Игра "Знатоки русского языка" для 6класса
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Парфенова Елена Петровна
Предлагаю конспект внеклассного мероприятия по русскому языку «Знатоки русского языка». Надеюсь, материал будет полезен учителям-предметникам, работающим в 6 классах. В ходе мероприятия в игровой форме повторяются отдельные изученные темы, развивается словесно-логическое мышление учащихся, быстрота реакции, умения действовать в условиях соревнования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_znatoki_russkogo_yazyka.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

                 Игра «Знатоки  русского языка».6класс

Цели: 1.Совершенствовть знания, умения и навыки владения русской речью.

           2.Через занимательный материал активизировать интерес к изучению русского языка, повысить эрудицию в области русского языка

            3.Развивать творческие и познавательные способности учащихся

Учитель: Дорогие друзья! От всей души приветствуем вас, пытливых, находчивых, любопытных, желающих проникнуть в необычайно интересные, близкие и далёкие уголки «Страны русского языка». Сегодня в нашей стране встречаются две команды.

  1конкурс.  Разминка.

Каждой команде предлагается быстро ответить на 8вопросов.

   Вопросы для 1команды

     1.Как называются слова, вышедшие из широкого употребления?

     2. Какой из шести падежей никогда не употребляется с предлогами?

     3. Какое слово получится, если в слове куль звуки произнести в обратном порядке?

     4. С какой частью речи никогда не употребляется предлог?

    5.Являются ли родственными слова гимн и гимнастёрка?

   6.Согласны ли вы, что существительное шампунь женского рода?

   7.Как называется часть слова, стоящая перед корнем?

    8.В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

Вопросы для 2команды

  1. В каком словаре можно узнать об истории слова?
  2. Правда ли, что астрономы – это специалисты по астрам?
  3. Имеет ли существительное туфли форму единственного числа?
  4. Сколько звуков в слове пью?
  5. Как называются слова, которые употребляются только жителями определенной местности?
  6. Вспомните названия растений, которые созвучны с именами?
  7. Согласны ли вы, что существительное тюль женского рода?
  8. Сколько букв в русском алфавите?

   2конкурс «В гостях у этимологии»

Вопросы задаются двум командам сразу: кто быстрее ответит (учащиеся поднимают руки).Можно пользоваться этимологическим  словарём.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл,

1 .Как особенности рукавицы и перчатки отразились в их названиях? (образованы от слов рука и перст)

2.Могли ли быть родственными слова ведьма, невежда и свидетель. Докажите свою точку зрения.

3.Как вы думаете, могло ли слово врач произойти от глагола врать? (Слово врач произошло от глагола врать. Слово врать когда-то имело значение просто «говорить». Врач «говорил»,т.е лечил словом, заговаривал  болезни).

4. Есть ли что – то общее между словами корыто и корь? ( Оба слова – от кора. При кори сыпь напоминает корку )

5. Что это за перечень: аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, земля, люди, мыслете, наш…(название букв русского алфавита до 1918 года)

6.По мнению наших предков ,этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите его.(Волк. Произошло от слов «волочь», «тащить». Волк-буквально «таскающий»

7. Что общего у КАПИТАНА  с КАПУСТОЙ? ( Образуются от латинского «капут» - голова

8.   Являются  ли слова цирк и циркуль родственниками? (Значение слов связано с понятием круга. Они имеют общий корень, образованный от латинского «циркус», что значит круг. Поэтому слова являются родственными)
 
3 конкурс «Грамматическая арифметика»

 Для каждой команды раздается по три примера. Задание: решите примеры.

Первой команде: РОВ + ПОЗА = ? вид транспорта. (Паровоз). 1балл

     КИПА + САТИН = ? музыкант. (Пианистка). 1балл

ТОСКА + ПАР + ШОВ = ? молочный продукт. (Простокваша). 1 балл

Второй команде: ОХРА + ПОД = ? вид водного транспорта. (Пароход). 1балл

ПАСТА + КЛИН = ? один из видов воспроизведения музыки. (Пластинка). 1балл

         ЛИК + ПЕНА = ? птица с большим зобом. (Пеликан). 1балл

4 конкурс «Фразеологические загадки»»

А)Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими. (вода ).

Б) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос.)

В) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (Уши.)

Г) Он голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер.)

Д)Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее «просит» рваная обувь; она в голове у путаников. ( Каша ).

Е)ЕГО проглатывают, упорно не желая говорить.
ОН хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко.
За НЕГО тянут или дергают, заставляя высказаться.
ЕГО держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.(Язык)

 5конкурс "Угадай-ка"

Прежде, чем рассказать о следующем конкурсе, каждая команда должна выбрать двух человек. Они должны будут при помощи мимики и жестов показать фразеологизм. Та команда, которая быстрее всех догадается, получит 3 балла. Ребята могут использовать реквизит. Но помните, вы не должны произносить ни звука.

  • Реветь в три ручья
  • Водить за нос
  • Взять себя в руки
  • Считать ворон
  • Заткнуть за пояс
  • Пальчики оближешь

6 Конкурс для болельщиков «Отгадай слово»

А)Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.
(Ответ - ПОДСНЕЖНИК).

Б)Приставка в слове ЗАНОС,
Корень- в слове МОРОЗЕЦ,
Суффикс- в слове ГОРКА,
 Окончание – в слове ЛИСТОЧКИ.
 (ЗАМОРОЗКИ.)
 

В) Корень из слова СКАЗКА.

 Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка в слове РАСХОД.

 Окончание в слове ДОМ. (рассказчик)

Г)Корень в слове ВЯЗАТЬ,

Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,

Суффикс в слове СКАЗКА,

 Окончание в слове РЫБА. (завязка)

7Конкурс «Строители»

  Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например, обы(чай)ка.

МЕ( )ОЛАД     ТАМ( )КА     КИШ( )ЕЙ

КАР( )ЕМЕЦ    ВАМ( )АМИДА    ВОС( )АРЬ   ВОК( )ЕЖЬ   ПО( )ОТОК У( )ОВА

ГОР( )ОЛАД   НА( )НЯ   ЗА( )ЕЦ   СВИР( )НИК   КАР( )НА ПО( )АТКА  АМ( )АК

ГО( )КОТ   КОВ( )НЯ   КАБ( )ОШКО

8конкурс“Рассказ на одну букву”

А сейчас от наших писателей потребуется особое умение – им нужно не просто сочинить маленький рассказ, но так, чтобы все слова начинались на одну букву. ( Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами.

9конкурс «Буриме»

По рифмам сочините стихотворение.

_______________________________________звонок
________________________________________сто ног
________________________________________смех
________________________________________не могу
_________________________________________всех
_________________________________________бегу
_________________________________________перемена
_________________________________________Лена
_________________________________________друг
_________________________________________вокруг

10 конкурс .Найдите ошибки в употреблении слов. Исправьте их

Сценка. «Очередь в магазине».

Продавщица(разговаривая по телефону).Да!Клава!Сегодня в наш магАзин привезут свежие торты. Тебе взять?Хорошо. Вечером позвОнишь домой?

Первый покупатель. Завесьте, пожалуйста, свеклу грамм на шестьсот  и пятьсот грамм щАвеля

Второй  покупатель. И мне свеклУ грамм на триста, и еще яблоков 5 килограмм

Третий  покупатель А мне бы помидор килограмм шесть.

  Подведение итогов игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест "Русский язык" 6класс

Тестирование6 классПовторение изученного материала 1. В каком ряду во всех словах выделенная буква обозначает твердый согласный? А) Телевидени...

Олимпиада, русский язык,6класс

Олимпиадные задания по русскому языку, школьный тур...

системно-деятельностный подход на уроке русского языка (6класс)

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов  образования нового поколения.Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Урок русского языка по теме "О...

Русский язык.6класс.Урок №1. Тема:Окончания прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

Данный урок является одним из трёх в блоке  уроков русского языка в программе 6 класса коррекционной школы VIII вида по теме "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода"....

Русский язык.6класс.Урок №1. Тема:Окончания прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

Данный урок является одним из трёх в блоке  уроков русского языка в программе 6 класса коррекционной школы VIII вида по теме "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода"....

Уроки русского языка,6класс

Конспекты уроков для 6 класса....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6класс

КТП по русскому языку 6 класс УМК Е.А.Быстровой...