Урок русского языка по словообразованию в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Урок русского языка по словообразованию в 6 классе Перковой Л.М., шк. №23. г. Северодвинск

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе.

Повторение изученного по теме

«Состав слова и словообразование»

Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №23» города Северодвинска Перкова Любовь Михайловна.

Урок русского языка

«Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование».

Цели:

1. Закрепить и обобщить сведения о морфемах слова и способах словообразования.

2. Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, находить однокоренные слова.

3.Воспитывать орфографическую и пунктуационную зоркость, словообразовательное чутьё.

4. Получить некоторые сведения из раздела «Лексикология».

 

                                                                    Ход урока.

  1. Организационный момент.

– Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста.

  1. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание было творческим. Вам необходимо было составить сказку о морфемах и способах словообразования.

Чтение сказки.

- Ответьте, пожалуйста, на простой вопрос: «Может ли приставка оказаться в середине слова?»

(Да, например, в словах «водопровод», «трубопровод», «водосброс»).

  1. Мобилизующий этап.

– Сформулируйте тему нашего урока.

(«Повторим состав слова и словообразование»).

- Запишите число, тему урока.

- Как вы думаете, какая цель нашего урока?  Зная тему и пользуясь опорными словами «развивать умения», сформулируйте цель урока.

( РАЗВИВАТЬ УМЕНИЯ разбирать слова по составу и выполнять словообразовательный разбор.)

- Ещё мы с вами повторим сведения из орфографии, лексики, пунктуации.

- Слава, а какую цель ты ставишь перед собой?

- Оля, сформулируй цель, важную лично для тебя.

- Поставьте у себя в тетрадях 2 цифры, напротив которых укажите «сигналы» степени освоенности темы.

«V» - хорошо известно (известные факты).

«+» - хотелось бы узнать подробнее.

«?» - нуждается в дополнительных разъяснениях.

(Во время выбора «сигналов» происходит активная оценка собственного  познавательного опыта ученика, что служит залогом адекватного включения его в учебный процесс.)

- Ребята, назовите науку, если происхождение термина таково: «ЭКОС» по-гречески – жилище, «ЛОГОС» - наука.

( Это экология).

- Зое было дано индивидуальное задание – найти лексическое значение слова «экология». Прочитай, пожалуйста.

(Наука о взаимоотношениях организмов со средой их обитания).

- Подберите однокоренные слова к слову «экология» и разберите их по составу.

( Экологический, эколог, экологически, экотип, экогенез, аутэкология, цитоэкология).

- Как вы думаете, что находится в этом чёрном ящике?

- Изображения животных, рыб,  равноправных жителей нашей планеты. А каких? Об этом нам скажут те, кто выполнит индивидуальное задание.

- Посмотрите на доску и сами сформулируйте задания.

  1. На доске -  схема, состоящая из приставки, корня, суффикса, окончания, и текст.

В фаун… нашей страны пять видов чер…пах из которых два зан…сены в Красную книгу. Пол…жение чер…пах во всём мир… очень неблагополучно так как гурманы ценят мясо и яйца рептилий.

( Необходимо выписать слова, соответствующие схеме;  вставить пропущенные буквы, расставить пунктуационные знаки).

- Соответствуют схеме слова: « занесены», «положение».

-Объясните значение слов: «фауна», «гурман», «рептилия». Справьтесь в толковом словаре.

(Фауна –  животный мир. Гурман – любитель и ценитель изысканной пищи. Рептилия – класс позвоночных животных, передвигающихся преимущественно ползком или волоча брюхо по земле.)

- Подберите синоним к слову «рептилия».

(Пресмыкающееся).

  1. На доске – схема, состоящая из приставки, корня, суффикса, окончания, и текст.

Нельма – рыба к…торая сокраща…т свою численность в реках Архангельской обл…ст… .

Извес…ны лимитирующие факторы загр…знение нерестовых рек отходами лес…сплава сельского х…зяйства и нерациональный промысел.

- Объясните значение слов: «лимит», «фактор», «нерест».

(Лимит – предельная норма. Фактор – существующее обстоятельство  в каком-либо процессе, явлении. Нерест – метание икры самками и одновременное оплодотворение её самцами.)

-  Соответствуют схеме слова : «сокращает», «известны".

  1. На доске – схема, состоящая из приставки, корня, суффикса, окончания, и текст.

Л…сная мыш…вка мелкий зв…рёк серо… цвета с тёмной п…лоской вдоль спины. Основная причина гибели мыш…вок сильное пром…рзание почвы или поднятие грунтовых во… во время спяч(…?)ки.

- Слова, соответствующие схеме, - «промерзание», «поднятие».

              4. Задание классу.

                      1. - Создайте кластер (коллективный опорный сигнал по теме урока).

Для просмотра изображения необходимо скачать документ.

2.- Посмотрите на слова и попробуйте сформулировать задание.

Рыболовный.

Подснежник.

Взлететь.

Львица.

Небезвредный.

Разлив.

(- Определить способ образования слов).

(Слово «рыболовный» образовано от слова «рыболов» при помощи суффикса -н-, т.е. суффиксальным способом.

Слово «подснежник» образовано приставочно-суффиксальным способом от слова «снег».

Слово «взлететь» образовано от слова «лететь» при помощи приставки - вз-.

Слово «львица» образовалось при помощи суффикса -иц- от слова «лев».

Словообразовательная цепочка следующего слова такова: небезвредный <– безвредный <– вредный <– вред.

Слово «разлив» образовалось безаффиксальным (бессуффиксальным)  способом от слова «разливать».)

3.-Укажите, в каком ряду все слова однокоренные.

1. Инспектор, испечь, пекарь.

2. Сбор, прибор, борная (кислота).

3. Летний, летать, полёт.

4. Сток, течение, текущий.

(Это последний ряд слов).

  1. Какой разбор слова по составу выполнен правильно?

  1. Слово «освещение» состоит из приставки -о-, корня –свещ-, суффикса –ени-, окончания –е.
  2.  Слово «закружиться» состоит из приставки -за-, корня –круж-, суффикса –и-, постфикса –ться-.
  3. Слово «беспомощный» состоит из приставки –бес-, корня –помощ-, суффикса –н-, окончания –ый.

(Слова «освещение», «беспомощный» разобраны правильно)

-Проверим индивидуальные задания.

                    5.Общее задание.

Игра «Верю – не верю».

  1. Способы образования слов изучаются в разделе «Морфология».
  2. Нулевое окончание есть в слове «рано».
  3. Слово «собеседник» образовано приставочно-суффиксальным способом.
  4. Слова: «запах»», «пахарь», «пахать», «пахнуть», «пахучий» являются однокоренными.
  5. Слово «ленивица» соответствует схеме: корень, суффикс, суффикс,

окончание –а.

  1. В корне слова «двигатель» возможны исторические чередования.
  2. Слова «подарок», «подать», «поделить» имеют приставку –под.
  3. ТЭЦ – сложносокращённое слово, образованное путём сложения первых букв.

-Осуществите самопроверку.

Верны  3,5,6 утверждения.

- Вернёмся к нашим условным «сигналам» степени освоенности темы, мы их поставили в начале урока.

Укажите, пожалуйста, рядом сигналы после повторения темы.

Поднимите руку, у кого изменилось к лучшему.

6.Домашнее задание на выбор:

  1. № 186.
  2. Составить 8 вопросов по теме «Повторим словообразование» письменно.
  3. Используя знания, полученные на уроке, составьте рассказ на тему «Царство добра и красоты»

Приложение.

Текст №1.

В фаун… нашей страны пять видов чер…пах из которых два зан…сены в Красную книгу. Пол…жение чер…пах во всём мир… очень неблагополучно так как гурманы ценят мясо и яйца рептилий.

Текст №2.

Нельма – рыба к…торая сокраща…т свою численность в реках Архангельской обл…ст… .

Извес…ны лимитирующие факторы загр…знение нерестовых рек отходами лес…сплава сельского х…зяйства и нерациональный промысел.

 

Текст №3.

Л…сная мыш…вка мелкий зв…рёк серо… цвета с тёмной п…лоской вдоль спины.Основная причина гибели мыш…вок сильное про…рзание почвы или поднятие грунтовых во… во время спяч(…?)ки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

Статья. Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ. (Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель рус-ского языка и литературы Гришина Л.Н.)

Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ.(Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель русского языка и литературы Гришина Л.Н.)Использовани...

Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре

В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....

Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах

Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...

Урок русского языка для 5-го класса по теме "Язык и речь. Язык и человек

Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) ч...