте размещена разработка урока и электронная презентация....

Конспект урока русского языка в 5 классе "Как определить род имени существительного?"

Материал урока помогает рассмотреть трудные случаи определения рода имён существительных и закрепить умение учащихся выяснять родовую принадлежность того или иного слова....

Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных единственного числа» в 5 классе

Краткая аннотация урока    Урок ориентирован на закрепление знаний по правописанию гласных е-и  в падежных окончаниях  существительных единственного числа, развитию орфографич...

Урок русского языка в 5 классе. Падеж и склонение имен существительных

Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.:  Дрофа, 2016....

Урок русского языка в 5 классе. Род иноязычных несклоняемых имен существительных.

Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.:  Дрофа, 2016....

Урок русского языка в 5 классе "Правописание падежных окончаний имен существительных"

Урок с использованием различных видов деятельности учащихся: фронтальной работы, работы в парах, самостоятельной работы. Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока, анализируют данные; рабо...

Урок русского языка на тему "Глаголы и их роль в речи"

Урок русского языка в 6 классе на тему "Глаголы и их роль в речи" учителя русского языка и литературы Панковой Юлии Ришадовны...