«Работа с текстом на уроках русского языка в 9 - 11 классах
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему

Кахужева Нафисет Султановна

Методические цели 

1. познакомиться обзорно с инновационными методическими технологиями  по работе  с  текстом;
2. приобрести практический опыт применения методического  приема  «Мудрые совы»;
3. наметить пути использования приема в собственной педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_na_urokah_russkogo_yazyka_v_10_klasse.pptx204.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ТАЙНЫ ТЕКСТА» РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА в 9-11 классах С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ инновационной ТЕХНОЛОГИИ «Мудрые совы» Учитель высшей квалификационной категории Кахужева Н.С. МБОУ СОШ № а.Джерокай, 2014

Слайд 2

Не мыслям надобно учить, а мыслить Иммануил Кант Мышление - это новое сотворение мира Альбер Камю Если вы мыслите ясно, вы и писать будете ясно, если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение Джек Лондон

Слайд 3

ЦЕЛи И ЗАДАЧи МАСТЕР-КЛАССА Цель: передача преподавательского опыта освоения и применения приема «Мудрые совы» на примере анализа текста создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов; распространение педагогического опыта Задачи :

Слайд 4

МЕТОДИЧЕСКИе цели познакомиться обзорно с инновационными методическими технологиями по работе с текстом; приобрести практический опыт применения методического приема «Мудрые совы»; наметить пути использования приема в собственной педагогической деятельности

Слайд 5

Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности Преимущества приема Формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, осознанность) Развитие базовых качеств личности ( коммуникативность , критическое мышление, самостоятельность) Формирование культуры чтения и письма Формирование умения формулировать и задавать вопросы Запуск механизмов самообразования и самоорганизации

Слайд 6

приемы восприятия информации и РАБОТЫ с текстом «Знаю – хочу узнать – узнал » «Мудрые совы» «Тонкие» и «толстые» вопросы» «Чтение со стопами» «Чтение с пометками « INSERT » «Составление кластера»

Слайд 7

Спор неизбежен порой между мыслью и чувством, Но, разрешая его, они сходятся вместе. К истине разны пути у науки с искусством, Но озарение – разве не их перекрестье? И разве может ученый, открывший законы, Менее очарован своею наукой, Нежели чуткий художник, писавший иконы, Или простой музыкант, очарованный звуком? Мысль осязаема в каждом движении сердца, Просит она, как и чувство, всегда вдохновенья. Там, где наука с искусством живут по соседству, Истина есть! И подруга её озаренье! Л.Гуляева

Слайд 8

(1)Осень в этом году стояла – вся напролет – сухая и теплая. (2)Березовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка (ее зовут в народе «мга») затягивала плесы на Оке и отдаленные леса. (5)«Мга» то сгущалась, то бледнела. (6)Тогда сквозь нее проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, увядшие пажити и полосы изумрудных озимей. (7)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (8)Вода булькала, позванивала, журчала. (9)Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. (10)Это курлыкали журавли. (11)Я поднял голову. (12)Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (13)Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло в затонах Оки, летели к теплой стране с элегическим именем Таврида. (14)Я бросил весла и долго смотрел на журавлей. (15)За несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (16)Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении. (17)Я выбрал стихи Лермонтова «Завещание». (18)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (19)Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам? (20)Птицы прощались со Средней Россией, с ее болотами и чащами. (21)Оттуда уже сочился осенний воздух, сильно отдающий вином. (22)Да что говорить! (23)Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. К.Паустовский

Слайд 9

Азы работы с текстом Найдите в тексте новые понятия и запишите их в алфавитном порядке Что, не ждали? Выберите информацию, которая является для вас неожиданной Ты уже знаешь последние новости? Запишите информацию, новую для вас Главная жизненная мудрость Определите ключевую фразу Иллюстративное изображение Проиллюстрируйте основную мысль текста в виде рисунка, схемы… Поучительный вывод Можно ли сделать из прочитанного выводы, значимые для деятельности и жизни? Важные темы для обсуждения Найдите высказывания в тексте, достойные для обсуждения в классе

Слайд 10

Для словарной работы Затон – глубоко врезавшийся в берег залив со стоячей, непроточной водой Киноварь – красная краска из искусственно получаемой сернистой ртути Мга – легкая застилающая пелена Плес – широкое водное пространство на реке или озере между островами Пажить – пастбище с густой сочной травой Таврида – Тавр, горы Южной Турции Чернь – черные или темно-серые изображения, нанесенные на металл (золото или серебро) путем гравировки и заполнения штрихов Шедевр – образцовое, исключительное произведение искусства, литературы Элегия – в античной поэзии - стихотворение, написанное двустишиями

Слайд 11

Прочитайте внимательно текст про себя; прочитайте текст второй раз, ставя вопросы возле тех слов, значения которых вам непонятно (воспользуйтесь толковым словарем для объяснения значения незнакомых слов); Определите стиль текста; Выпишите из текста ключевые слова; Запишите информацию, новую для вас; Проиллюстрируйте основную мысль текста в виде рисунка, схемы и т.д.;

Слайд 12

Что было неожиданным для вас? Какие выводы, значимые для деятельности и жизни, можно сделать из прочитанного? Найдите высказывания в тексте, достойные для обсуждения в классе; В качестве домашнего задания можно предложить написать сочинение-рассуждение на тему «Шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе» ( Согласны ли вы с мнением автора: так же, как и совершенные произведения искусства, они восхищают, заставляют удивляться?)

Слайд 13

Текст – это многоэтажный жилой дом. Дом состоит из этажей. Этажей много, но каждый этаж тесно связан с предыдущим и последующим. Основная мысль соединяет предложения текста, как лифт в доме соединяет этажи. На каждом этаже есть квартиры. Это слова в предложениях. В каждой квартире есть жильцы – где один, а где несколько. Также и в слове может быть одно или несколько значений. Со словом текст у меня возникает ассоциация с парфюмом . Каждый аромат имеет что-то свое, неповторимое, также и текст. После ознакомления с ароматом одному человеку он нравится, а другому нет. Каждый чувствует в этом запахе какую-то особую нотку. Аромат состоит из разных компонентов, составляющих единое целое. Также и текст: для его создания требуется множество ингредиентов, умение их сочетать. Текст – это песня. Песня состоит из мелодий, образующих вместе неповторимый причудливый рисунок. Мелодии состоят из нот. Ноты в музыке похожи на слова в тексте: они могут менять свой смысл в зависимости от того, каким образом переплетены между собой. Сама по себе нота не несет никакого настроения. Но когда ноты соединяются в мелодию, они становятся проводниками чувства и мысли. А когда из мелодии составляется песня, тут уже каждая нота приобретает красоту, звучание и особый смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в 8 классе.

Программа элективного курса "Комплексная работа с текстом" с вариантами текстов для работы.Программа имеет практическую направленность. Комплексная работа с текстом  даёт возможность каждому учен...

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...

Работа с текстом на уроках русского языка в 5-6 классах

Работа с текстом на уроках русского языка в 5-6 классах...

Мастер - класс «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»

Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к ЕГЭ. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцент...

Мастер – класс «Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с ЗПР 5 – 7 классов при работе с текстом на уроках русского языка»

Познакомить коллег с опытом работы по формированию коммуникативных компетенций у обучающихся с ЗПР....