Урок русского языка "Правописание частицы НЕ с причастиями"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Скорая Татьяна Дмитриевна

Открытый урок "Правописание частицы НЕ с причастиями" был проведён учителем русского языка и литературы ГБС(К)У школы № 26 V вида Скорой Т.Д. 16.03.2015 г.Нв уроке использовались компьтерные технологии с целью повышения качества образования учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_chastitsy_ne_s_prichastiyami.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 7 классе ГБС(К)ОУ школы № 26                                         по теме «Правописание частицы НЕ с причастиями»

Цели урока:

- познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;

- способствовать изучению учащимися закономерностей в правописании НЕ с причастиями;

- способствовать формированию навыка учащихся в умении различать «НЕ» - частицу и «НЕ» - приставку;

- способствовать развитию умения писать НЕ с причастиями; умения работать в группе и самостоятельно;

- способствовать воспитанию у школьников ценности грамотного письма, культуры умственного труда;

- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

Тип урока — урок усвоения новых знаний.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, интерактивная доска,  презентация PowerPoint к уроку.Русский язык. 7 класс:учебник дляобщеобразовательных учреждений. [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2013

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости. Прошу занять свои рабочие места, мы начинаем урок русского языка. Работать мы сегодня будет в группах, а значит на один общий положительный результат.

II. Систематизация известной информации о причастии

- Предлагаю размяться и настроиться на работу.

1. «Игра на внимание»

- Я читаю утверждения, если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если не согласны, то не хлопаете, а поднимаете руку, чтобы называть правильный ответ.

1. Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию;

2. Причастие имеет признаки наречия и существительного; А признаки, каких частей речи?

3. Причастия бывают полными и краткими;

4.Краткие причастия в предложении являются сказуемым;

5. Полные причастия в предложении являются обстоятельством; А чем?

6. Причастия бывают действительными и страдательными?

7. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов при помощи суффиксов вш и ш; А каких?

8.Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов вш и ш.

9. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом;

10. Причастный оборот обособляется, если он стоит перед определяемым словом.

А когда обособляется причастный оборот?

2.Оценивание разминки

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать причастие. Откроем тетради, запишем число, классная работа и тема урока «Правописание частицы НЕ с причастиями».

- Как вы думаете, ребята, какая задача стоит перед нами сегодня на уроке?

III.Дополнительная информация

Ученику было дано задание, найти что-нибудь интересное о частице НЕ

Стихотворение:

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразныедотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.

- Интересная страна. А почему в этой стране такая неразбериха? В нашей стране знаний  порядок, потому что существует правило правописания  частицыНЕ

Правописание частицы Не

Частица НЕ употребляется с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, глаголами, причастиями, деепричастиями. При написании частицы не с частями речи существует  определённое правило. Но единым остаётся одно правило для всех. Кто может его назвать? ( Если слово без НЕне употребляется)

IV. Изучение нового материала

1.«Изучи сам и расскажи другим»

Работа с учебником  (страница 68, параграф 26)

Первая группа читает в учебнике раздельное правописание НЕ с причастиями и записывает примеры в тетрадь, вторая группа читает слитное правописание НЕ с причастиями и записывает примеры в тетрадь.  

2. Работа с иллюстрацией пособия. (Презентация.  Слайды 3, 4).   Самостоятельная работа учащихся с учебником и иллюстрацией пособия (работа в парах). Формулировка правила.

3. Проверка задания

V. Первичная проверка изученного (Презентация. Слайды 5-12)

Работа над формулировкой правила. Анализ примеров, иллюстрирующих правило. Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (слитно или раздельно), в виде алгоритма.

VI. Физминутка(Встали, ручки вверх подняли, потянулись, нагнулись, присели, встали, спинку размяли, голову нагнули, ручки встряхнули, вот мы и отдохнули.)

Садимся на свои места и продолжаем работать.

VII. Закрепление изученного

1. «Докажиправописание причастийс НЕ»

Первая группа из упражнения 154 (стр. 69) выпишите 3 предложения со слитным написанием НЕ с причастиями, а вторая группа выпишите 3 предложения с раздельным написанием НЕ с причастиями. Приставки выделить, частицу НЕ подчеркнуть, где нужно указать зависимые слова, то есть подчеркнуть причастный оборот.

Объяснить.

Оценивание

2.Работа по карточкам.  «Примени правило и объясни»  

Карточка 1. Раскройте скобки, расставьте пропущенные запятые. Объясните слитное или раздельное написание НЕ с причастиями  (Приложение 1)

3. Задание «Продолжи»

Инсценирование сказки «О том, как НЕ искала друзей среди Причастий»

«О том, как НЕ искала друзей среди Причастий»

Шла по дорожке одинокая НЕ. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:

   - Хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой навсегда!

   Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая НЕ побрела дальше на поиски друга. Видит – навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним – другое, с противопоставлением и союзом а.

   Увидев НЕ, они только отмахнулись и пошли дальше.

   НЕ совсем потеряла надежду, но вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:

   - Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без НЕ я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!

   Они обнялись и сразу стали неразлучны.

   И тут им встретилось одинокое Причастие. Оно сказало невесело:

   - Я одинокое. У меня нет ни зависимых, ни противопоставления с союзом а. Я совершенно одинокое Причастие.

   - Мы приведём тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.

   И друзья побежали навстречу приключениям.

- Спасибо ребятам, которые подготовили для нас сказку о частице НЕ. Вы  посмотрели сказку, а теперь  обсудите в группе, о чём не было сказано в сказке, и  продолжите сказку (устно)

Проверка. Прочитать продолжение сказки. Оценивание.

4. Задание «Исправь ошибку. Расставь знаки препинания».Работа у интерактивной доски по цепочке.  (Презентация.Слайд 13)

1. Песчаный берег усеянный водорослями тянулся вдоль неумолкающего ни на минуту моря.

 2. Сборы незакончены вещи несобранынеувязаны.

 3. Не высохшие капли росы блестели в лучах солнца.

 4. Не прекращающийся осенний дождь монотонно барабанил по крыше.

 5. Долина еще неосвещенная солнцем была подернута редким туманом.

5. Цифровой диктант

Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно.

      Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка;  трава не скошена; правило не вызубренное, а осознанное.  (1 1 2 2 1 1 1)

Один ученик вслух называет код.(Презентация.Слайд 14) (Ответ)

- Если у вас все ответы правильные, поставьте себе «плюс».

VIII. Подведение итогов урока, выставление оценок

- Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?

- Справились ли мы с поставленной задачей?

IX. Домашнее задание(Презентация. Слайд 15)

X. Рефлексия

Если вы согласны с утверждением, то хлопните в ладоши.

- Я усвоил материал по правописанию частицы НЕ с причастием

- Я не совсем хорошо разобрался в теме сегодняшнего урока

- Я доволен своей работой на уроке

- Я согласен с оценкой, которую поставил учитель

- Я благодарен ребятам, которые работали  со мной в группе

Если урок прошёл для Вас успешно, то похлопайте в ладоши

Спасибо за работу. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка (Повторение сведений о причастии для 7 класса)

В форме экскурсии в Третьяковскую галерею проводится урок повторения сведений о причастии....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Употребление причастий и деепричастий"

Презентацию можно использовать в качестве фрагмента урока в 7 классе....

Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"

Цели:   Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   Показать отличие частицы о...

Урок русского языка "Частица" (7 класс)

Урок объяснение нового материала....

Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)

Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...

План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.

Тип урока:  усвоение  и    новых   знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Причастие и деепричастие" (урок-закрепления)

Представлен урок русского языка по теме "Причастие и деепричастие", на котором во время уроков отрабатываются знания  благодаря ЦОР...