Готовимся к сочинению на лингвистическую тему
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

тарская татьяна сергеевна

Тип урока:
урок-практикум.
Тема:
подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Цель:
определить уровень ЗУН по теме "Сочинение на лингвистическую тему».
подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Задачи.
Обучающая: отработать алгоритм подготовки самостоятельного составления сочинения – рассуждения, учить выделять структуру рассуждения, подбирать аргументы из текста.
Развивающая: развивать умение анализа текста-рассуждения; совершенствовать речевые умения и навыки.
Воспитательная: воспитывать интерес к лингвистике, внимание к авторскому слову как источнику анализа.
.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovimsya_k_sochineniyu_na_lingvisticheskuyu_temu.pptx443.63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовимся к сочинению на лингвистическую тему Приёмы работы с текстом Подготовила: Тарская Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «ООШ №7» г. Гусь-Хрустальный

Слайд 2

С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком … Ему к лицу и термин узкий, И междометный вздох, и клич, Гордись, что понимаешь русский, Старайся глубину постичь. Сергей Скачко.

Слайд 3

В качестве эпиграфа Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена. Вольтер

Слайд 4

Формулировка задания С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают ». Аргументируя свой ответ, приведите по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего два примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле. Начать сочинение можно словами Г. Степанова. Объём сочинения не менее 70 слов.

Слайд 6

А.М. Горький говорил: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать».

Слайд 8

Выполните задания Вариант 1 Вариант 2 Предложения 1 – 8 . Предложения 34 – 42. Ответьте на вопросы: Какой тип речи преобладает в вашем фрагменте текста? Обоснуйте свой ответ. Какие средства использует автор, чтобы описать пейзаж отношение говорящего к происходящему Найдите предложения, в которых автор использует обособленные однородные определения, укажите их номера. Для чего автор использует такое строение предложения? (Обратите внимание на порядок слов, место согласованных определений в предложении, интонационное выделение определений при обособлении.)

Слайд 9

Формулировка задания С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают ».

Слайд 10

Обратитесь к таблице Шаг работы Рекомендации Вступление Назови фразу, которую будешь разъяснять. Формулируем тезис Слова-связки: Я думаю… Мне кажется… На мой взгляд… Примеры для тезиса: …выражена мысль о единстве формы и содержания речи… …имеет в виду, что всякий говорящий учитывает два аспекта: о чём говорит и как хочет выразить свои мысли…

Слайд 11

Разговорный стиль Основные особенности разговорной речи : непринуждённость, непосредственность, неподготовленность ; эмоциональность, экспрессивность ; прерывистость и непоследовательность.

Слайд 12

Заговори, чтоб я тебя увидел. Сократ

Слайд 13

Обратитесь к таблице Шаг работы Рекомендации Аргументация (выбираем того, чью речь будем использовать для аргументации, определяемся с микротемой) Определяем задачу говорящего. Переход: Чтобы это доказать, используем… Докажем это, привлекая… Проиллюстрируем… Какую информацию хочет сообщить? (или) Каковы чувства говорящего в момент речи? ( или) Какую словесную картину рисует? …

Слайд 14

Выполните задания Вариант 1 Вариант 2 Предложения 15 – 28 Предложения 69 – 80 Среди лексических средств разговорного стиля мы увидели разговорные и просторечные слова и фразеологизмы, лексику с эмоционально-экспрессивной окраской. Найдите примеры этих лексических средств в речи героев. Постройте первый аргумент, учитывая, что выражают найденные слова: характер героя, его эмоциональное состояние и т.д. Проанализируйте ту роль, которую играю найденные вами слова в предложении. Определите особенности строения, интонационные особенности, цель высказывания тех предложений, которые произносит персонаж. Запишите второй аргумент.

Слайд 15

Обратитесь к таблице Шаг работы Рекомендации Вывод Сцепляющие слова: Таким образом… Итак… Следовательно… Примеры. Выразить свои мысли, донести свои чувства до собеседника помогают не только…, но и … Только удачный, целесообразный выбор … и … средств помогают достигнуть в речи главной цели: …

Слайд 16

Рефлексия Мне показалось интересным… Для меня сложно… Я понял(а)… Я постараюсь запомнить… Особенно понравилось… Было скучно, когда… Чтобы справиться с этим видом работы, мне нужно…

Слайд 17

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат; Но скудно вносим мы в него хороший склад; Так чтоб незнанием его нам не бесславить, Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить. А.Сумароков

Слайд 18

Домашнее задание Отредактировав рабочие материалы, написать сочинение. Определите, в каком стиле вы будете писать (научном или публицистическом), учитывайте особенности стиля. Помните, что объём сочинения составляет не менее 70 слов.

Слайд 19

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как писать сочинение на лингвистическую тему

Новая форма ГИА в 9 классе по русскому языку ("три в одном" : тесты, сжатое изложение, сочинение) требуют новых форм подготовки учащихся к этому испытанию. Предлагаю вниманию коллег, перед которыми во...

ГИА Шаблоны для написания сочинения на лингвистическую тему

Материал поможет девятиклассникам подготовиться к экзамену по русскому языку...

Открытый урок "Готовимся к сочинению на лингвистическую тему"

Урок подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе. Приёмы работы с текстом....

Презентация к уроку "Готовимся к сочинению на лингвистическую тему"

Презентация-сопровождение у уроку "Готовимся к ГИА"...

Презентация по теме "Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему" для 9 класса

Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года....

Готовимся к ГИА. Как писать сочинение на лингвистическую тему.

Урок -практикум помогает подготовить учащихся к написанию сочинения на лингвистическию тему в формате ГИА.. Алгоритм сочинения, разработанный в виде таблицы, запоминается проще,  также предложен ...

Презентация урока на тему "Готовимся к сочинению на лингвистическую тему"

В данном уроке системно, в виде презентации показано, как готовить выпускников 9 класса к написанию сочинения на лингвистическую тему....