Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Чередование гласных е –и в корнях
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Каргинова Жанна Михайловна

Урок по русскомй языку в 5 классе "Чередование гласных е-и в корнях" разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cheredovanie_glasnyh_e_-i_v_kornyah.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Каргинова Жанна Михайловна,

учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ №2 г.Сочи

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

«Чередование гласных  е –и в корнях»

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

5

Базовый учебник

Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Тема урока

Чередование гласных е – и в корнях (типа –бер – бир - )

Тип урока

Изучение нового материала.

Задачи  урока

Обучающие: познакомить учащихся с чередованием гласных е – и в корнях, объяснить правописание слов с       чередованиями;

 Развивающие: развивать умения и навыки нахождения слов  с  чередующимися гласными в корнях слов;

 Воспитательные: прививать интерес к русскому языку, формировать нравственные качества, создавать  благоприятную  атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества

Планируемые результаты

Предметные: создать условия, способствующие  изучению  темы "Правописание корней с чередующимися гласными Е - И"; видеть орфограмму и уметь объяснять ее графически.

Метапредметные: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в  разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре;  формировать активную жизненную позицию.

Технологии

 личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-поисковая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения.

Формы работы

Коллективная, групповая, творческая.

Виды деятельности учителя

Организует, направляет, контролирует, диагностирует.

Виды деятельности учащихся

Разграничивают языковые явления, находят основание для классификации, находят и объясняют правописание орфограмм,  исправляют орфографические ошибки, создают тексты различных жанров.

Виды используемых ИКТ

Компьютер, мультимедийная установка, презентация

Материалы и оборудование

С.И.Ожегов «Толковый словарь»,В.И Даль. Русские пословицы и поговорки / сост. А.А.Разумов.  

Подготовительный этап к уроку

До начала урока дети распределены на 4 группы, пространство кабинета оптимально организовано для групповой работы.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.

Организа-ционный момент

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2.

Актуализа-ция знаний

Слайд 1

Читает лингвистическую сказку о чередующихся корнях.

Создает проблемную ситуацию:

- Какое лингвистическое явление иллюстрирует данная сказка?

- От чего зависит правописание чередующихся гласных  Е – И в корнях?
- Правописание каких корней подчиняется похожему правилу?

Слушают лингвистическую сказку.

Переводят художественный текст в научный. Формулируют правило.

Размышляют на лингвистические темы и находят однотипные языковые факты.

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

3.

Целеполага-ние

Задает вопросы:

- Ребята, попытайтесь предположить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

Формулируют тему урока:

Правописание чередующихся гласных Е - И в корнях.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: формулирование темы.

4.

Мотивация к учебной деятель-ности

Мотивирует учащихся к учебной деятельности:

  1. - Сегодня мы продолжим   работу над чередованием гласных в корнях.

     Вопросы:

1)  Что такое чередование? (Это замена одного звука другим).

2) При каких условиях может происходить чередование звуков? (При образовании или изменении формы слова).

3) Какие корни с чередующимися гласными нам уже известны?(-лаг –лож-),(-раст –рос – ращ-).Следует различать безударные проверяемые гласные, безударные непроверяемые, чередующиеся.

  1. Диктант

Задание: Записать:1 группа – слова с безударной проверяемой.
2 группа – слова с безударной  непроверяемой.
3группа – слова с чередующимися гласными в корне.
Н_бесный,предл_гать,с_рень,п_левой,р_сточек,х_лмистый,р_стение,к_рандаш,р_сунок.

Узнают о сюжетной линии урока. 

Вспоминают определения основных понятий по теме

Выписывают   нужные слова и составляют словосочетания.

Личностные: формирование границ собственного знания и «незнания»

Регулятивные: адекватно воспринимать  ответы одноклассников

Познавательные: осознанно строить речевое высказывание Коммуникатив-ные: адекватно оценивать речь

5.

Новый учебный материал

Слайд 2

Слайд 3

Создает проблемную ситуацию:

- Ребята, посмотрите на слова, размещенные на слайде. Определите вид глаголов. Назовите корни и чередующиеся гласные в них. Какой суффикс стоит после корня в глаголах несовершенного вида?

Проводит выборочный диктант.

Находят основание для классификации языковых явлений. Выполняют выборочный диктант, графически объясняют правописание слов.

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: самокоррекция.

6.

Физминутка

Предлагает выполнить упражнения на снятие статического напряжения.

Выполняют упражнения на снятие статического напряжения.

Настраиваются на позитивную работу в группах.

7.

Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания

Работа в группах.

1.Найдите слова с изучаемой орфограммой в орфографическом словаре.

2. Найдите в словаре В.И. Даля «Русские пословицы и поговорки» пословицы и поговорки, в которых встречаются слова с изучаемой орфограммой.

3.Найдите слова с изучаемой орфограммой в «Толковом словаре» С.И. Ожегова.

Проводят выборочную работу, тренируют логическое мышление, внимание, быстроту реакции, пополняют словарный запас.

Личностные: формирование аналитического и логического мышления

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: структурирование знаний

Коммуникатив-ные: умение приходить к общему решению в процессе деятельности.

8.

Подведение итогов урока

Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации.

Анализируют свою работу и работу группы на уроке.

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

9.

Дифферен-цированное домашнее задание

Слайд 4

Повторить теоретический материал урока по учебнику

1 вариант. Параграф 113,упр.656

2вариант. Выписать из любого источника информации (словари, Интернет и др.)  слова  на изученную орфограмму.

3 вариант. Написать сочинение-миниатюру с использованием слов с чередующимися гласными в корне на тему «Наступление весны».

Получают установку на выполнение дифференцированного  домашнего задания

Личностные:

Формирование адекватной позитивной оценки, самоуважения и самопонимания

Регулятивные

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: структурирование знаний

Коммуникатив-

ные: умение задавать вопросы, прогнозировать ход выполнения домашнего задания.

10

Рефлексия

Слайд 5

Слайд 6

Предлагает закончить любое из понравившихся предложений:

          Сегодня я узнал(а)…

Я задумался(ась), о том...

У меня получилось…

Было интересно…                                    

Я научился(ась)…                                          

Всем спасибо за урок!

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные: рефлексия деятельности.

Личностные: самоопределение, самооценка.

Слайд 1.

Сказка «Как суффикс -А- стал vip-персоной».
  Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали.
Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей.
  А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга».
Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А - неразлучные друзья.  И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс -А.
«Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,- говорят окружающие.
Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.

Слайд 2.

Соб…рают цветы. Всё зам…рло. Звезды забл…стели. Взб…раемся на вершину. Зам…реть от восторга. Река забл…стела. Заж…гать костёр. Степь расст…лается. Оп…раться на перила. Зап…реть дверь. Раст…реть краски. Нат…рать паркет. Пол бл…стит. Пост…лить ковёр. Прот…реть окно. Приб…рать комнату. Выж….гать рисунок.

Слайд 3.

Выборочный диктант.

Слайд 4.

Написать сочинение-миниатюру с использованием слов с чередующимися гласными в корне на тему «Наступление весны».

Слайд 5.

Закончи любое из понравившихся предложений:

          Сегодня я узнал(а)…

Я задумался(ась), о том...

У меня получилось…

Было интересно…                                    

Я научился(ась)…                                          

Слайд 6.

Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе в рамках формирования универсальных учебных действий на примере темы «Е-и в корнях с чередованием гласных»

 Содержание методической разработки построено таким образом, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методичес...

Методическая разработка. Урок по русскому языку в свете ФГОС по теме:"Чередующиеся гласные в корне слова."

Методическая разработка представлена в виде 3 уроков по русскому языку  в 5 классе по теме : " Чередующиеся гласные в корне слова". Уроки разработаны в свете ФГОС....

Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе "Чередование безударных гласных в корне. Обобщение".

Материалы содержат конспект урока по теме "Чередование безударных гласных в корне. Обобщение" и презентацию к уроку....