Модульный урок в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи» по УМК С.И.Львовой и В.В.Львова. Учитель: Козлова Л. А.
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Козлова Лариса Александровна

Данный модульный урок можно использовать в образовательных целях в 6 классе.

Описанный подход к обучению поможет преподавателю русского языка:

1)повторить и обобщить знания учащихся о значении, морфологических признаках имени существительного;

2)совершенствовать умение учащихся проводить морфологический разбор имени существительного

3)воспитывать самостоятельность, внимание, а также интерес к изучению русского языка

4)формировать у учащихся лингвистическую и культурологическую компетенции;

5)развивать коммуникативную компетенцию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модульный урок в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

по УМК С.И.Львовой и В.В.Львова.

Учитель: Козлова Л. А.

Тип урока: урок систематизации и повторения сведений об имени существительном.

Цели урока:

                       образовательные

     

1)повторить и обобщить знания учащихся о значении, морфологических признаках имени существительного;

2)совершенствовать умение учащихся проводить морфологический разбор имени существительного

                 воспитательные

1)воспитывать самостоятельность, внимание;

2) интерес к изучению русского языка

                 развивающие

1)формировать лингвистическую и культурологическую компетенции;

2)развивать коммуникативную компетенцию.

Оборудование: лист с заданиями модуля каждому учащемуся (см. приложение №1)

Ход урока:

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить об имени существительном. В своей речи мы используем слова. С их помощью мы называем: людей, животных, предметы, явления действительности. Это имена существительные.

Ученик: Имя существительное – самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Во многих грамматиках – французской, немецкой, итальянской, английской, датской, шведской, норвежской – имя существительное обозначается словом, происходящим от латинского «субстантивум », которое было в прямом родстве с существительным субстанция, означающим: сущность, существо. Языковеды древнего мира полагали не без основания, что слова, называющие предметы, вещи и живые существа, имеют дело как раз с самой сущностью мира.

1 этап. Учитель: А теперь обратимся к стихотворению А.А. Фета. 1) Прочитайте текст, подготовьте выразительное чтение.

2) Чтение стихотворения. Ответы на вопросы к нему.

Вопросы к тексту: О чём стихотворение? В чем его особенность? Посчитайте, сколько в нем существительных. (21) А сколько процентов?(63%). Что вы представляете?

( Поэт рисует изумительную картину ночи,  которая сменяется  наступлением утра. Мы видим восход солнца, слышим разные  звуки: шёпот, дыханье, трели соловья, наблюдаем медленное движение ручья. Завороженно смотрим вокруг, замечаем серебряный блеск воды, таинственный ночной свет, мельканье причудливых теней, восхищаемся красотой зари, волшебной, загадочной обстановкой свидания с  любимым человеком.  Вот сколько смысла таит в себе короткое стихотворение.

Текст состоит почти  из одних существительных. А всё понятно. Используя существительные, можно выражать чувства, рисовать пейзаж. Это настоящее мастерство.)

Учитель: А  теперь давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном как части речи, это изменяемая часть речи, у нее есть свои морфологические признаки. Задание: Прочитайте еще раз текст. Перечислите встретившиеся в этом тексте существительные. Поставьте к ним вопрос. Подумайте над определением существительного: что обозначает эта часть речи? Как изменяются существительные?

Учащиеся отвечают

Текст №1:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Ряд волшебных изменений милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

                                                                                            А.А.Фет

Работа в модульном листе.

УЭ – 0.1. Цель: повторить сведения об имени существительном как части речи.

Задание: прочитайте цель и определите, что необходимо усвоить на уроке.(1 мин.)

УЭ – 1. Входной контроль. Цель: повторить сведения об имени существительном, как части речи. Записать в модуль, как изменяются имена существительные, его морфологические признаки. (имена существительные изменяются по падежам и числам, имеют род, склонение.) Примеры слов из стихотворения записываются в таблицу (самостоятельная работа).

2 этап.

УЭ- 2. Игра «Четвертое лишнее».  Запишите в модуль лишнее слово, укажите по какому признаку вы сделали выбор.
1) Мальчик, девочка, человек, Олеся.
2) Город, село, река, Волга.
3) Дерево, собака, письмо, веселье.

4)Дочь, пирог, капуста, свет.

Ответ: выписанные существительные Олеся, Волга – имена собственные, а сущ. собака, дочь – одушевленные.

Вывод: Имена существительные могут быть собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными.

3 этап.

Учитель: Вот мы вспомнили морфологические признаки имени существительного. Но умеете ли вы без ошибок писать существительные? Это можно проверить, написав словарный диктант.

УЭ – 3. Записать в модуль словарный диктант.

Учитель: Снегирь, гирлянда, Рождество, Новый год, впечатление, иней, снежинка, колядка, украшение, каникулы.

Проверим диктант. Проведите линии из левой колонки в правую, соедините слово и его лексическое значение. Проверьте себя по образцу, сосчитайте количество допущенных ошибок, поставьте себе оценку в модуль.

      4 этап.

Учитель:

Мы записали с вами слова, связанные с предстоящими  зимними праздниками. А теперь почитаем текст, в котором говорится о снежных словах.

Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль. Почему текст так назван?

Текст №2.

СНЕЖНЫЕ СЛОВА.

Уже с неба снег падает по-разному.
Если снежинки слипаются на лету, мы говорим «хлопья». Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, мы говорим «крупка».
Снежные слова придумал народ, и они по-народному метки. Кажется, что и впрямь сыплется с неба снежное пшено – ледяная крупа.
Свежий, только-только запорошивший землю самый чистый и самый милый охотнику снег зовется «пороша».
Снег, выметаемый ветром, струится, течет по земле. Это низовая метель – «поземка» (по земле).
Если же ветер кружит, вьет в воздухе снег, – это «вьюга».
...Может разыграться и настоящая снежная буря – «буран».
 Н.Надеждин

Вопросы к тексту: Перечислите снежные слова (снег, снежинки, хлопья, крупка, ледяная крупа, пороша, метель, поземка, вьюга, буран). Вот сколько можно употребить разных снежных слов, рассказывая о зимней погоде.

УЭ – 4. Задание. Определите синтаксическую роль имени существительного в тексте.

Вывод запишите в модуль (Существительные в предложении могут выступать в роли дополнения, подлежащего и обстоятельства.)

5 этап.

Учитель: Вот мы прочитали разные произведения : гениальное стихотворение русского поэта. А.А Фета, увлекательный текст Н. Надеждиной « Снежные слова». А теперь попробуем сами стать мастерами слова. Вспомним жаркое лето, красивых бабочек. Обратимся к тексту « Крапивница и лимонница». Вы слышали о таких бабочках.

Читаем текст №3 по ролям

     УЭ – 5 .            Творческое задание. Цель: развитие речи учащихся.

 Задание: Продолжите текст, рассказав в нем о другом названии бабочки. Выберите  ту бабочку, название которой вам больше понравилось (см. приложение №2)

Необходимо сохранить форму текста (диалог).

Текст №3.

Крапивница и лимонница.

  - Терпеть не могу непонятных имен! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут даже? Вот я. У меня на крапиву аппетит, поэтому я Крапивница! У нее на капусту аппетит – она Капустница! Просто все и понятно!

  - А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять…

                                                                                                    Н. Сладков

Материал для справок: голубянка красивая - бабочка безвредная и очень красивая; она вся нежно-голубого цвета, сама похожа на цветок; мешочница – самка этой бабочки всю жизнь проводит в мешке; стеклянница – у этой самки прозрачные, как у осы, крылья, покрытые невидимыми чешуйками.

 Индивидуальная работа на листочках..

УЭ – 6. Подведение итогов урока. Реализованы ли цели урока-модуля?

Домашнее задание:  Упр.278.1. Озаглавьте текст, используя синонимы из текста к словосочетанию « многолетнее травянистое растение»

                                                                   Приложение №1.

УЭ

Задание

Ответ

Оценка

0.1

Цель: повторить сведения об имени существительном как части речи.

Задание: прочитайте цель и определите, что необходимо усвоить на уроке.

1

Записать в модуль1. как изменяются имена существительные 2. выписать примеры слов из стихотворения в таблицу.

Мужской род

Средний род

Женский род

склонение

1

2

3

2

УЭ- 2. Игра «Четвертое лишнее». Запишите в модуль лишнее слово, укажите по какому признаку вы сделали выбор.
1) Мальчик, девочка, человек, Олеся.
2) Город, село, река, Волга.
3) Дерево, собака, письмо, веселье.

4) Дочь, пирог, капуста, свет.

3

Словарный диктант. 1.Запишите слова в левой колонке. Проверьте написанное.

2. Сплетите паутинку, проведите карандашом или фломастером линии, соединив слово и его лексическое значение.

праздник в честь рождения Иисуса  Христа

праздник начала года

небольшая певчая птичка серая с красной грудью

сплетенные в виде цепи цветы, зелень или лампочки

пушинка, кристаллик снега

предмет, украшающий собой кого-нибудь,  что-нибудь

песня, исполняемая во время обряда коляды

след, оставленный в душе чем-нибудь пережитым

Перерыв в занятиях в учебных заведениях

тонкий слой ледяных кристаллов

4.

Определите синтаксическую роль имени существительного в тексте « Снежные слова», запишите вывод.

5.

      Творческое задание Задание: Продолжите текст, рассказав в нем о другом названии бабочки. Выберите  ту бабочку, название которой вам больше понравилось,составьте диалог с ней

6.

Домашнее задание:  Упр.278.1. Озаглавьте текст, используя синонимы из текста к словосочетанию «многолетнее травянистое растение»

.

Приложение №2.

БАБОЧКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"

Конспект урока разработан для изучения темы "Имя существительное как часть речи" в 5 классе...

Презентация к уроку в 5 классе по теме: "Имя существительное как часть речи"

Презентация к уроку поможет в игровой форме на интерактивной приставке провести урок в 5 классе по теме: "Имя существительное как часть речи"...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи". Первый урок - повторение пройденного в начальной школе. Урок с элементами технологии критического мышления....

Урок русского языка в 10 классе по теме: «Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний»

Цели урока: повторить основные сведения об имени существительном как о части речи;совершенствовать навыки правописания имён существительных, закрепить навыки аналитической работы со словом как частью ...

Открытый урок в 5 классе по теме"Имя существительное как часть речи"

Открытый урок разработан как урок развивающего обучения при переходе к стандартам 2-го поколения....