Конспект урока русского языка в 5 классе "Как определить род имени существительного?"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Антонова Юлия Александровна

Материал урока помогает рассмотреть трудные случаи определения рода имён существительных и закрепить умение учащихся выяснять родовую принадлежность того или иного слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме:

«Как определить род имени существительного?»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма работы: групповая

Цели урока:

  1. содержательная: с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися разных способов определения рода имён существительных;
  2. деятельностная (формирование умений новых способов действий):

- формировать у учащихся навык применения разных способов определения рода имени существительного;

- формировать у учащихся умение пользоваться справочной литературой (словарная статья и её компоненты)

3) развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся: информационную, проблемную, коммуникативную.

ХОД УРОКА:

  1. Введение в тему урока. Эмоциональный настрой.

Учащиеся читают стихотворение об имени существительном.

Знаем хорошо отныне- 
Есть одно такое имя - 
Назовет любой предмет 
И на все нам даст ответ. 
Это главная часть речи, 
Обозначает все на свете, 
Без нее никак нельзя. 
Существительным ура!

Вещи, люди и цветы, 
Носороги и коты, 
Джинсы, майки и штиблеты 
Называются ПРЕДМЕТЫ. 
Шубы, шапки и зонты, 
Гвозди, гайки и винты, 
Сёла, города, планеты - 
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ! 
Ах, какие все слова восхитительные, 
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!!!
        2-3 мин

 Учитель.

- Как вы, наверное, догадались, ребята, сегодня мы продолжаем наше путешествие по удивительной стране, название которой – Имя существительное. Путешествие наше таит много загадок и принесёт самые невероятные открытия!

Сегодня форма работы не совсем обычная – вы разделены на группы. А значит все препятствия, которые будут возникать на пути, вы будете решать ВМЕСТЕ.

Запомните: нет неправильных мнений и предположений, а ошибки не сигнал к остановке, а толчок к движению вперёд, чтобы найти ответы на все вопросы!  

В течение урока вы сами будете контролировать работу своей группы, оценивать результаты, которые получите в ходе решения заданий. А в конце урока каждый из вас ответит на вопрос: «Что нового я узнал на сегодняшнем уроке?».                                                   2 мин

2.Актуализация знаний.

-  Вы уже достаточно хорошо знакомы с именем существительным. Давайте вспомним, что это за часть речи.

(на слайде представлены ключевые слова, необходимые ребятам для того, чтобы дать наиболее полное определение имени существительного как части речи)

Предмет                      Лицо

Что?                             Кто?

Падеж                          Подлежащее

Число склонение        самостоятельная

Учащиеся предлагают формулировки, выявляется наиболее полный ответ.

- Какие морфологические признаки имени существительного отражены в ваших определениях? (число, падеж, склонение)

3.Формулировка темы и постановка цели урока.

О какой же категории поговорим мы сегодня? Чтобы ответить на этот вопрос и тем самым определить тему урока, предлагаю вам выполнить задания на карточке «Заполни пропуски!»

  1. Любознательн..  девочка
  2. Озорн..  паренёк
  3. Ароматн..  шампунь
  4. Горяч..  кофе
  5. Длинн..  шоссе
  6. Как..  забияка!

 (учащиеся заполняют карточки, затем учитель берёт карточку любого участника каждой команды – по желанию ученика - и проверяет правильность выполнения задания)

- Как вы определили, какое окончание требуется написать в прилагательных? (знание рода имён существительных)

- У всех ли имён существительных было легко определить род? Почему?

- Значит, перед вами возникла проблема, которую нам сегодня предстоит решить!

Вы знаете, что проблема – это нерешённый вопрос. Попробуйте сформулировать тему урока в виде вопроса.

Запись темы – «Как определить род имени существительного?»

Цель – научиться определять род имён существительных.      

                                                                                                                                                    5-7 мин.

4.Работа в группах.

Задание 1

- А готовы ли мы к тому, чтобы продолжить своё путешествие по стране имени существительного? Проверим наши умения!

     Орфографическая разминка (САМОКОНТРОЛЬ) + РАБОТА У ДОСКИ

Задание 2

  1. Ребятам необходимо распределить слова на 3 группы (по родовой принадлежности).

ВЗАИМОПРОВЕРКА (группы обмениваются листочками)

Задание 3

  1. Составить словосочетания, соединив имена прилагательные и имена существительные линиями.
  2. - Как вы считаете, а для чего мы выполняли данное задание?

       Задание 4

Подобрать как можно больше существительных, соответствующих схемам: к…..    , к….. а , ……о

Проверка выполнения.

(группы называют по очереди записанные ими слова)                            7-8 мин.    

                                                                           

Физкультминутка! ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ + «ИЗОБРАЗИ РОД ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО»

Задание 5

На слайде изображено несколько предметов. Задача учащихся: записать имена существительные, которыми названы эти предметы, и распределить на 4 группы, ОБЪЯСНИТЬ, КАК ДЕЙСТВОВАЛИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДАННОГО ЗАДАНИЯ.

Цель – выяснить, что в русском языке есть имена существительные, род которых определить нельзя! (они имеют форму только множественного числа)

Задание 6

Посмотрим, как ведут себя имена существительные в тексте.                          10 мин.

Учащиеся работают с текстами басен И.А.Крылова (заранее найденными ребятами): определите род имён существительных. Возникла ли у вас трудность в чём-либо?

Учащиеся читают басни (заранее подготовленные ученики), затем сообщают, как они справились с заданием.

1 группа

МАРТЫШКА И ОЧКИ                      

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Все про Очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели
невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

 2 группа

КАМЕНЬ И ЧЕРВЯК

"Как расшумелся здесь! Какой невежа! -
Про дождик говорит на ниве Камень, лежа. -
А рады все ему, пожалуй, - посмотри!
И ждали так, как гостя дорогого,
А что же сделал он такого?
Всего-то шел часа два-три
Пускай же обо мне расспросят!
Так я уж веки здесь; тих, скромен завсегда,
Лежу смирнехонько, куда меня ни бросят,
А не слыхал себе спасибо никогда.
Недаром, право, свет поносят:
В нем справедливости не вижу я никак". -
"Молчи! - сказал ему Червяк. -
Сей дождик, как его ни кратко было время,
Лишенную засухой сил
Обильно ниву напоил,
И земледельца он надежду оживил;
А ты на ниве сей пустое только бремя".
Так хвалится иной, что служит сорок лет,
А проку в нем, как в этом Камне, нет.

3 группа

СЛОН И МОСЬКА

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы
зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
"Соседка, перестань срамиться, -
Ей Шавка говорит, - тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. -
"Эх, эх! - ей Моська отвечает, -
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие
забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!"

 

Учащиеся не могут определить род существительных «невежда», «невежа», «зевака», «забияка».

- Действительно, ребята, род названных вами имён существительных определить трудно. Для начала нам необходимо выяснить, а что обозначают все эти слова? (команды устанавливают лексическое значение слов по словарю).

- Как же быть?

 Чтобы определить, какого рода – мужского, женского, среднего – подобные существительные, обратимся к таким предложениям.

Прочитайте, определите род выделенных слов (на слайде):

    «Умница»,- сказала мама Вере.

    «Что же ты за непоседа!»- воскликнула бабушка, глядя на внучку.

     «Ну и копуша же ты, Варя»,- не выдержал отец.

    Назовите род выделенных слов. Что помогло вам его определить? (Ключевые слова, контекст.)

  - Как вы думаете, можно ли употребить слова умница, непоседа, копуша, говоря о мальчиках? Попробуйте заменить в этих предложениях женские имена собственными мужскими.

   С какими существительными вы познакомились? В чем их особенность? Они могут употребляться и в женском, и в мужском роде.

    Как определить их род? Как вы считаете: можно ли их род назвать общим?

- А теперь задание каждой из команд: включите слова, которые встретились в вашей басне в предложения так, чтобы стало понятно, о ком идёт речь – о лице мужского или женского пола.

Проверка.

Вывод (учащиеся): определить род подобных имён существительных можно только в конкретном предложении. Род подобных имён существительных называют в русском языке общим.              

5.Рефлексия.

- На слайде вы видите имена существительные. Все они какого рода? (общего) А поэтому могут относится и к мальчикам, и к девочкам. Выберите то имя существительное, которое характеризует именно вас на сегодняшнем уроке и почему:

зевака, умница, кривляка, ломака, пустомеля, тараторка

- Сегодня на уроке мы не зевали, не кривлялись, не ломались, не тараторили и не говорили впустую, а старались быть УМницами и совершили много открытий. Сколько родов имени существительного в русском языке?

- Сумели ли мы ответить на главный вопрос урока?

- Что на уроке не вызвало трудностей?

- А что показалось сложным?                                                                                             3 мин.

- Было ли трудно работать в группе? Как вы оцените работу своей группы?

- Не осталось ли нерешённых вопросов?                                                                      

А теперь попрошу вас оценить свою собственную работу на уроке, используя ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ.

6.Итоги урока.                  3 мин.                

7.Домашнее задание:

- Остался главный вопрос: «А что мы будем делать дома?» С удовольствием отвечу: совершать новые открытия, которыми поделимся друг с другом на следующем уроке.

1 группа: найти в баснях И.А.Крылова имена существительные общего рода и включить их в состав предложений

2 группа: доказать, являются ли слова инженер, врач, учитель именами существительными общего рода, включив их в предложения

3 группа: определить значение и род имён существительных рантье, маэстро, кабальеро, импресарио и составить с ними предложения

        3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Разряды имен прилагательных"

Конспект урока русского языка "Разряды имен прилагательных" с ЭОР для 6 класса...

Конспект урока русского языка в 3 классе для детей со сложной структурой дефекта "Большая буква в именах людей"

Конспект урока русского языка в 3 классе для детей со сложной структурой дефекта "Большая буква в именах людей"...

конспект урока русского языка "н и нн в суффиксах имен прилагательных"

Универсальная разработка  урока русского языка в 6 классе. Урок - исследование с применением приемов ТРКМ, ИКТ....

Конспект урока русского языка по теме:«Правописание имен собственных и употребление их в предложениях».

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание имен собственных и употребление их в предложениях». Данный урок с использованием нестандартных приёмов работы можно также использовать  в пери...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Падеж имени существительного"

Адаптивный урок с применением различных видов оценки (само-, взаимооценка) на всех этапах. Использованы занимательные задания, стихотворные тексты и этимология падежей....

Конспект урока русского языка по теме "Творительный падеж имен существительных"

Вашему вниманию предлагается конспект урока-путешествия по русскому языку в 3 классе, для учащихся с ЗПР....