Подготовка к изложению с элементами сочинения.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Подсекина Альбина Рашитовна

Данный урок можно позиционировать как подготовку к ГИА: его структура соответствует структуре экзаменационного материала. 1 часть - изложение(на данном этапе подготовки полное); 2 - тестовые задания, аналогичные тестовым заданиям  типа "В", 3 - сочинение (творческое задание на дом).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.odt24.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Урок  русского языка в 8-м классе

Тема:  "Подготовка к изложению с элементами сочинения по тексту В. Пескова "ПОМНИТЬ О РОДИНЕ"

ЦЕЛИ УРОКА:

1.Образовательные: подготовка учащихся к написанию изложения с элементами сочинения;

2. Развивающие: продолжение работы над особенностями публицистического стиля; развитие умения  логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное

3 Воспитательные :воспитание у учащихся морально-ценностных чувств, в частности, любви к Родине, способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей..

ЗАДАЧИ УРОКА:

развивать умение работать над изложением с элементами сочинения;

повторить лексические, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля;

закрепить умение анализировать текст;

совершенствовать навыки правописания..

формировать языковую компетентность :

развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, выделять микротемы, аргументировать своё суждение).

побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации.

воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор.

ХОД УРОКА:

I. Вступительное слово учителя. 

Как вы понимаете слово  Родина?

Действительно, это слово многозначно. Обратимся к словарю Ожегова.

Родина, -ы, ж.  

1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 

2. Место рождения, происхождения кого-н., возникновения чего-н..: Москва – его родина. Индия – родина шахмат.

(Слайд 1. Приложение).

Итак, как вы уже поняли, наш урок посвящен теме Родины. Сегодня мы готовимся к написанию изложения с элементами сочинения по тексту В. Пескова «Помнить о Родине».

Откройте тетради и запишите тему урока. (Слайд 2. Приложение).

БЕСЕДА.

– Назовите те слова, которые возникают у вас в памяти в связи со словом Родина.

– Подберите однокоренные слова к слову Родина.

Родители, родник, родня, родственники, народ, род.

(Слайд 3. Приложение).

 -Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? (Это что-то родное, близкое, свое по рождению, по духу.)

– Молодцы! Итак, Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего села, со всего, что с ними связано, т.е. с малой Родины.

Тема Родины находит отражение и в искусстве. Русская поэзия, созерцая, любуясь, чувствуя, размышляя, осваивает близкие сердцу уголки. Проза погружает нас в красоту окружающего мира, в жизнь людей,его населяющего, в чувства , картины рисуют перед нами историю Родины и её настоящее. Нет ни одного вида искусства, где бы не звучала тема Родины.

 РАБОТА С ТЕКСТОМ(СЛАЙД 4).

                                                ПОМНИТЬ О РОДИНЕ

Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?

Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и ракета, нацеленная к Луне, птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки. Это имена людей, названия новых машин, танцы, которым неистово хлопают во всех городах Земли.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй.

Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом снами, в степных каменных бабах, в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.

Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит,будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и всё, что будет выходить из рук его, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, наполненной в веках.

Давайте же будем помнить об этих корнях.(В.ПЕСКОВ)

– Сформулируйте основную мысль текста. (Необходимо помнить о своих корнях)

– К какому стилю речи относится этот текст? ( К публицистическому стилю.)

– Почему вы считаете, что текст относится к публицистическому стилю? (Задача публицистического стиля – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли; в данном тексте автор призывает нас, читателей, любить Родину, помнить о своих корнях)

– Как же автору удается достигнуть живости, яркости, которые обязательно присущи публицистическому стилю? (В тексте можно выделить изобразительно-выразительные средства и синтаксические конструкции, которые предназначены воздействовать на читателя. Мы видим анафору, синтаксический параллелизм, сравнение, ( например...) . Текст начинается с вопроса к читателю. В конце текста содержится призыв к нам, читателям: «Давайте же будем помнить об этих корнях.» В тексте много предложений с однородными членами , например: «Это и тропинка с бродом через ручей и пространство в одну шестую всей земной карты.». Также автор использует назывные предложения, например: …; определённо-личные предложения, например:...)

– Для публицистического стиля характерна четкая авторская позиция, выраженная с помощью эмоционально-оценочных прилагательных и наречий. Назовите их. ( огромная человеческая любовь , красотой, наполненной в веках и др.)

– Укажите способ связи предложений в тексте. (Используется параллельная связь).

- Правильно, для публицистического стиля речи характерен параллельный способ связи, который усиливает впечатление от высказывания, придает речи торжественность. Итак, мы доказали, что стиль текста – публицистический. Публицистический стиль помогает нам почувствовать нравственное содержание текста Пескова, его актуальность.

– К какому типу речи относится данный текст? (Рассуждение.)

– Для того чтобы передать этот текст письменно, нам необходимо определить в нём  микротемы.

– Давайте вспомним, что такое микротема?(Микротема — это наименьший предельный отрезок текста, тему которого можно назвать; выделяется при делении готового или создаваемого текста.)

Микротемы: 1.Родина — это очень много.

2. Родина подобна огромному дереву...

3. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад.

 4. Человеку надо знать свои корни.

  – Прочитайте текст, выделите опорные слова и словосочетания.

(Вырастает любовь Родина много тропинка ракета птицы Москва малые деревеньки имена людей названия новых машин танцы;

подобна дереву делаем доброго прибавляет силу корни;

история деды пращуры дела наличниках игрушках храмах песнях сказках имена полководцев поэтов борцов народное дело;

надо знать корни воздух будет целебен земля дороже выходить из рук его красотой в веках помнить корнях)

 – Используя опорные слова и словосочетания, перескажите текст.

– Как вы понимаете смысл предложения: «Человеку надо знать свои корни»?

 – Ребята, этот вопрос и будет вашим творческим заданием. (Слайд 5. Приложение).

 РАБОТА С ЯЗЫКОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В ТЕКСТЕ.

– Ребята, а сейчас давайте повторим орфограммы и пунктограммы, встречающиеся в тексте. 

1. Найдите слово с чередованием гласной в корне слова (вырастает).

2. Найдите слово во 2-м абзаце, написание которого определяется правилом: « В полном причастии,образованном от  глагола с приставкой, пишется две «н»(нацеленный).

3.Найдите слово, написание которого определяется правилом: «Краткие причастия пишутся с одной «н» (овеяно).

4. Найдите слово, написание которого определяется правилом: «Если прилагательное с не можно заменить синонимом без не, оно пишется слитно.»(несильный)

5. В 4 абзаце найдите предложение с обособленным определением ( «Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в степных каменных бабах, в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, удивительных песнях и сказках.»).

6. Количество основ в последнем предложении 4-го абзаца

 ИТОГИ УРОКА. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Ребята, человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой красивейшей землей в мире, которую зовут Родина, помнить о своих корнях.

На втором уроке мы будем писать изложение.

 Оценки за урок.

10. Домашнее задание:объясните смысл предложения «Человеку надо знать свои корни»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок подготовки к изложению с элементами сочинения "Памятник подлецу"

Урок подготовки к изложению с элементами сочинения по тексту Татьяны Тэсс "Памятник подлецу"...

Подготовка к написанию сжатого изложения с элементами сочинения 7 класс

Презентация содержит материал по региональному компоненту...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения".

Как совершенствовать речевые умения учащихся в написании изложения с элементами сочинения....

Презентация к уроку развития речи "Подготовка к изложению с элементами сочинения по тексту "Соседи" Л.Гурунц".

Презентация к уроку развития речи "Подготовка к изложению с элементами сочинения по тексту "Соседи" Л.Гурунц". На слайдах представлен подготовительный материал к уроку, сам текст и...

Подготовка к изложению с элементами сочинения

Данная разработка поможет систематизировать знания учащихся о приемах компрессии текста, применить их на практике....

Технологическая карта урока «Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения на основе клоуз-теста по тексту В.Г. Бахмутова «Радуга» в 8 классе».

Подготовка обучающихся 8 класса, в т.ч. с ЗПР, к сжатому изложению с элементами сочинения на основе клоуз-теста....