Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Падеж имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Харина Лидия Владимировна

Адаптивный урок с применением различных видов оценки (само-, взаимооценка) на всех этапах. Использованы занимательные задания, стихотворные тексты и этимология падежей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_padezh.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока   русского  языка  в  5  классе

«Падеж имён существительных»

Цели:

      З н а т ь – падежи имён существительных, историю происхождения  

                        термина, секрет названия падежей, падежные вопросы

      У м е т ь – определять падежи,  различать именительный и винительный  

                         падежи имён существительных

Оборудование:  мультимедийная  презентация;  плакаты  с  образным  

                            названием падежей,  рожок,  два кубика,

                            записи на доске, ОК «Как различить И.п. и В.п.»,

                            листы контроля,  карточки для   индивидуальной работы,      

                            задания – упражнения  с  выборочным  ответом,

                            словарь иностранных слов.

                                                   

                                                         Ход урока.

1). Словарная работа.                                                           Слайд №

       Терраса

- С каким известным вам латинским корнем связано слово?

- В каких словах ещё есть такой латинский элемент?

- Посмотрите внимательно на внешний облик слова и догадайтесь,  в каком  

  словаре можно найти разъяснение его значения? Почему?  

- Зачитывание значения слова «терраса» по «Словарю иностранных слов».

- Какая это часть речи? Докажите.      

- Назовите этот предмет ласково. Запишите рядом.

- Выполните морфемный разбор обоих слов, учитывая, что современный

   корень – террас-                                                                         Слайд №

- А теперь – «Подскажи словечко!»

                      Взял художник краски, рисует на …  (терраске)

       

         2). Зрительный диктант.                                                       Слайд №

 - Внимательно рассмотрите запись на доске:

                Взял художник краски, рисует на терраске.

 - Объясните постановку запятой и орфограммы в этом предложении.

 - Запомните всё предложение и «ошибкоопасные» места в нём.

 - Орфографическое проговаривание предложения.

 - Письмо по памяти.                                                                    

       

         3). Самопроверка (по доске), самооценка (в лист контроля), рефлексия.

                                       Образец листа контроля                                                  

                                Зр.д. /  вз.к./  карт./  И.-В. /  общ. оц.

 4). Слово учителя.

  - Итак, с каким латинским корнем связано наше новое слово? (терра)

      Латиняне дали нашему языку много слов. А греки подарили нам вообще гениальное изобретение. Чтобы узнать,  какое, перенесёмся мысленно на несколько мгновений в Элладу.                    Слайды  № 

    Любили древние греки играть на досуге в «кости». Только их «кости» были в виде кубиков, на сторонах которых располагались «очки» – от 1 до 6. Во время игры их бросали из рожка, и они «падали». Такое выпадение по-гречески звалось «птозис». А как его перевели на русский язык, вы узнаете, если вставите (где надо!) буквы и составите из них слово. Кто быстрее?                                                                Слайд №

              Шля(п,б)ка,  к.сательная,  точ(?)ный,  хо(т,д)ьба,

              решает(?)ся,  соб.ру,  ключ(?),  варе(ж,ш)ки.

   - Падеж – именно  так переводится греческое слово «птозис». Так какое же отношение к языку имеет игра в «кости»?

     Греческим грамматистам казалось, что слова меняют свои формы так же случайно, как и «косточки», выпадающие при каждом «птозисе». Потому изменяющиеся формы имён называли «птозисами». А сотни лет спустя русские грамматисты перенесли это значение в виде слова «падеж» к нам, и оно прижилось.

5). Тема урока. Постановка целей.                                         

 - Итак, тема урока – «Падеж имён существительных».

 - Сформулируйте цели нашего урока сами: что надо знать? Что нужно  

   уметь?       (Ответы детей кратко записываются на доске)

6).  Беседа.

 - Сколько в русском языке падежей? В русском языке 6 падежей. В других языках мира иначе: в немецком – 4, а у финнов – 15, в коми языке – 16.  Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А ваша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.

 - Почему их так зовут-величают?  (Ответы  детей  учитель дополняет  

   сведениями из дополнительной литературы.               Слайд №  

          «Именительный» падеж действительно служит для «именования»  

          существ и предметов.

          «Творительный» падеж очень часто используется, когда говорят о  

          том орудии, которым что-то делают, творят. Недаром в других  

          языках сходный падеж так и зовут: «инструментальный,  

          орудийный».

          «Дательный» падеж не зря отвечает на вопрос: кому? Это,  

          образно говоря, самый «добрый» падеж.

          А теперь подумайте и «родительном» падеже. Ветка (чего?)    

          сосны порождена сосною. Стихи (кого?) Пушкина порождены  

          Пушкиным. Сын твоего отца тоже есть порождение: родительный  

          падеж тут как тут!

          «Предложный» - падеж «на костылях»: никогда он не рискует  

          появиться без своих «костылей» - предлогов.

          «Винительный» падеж. Его в древнелатинском языке называли  

          «аккузативом» - «обвиняющим». А там его так назвали по ошибке,

          потому что перевели с древнегреческого неточно).

  - Давайте вспомним, чем же падежи отличаются друг от друга.  Прочитайте  стихи  о падежах и на их основании максимально охарактеризуйте каждый падеж.                          

У слова есть шесть падежей, 
Шесть верных маленьких пажей, 
они проходят чередой, 
За слово в бой готов любой! 

Вверяют окончаниям 
Судьбу и жизнь свою! 
И  про свое призвание 
На ушко им поют: 

Я Именительный падеж,                                              Слайд №
И нет на мне чужих одежд. 
Меня легко все узнают 
И в подлежащие зовут. 
Предлогов с детства не люблю, 
С собою рядом не терплю. 
Мои вопросы  …?  и  …? 
Ни с чем не спутает никто. 

А я падеж Родительный                                                 Слайд №
Характер мой общительный. 
КОГО? ЧЕГО? И вот он я! 
Предлоги часто мне друзья. 
Похож я на винительный 
Бываю иногда, 
Но в тексте различите вы 
Два падежа всегда. 

Я называюсь
Дательным,                                                  Слайд №
Работаю старательно. 
КОМУ отдать? К чему призвать? 
Лишь только я могу сказать. 

А я Винительный падеж,                                                   Слайд №
И я во всем виню невежд. 
Зато отличников люблю, 
Для них «пятерки» я ловлю. 
Кого назвать, во что играть, 
Готов ребятам подсказать. 
Не прочь с предлогами дружить, 
Но и без них могу прожить. 

А я творительный падеж                                                     Слайд №
Исполнен всяких я надежд. 
Творите! –Чем? Творите! - С кем? 
Я подскажу вам - нет проблем


А я падеж предложный,                                                       Слайд №
Со мною случай сложный. 
Мне без предлогов свет не мил. 
О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил? 
Ах да, нужны предлоги: 
Без них мне нет дороги. 
Тогда смогу я рассказать, 
О чем мечтать и в чем гулять
.

У слова есть шесть падежей, 
Шесть верных маленьких пажей, 
они проходят чередой, 
За слово в бой готов любой! 

 

  - Посмотрите  на  картинку-подсказку. Что эта подсказка помогает запомнить?                                                                               Слайд №

  - Итак, назовите все падежи по порядку с падежными вопросами.

  - Как называются все падежи, кроме именительного?

7). Игра «Собери падежи, или Полный комплект».                 Слайд №

     В разных местах класса на стенах прикреплены таблички  со          

     словами: «оним»(греч.), «костыль», «орудие», «добряк», «ошибка».

  - Поищите «спрятавшиеся» слова. Какое отношение имеют эти слова  

     к падежам? (Кстати, какие это части речи?) Почему?

  - Полный ли комплект? Чего не хватает?

  - Запишите падежи в столбик в нужном порядке и измените наше новое  

     слово.  Какое?     (терраса)

  - Какую морфему надо обозначить? Почему?

  - А теперь проверьте себя.                                                                 Слайд №

       В это же время один учащийся выполняет индивидуальное  задание (устно):  пользуясь карточкой-информатором, включить новое слово  в разных падежах в предложения.

                              Карточка-информатор

               (Отрывок из книги Александры Бруштейн

                            «Дорога уходит вдаль»)

     …Новая учительница велит мне просклонять слово ПОДОРОЖНИК.   

     Я отвечаю ей так, как меня раньше учили…

     И. – Около тропинки рос подорожник. Р. – Мы увидели в траве  

     листья подорожника. Д. – Мы подошли к подорожнику. В. – Мы  

     сорвали подорожник. Т. – Мы вернулись домой с подорожником. 

     П. – Ведь мы знаем о подорожнике, что он целебная трава…

     (Классная дама слушает меня с каменным лицом.

          - А звательный падеж где?

      Я на секунду задумываюсь, потом отвечаю:

          - Зв. – Спасибо, подорожник, что ты лечишь людей…)

8). Проверка выполнения заданий.                                           

- Ученик, выполнявший индивидуальное задание, называет  составленные    

   предложения по образцу:  И.- Терраса – прекрасное  дополнение к дому.                

   И т. д. до Зв.п.

9). Повторение обращения.                                                         Слайд №

- Звательный падеж – это что за падеж такой? Откуда пришло его  название?

- Почему теперь исчез? (И.= Зв.)

- Что осталось от него в русской грамматике? (Зв. интонация при обращении)            

- Вспомните, что такое обращение, как оно выделяется на письме и  

  оформляется интонационно.

- Запишите предложение, объясните орфограммы и постановку знаков  

  препинания:          Вы полейте, облака, все растенья сада (Овсей Дриз)

- Итак, ещё раз повторите все падежи с падежными вопросами.

- Как же определить падеж существительного?

         10). Самостоятельная работа с учебником.                              Слайд №

 - Чтение в «Теории» текста «Как определить падеж»

 - Объяснение алгоритма определения падежа

 - Хоровое проговаривание

 - Взаимоопрос в паре, взаимооценка (заносится в лист контроля), рефлексия.

 11). Закрепление.

 - Определите падеж существительных в предложении с обращением

   (рассуждения вслух по цепочке)

 - Упражнение «Угадай, какое слово пропущено» (запись на доске): Слайд № 

   определить падеж этого слова, действуя по алгоритму (устно)

                   Доброе … само себя хвалит.

                   От слова до … целая верста.

                   Кончил … - гуляй смело.

                   Велик телом, да мал … .

                   Конец – всему … венец.

                   И умён, и пригож, и в … гож.

  - Определите падеж существительных в зрительном диктанте, мысленно    

     проговаривая алгоритм (один человек – на доске, остальные – в тетради)

  -  Объясните (выборочно!) значение пословиц.

  12). Индивидуальная самостоятельная работа.                          Слайд №

  - Вам даны карточки (1-2 варианты). Необходимо прямо в карточке вставить  

     пропущенную букву в словах и надписать падеж существительного одной  

     заглавной буквой.

                                Образцы карточек:

                  1 в.                                                                2 в.

        Дар з.мли, радоваться д.ждю,                Улыбка в.сны, дов.рять людям,

        повт.рил ошибку, встр.чаться                под.рил фиалку, пахнет гр.бами,

        с другом, спрятался в тр.ве.                    зацвёл в с.ду.

   - Взаимопроверка  работы  по  «ключу» (запись на доске: И.Р.Д.В.Т.П.)

   - Взаимооценка, рефлексия.                                                              Клик

   - «Полётное повторение»: над какой орфограммой работали? Подберите  

      проверочные слова к проверяемым гласным корня.

       

        13). Различение И.п. и В.п.                                                         

   - Как вы думаете, какие падежи различить труднее? Почему? (И.-В.)  

   - Составление и запись опорного конспекта

                               И.                                   В.

                                ?                                     ?

    - Что дописать вместо вопросительных знаков, чтобы эта опорная запись  

          помогла различить И.п. и В. п.?           (вопросы)

    - Послушайте отрывок из стихотворения Овсея Дриза «Зерно доброты».

                                      Добрую сказку                                            Слайд №

                                      Помню я с детства.

                                      Хочу, чтобы сказку

                                      Послушал и ты,

                                      Чтоб сказка подкралась

                                      К самому сердцу

                                      И заронила

                                      Зерно доброты.

     - Какова основная мысль текста? Почему? (Сказки учат добру)

     - Оба выделенных слова стоят в винительном падеже. Но определить  

        падеж слова СКАЗКУ легче. Почему? (Это  сущ. женского рода,  в  В.п.

        у него меняется окончание)

     - Вот оно-то, это тёплое, доброе слово и будет нашей опорой при  

        различении  И.- В.п. Допишите его в опорный конспект:  Слайд №

                                                      ОК

                                  И.                                        В.

                           Кто? Что?                           Кого? Что?

                                                  Сказка!

         

        14). Тренировочные упражнения.                                        Слайд №

     - В предложениях, взятых из стихов Овсея Дриза, найдите сущ. И.п. и В.п.

               Бабушка вяжет на спицах чулок. Журавль на соломенной крыше  

               упрятал свой клюв под крылом. Одуванчик видит сон. Славный  

               мастер ёжик зонтик мастерит.

      - В каких предложениях есть олицетворение? метафора?

      - Запишите только ту часть каждого предложения, которая  соответствует  

         схеме: «подл. –  сказ. –  доп.  в  В.п.»

      -  Как же различить И. – В. п.?

         

        15). Контроль усвоения.

      - Это упражнение с выборочным ответом (1-2 варианты). Листы

        с  6 предложениями у каждого. Запись в тетради по образцу:

            И. п. - ……

            В.п. - …….  

         Задание: в соответствующую строку вписать только  номера

         предложений, в которых выделенное слово стоит в И. или В.п.

                                                 Образцы упражнений:

               1 в.   В каком падеже стоит выделенное слово?

                      1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный ПРУД.

                      2. ОСЕНЬ рощи подожгла.

                      3. Замела седая ВЬЮГА поле снежным полотном.

                      4. Льёт в окошко зимний месяц золотистый СВЕТ.

                      5. МЯТА луговая уронила цвет.

                      6. Ночь на миг ДЫХАНЬЕ задержала.

                 2 в.   В каком падеже стоит выделенное слово?

                       1. Сердце гложет и тревожит тайная ДОСАДА.

                       2. Щекочет ГУБЫ чьё-то имя.

                       3. Вальсы играет ГАРМОНЬ вдалеке.

                       4. Осенний ДОЖДЬ размыл мой свежий след.

                       5. ДОМИК наш одноэтажный опоясали ручьи.

                       6. Метнула туча огненные КОРНИ.

        16). Самопроверка, самооценка (в лист контроля), рефлексия.   Слайд №

                «Ключ»:          1в.                                             2в.

                                  И. – 2, 3, 5                              И. – 1, 3, 4

                                  В. -  1, 4, 6                              В. -  2, 5, 6

        17). Обобщение.

   - Итак, вернёмся к целям нашего урока. Что мы должны были знать?

   - Проверим! Викторина о падежах. В ответе указать не только название    

      падежей, но и падежные вопросы.

                                           Викторина о падежах.

  1. Назовите «добрый» падеж.
  2. Какой падеж всегда употребляется без предлогов?
  3. Какой падеж называли в Древнем Риме «инструментальным», а в древнерусском языке – «орудийным»?

4.  Укажите падеж «на костылях». Почему его так образно  

     называют?

  1. У какого падежа «ошибочное» название?
  2. Какого падежа недостаёт для «полного комплекта»?

     - Ещё раз перечислите все падежи по порядку с падежными вопросами.

     - Что мы должны уметь?            (определять и различать падежи)

     - Как правильно определить падеж имени существительного?

     - Что поможет различить именительный и винительный падежи?

       18). Подача домашнего задания.                                                   Слайд №

    - Домашнее задание нужно отгадать:

                                               Предсказать     ( приставка )

                                               Положил          ( корень)

                                               Объединение   ( суффикс )

                                               Лекция             ( окончание )

                                               6

    - Придумать самим или выписать из художественных текстов  

       6  предложений с существительными, стоящими в различных падежах,  

       указать падеж существительных. Кому это задание показалось трудным,

       можно выполнить упражнение  из учебника (списать и определить падеж  

       существительных).

       19). Рефлексия, выведение общей оценки за урок и выставление её в лист  

           контроля.                                                                                     Слайд №

Рефлексия.

     1. Я знаю падежи         (+ ? -)

     2. Я знаю алгоритм определения падежей         (+ ? -)

       имён существительных

  1. Я умею выполнять тест на компьютере                             (+ ? -)
  2. Я умею определять падежи существительных                  (+ ? -)

    -Что у вас сегодня хорошо получалось?

    - Над чем нужно больше поработать?

                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: "Определение рода имен существительных"

Урок русского языка "Определение рода имен существительных" является обобщающим в системе уроков, посвещенных данной теме. На уроке использовано ИКТ, здоровьесберегающие и игровые технологии....

Урок русского языка по теме: "Множественное число имен существительных" (5 класс)

Представлен подробный конспект урока русского языка по теме "Множественное число имен существительных", в котором прописаны УУД, методы, приемы и средства обучения, формы организации деятельности учащ...

Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".

Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....

План-конспект по русскому языку на тему "Правописание суффиксов имен существительных".

Тема «Правописание суффиксов имен существительных» является актуальной. Каждый учащийся должен соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.  Знание правила - ...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)

Данна разработка урока поможет учителю при работе в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме "имя существительное"...

Конспект урока русского языка по теме "Творительный падеж имен существительных"

Вашему вниманию предлагается конспект урока-путешествия по русскому языку в 3 классе, для учащихся с ЗПР....