Конспект урока "Заимствованная лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Цель:применение процесса заимствования слов как один из способов развития современного русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_zaimstvovannaya_leksika.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Учитель: Костылева В.В.

Класс: 5 «А»

Тема учебного занятия: Заимствованная лексика.

Продолжительность учебного занятия:  45 минут.

Метапредметный результат:  понимание процесса заимствования слов как один из способов развития современного русского языка, результат взаимоотношений и контактов разных народов; применение полученных знаний на межпредметном уровне и в повседневной жизни.

Цели учебного занятия:

Образовательная: применение процесса заимствования слов как один из способов развития современного русского языка.

 - выявление и анализ источников заимствования, характеристика заимствованных слов, формирование у обучающихся умения использовать заимствованные слова в определённых языковых ситуациях.

Развивающая: развитие познавательных способностей и познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия. Работа с понятием заимствованные слова с помощью проблемного, частично – поискового и исследовательского методов: сравнения, анализа, обобщения.

Воспитательная: воспитание интереса к изучению русского и иностранного языков.

Дидактические материалы к учебному занятию: карточки с заданиями, презентация.

Оборудование: компьютер, проектор, сотовый телефон ( аудиозапись).

Конспект учебного занятия.

Этап

Цель этапа.

Метод, приём.

Форма учебной деятельности

Наглядность.

Результат.

Учитель

Учащихся

1.

Организационный

Подготовка учащихся к работе. Создание эмоционального настроя.

Проблемный метод с помощью ТСО (запись высказывания)

Здравствуйте. Садитесь. Послушайте, пожалуйста, предложение, которое я случайно услышала от шестиклассницы. Что вы можете сказать об этом предложении? О чём говорит шестиклассница?

Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Учащиеся высказывают собственное мнение и аргументируют его.

Аудиозапись предложения. Слайд 2.

Коммуникативные УУД: выражать собственное мнение, аргументировать его. Умение слушать и слышать других. Наблюдение ситуации,  её анализ.

2.

Определение темы и целей урока.

Принятие учащимися цели учебно –познавательной деятельности. Вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация ученика к учебной деятельности.

Словесный метод, беседа.

Какие слова использует девочка? Какова тема нашего урока? Вывод темы: Заимствованные слова. Работа с эпиграфом к уроку. На какие вопросы мы с вами ответим, говоря о заимствованных словах? Попробуем определиться с целями урока.

 Я предлагаю вам слова – опоры.

 - вспомнить……

 -выявить……

 - научиться делать вывод.

Учитель систематизирует цели с помощью учащихся.

Учащиеся высказывают свои версии о значении данных слов, в результате обсуждения приходят к выводу, что данные слова заимствованные. Высказывают предположения. Участвуют в целеполагании.

Слайд 3,4 Схема на доске.

Регулятивные УУД: целеполагание, определение и понимание учебной задачи. Коммуникативные УУД: разрешать проблемы, организовывать коллективный поиск, принимать решения. Познавательные УУД: уметь выделить и сформулировать познавательную цель.

3.

Получение новых знаний.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Частично – поисковый.

Каждая группа получает несколько слов (4) и после обсуждения должна определить, какие слова перешли из английского и по каким признакам они определили, что слово заимствовано. А какое слово лишнее и почему?

 Учитель нацеливает детей на внимательное слушание выступающих.

Соотнесите русские и заимствованные слова (парная работа).

А теперь попробуйте заменить словосочетания заимствованным словом (парная работа).

Учащиеся работают в группе, определяют признаки заимствования, выбирают выступающего и готовят ответ.

После работы в группах представители групп знакомят одноклассников с результатами деятельности.

Учащиеся соотносят русские и заимствованные слова.

Учащиеся заменяют словосочетание заимствованным словом и делают вывод об использовании иноязычных слов в речи.

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

Познавательные УУД: высказываться в устной форме.

Регулятивные УУД: принимать учебную задачу, следовать инструкции учителя, самоконтроль выполняемых действий, запись информации, умело  отстаивать свою позицию, вносить необходимые коррективы, осуществлять синтез.

Коммуникативные УУД: принимать участие в обсуждении, договариваться, приходить к общему решению.

4.

Получение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Анализ, сравнение, обобщение.

Как выдумаете, русские слова переходят в другие языки, например, в английский?

Возвращаемся к схеме. На какие вопросы мы сможем ответить?

  Ученики называют предметы, изображённые на слайде, сначала на английском языке, потом на немецком и делают вывод.

Учащиеся  обращаются к схеме и делают выводы.

Слайд 8.

Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Коммуникативные УУД: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

 Личностные УУД:  формирование представлений о явлениях, происходящих в языке.

5.

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения изменённой ситуации.

Частично – поисковый, творческий.

Учащиеся редактируют предложения.

Слайд 9.

 Познавательные УУД: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные УУД: планировать свою деятельность в соответствии с её целью, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.

6.

Итог урока. Рефлексия.

Создание условий для целостного осмысления, обобщения полученной информации.

Анализ, обобщение.

С какими словами мы познакомились сегодня на уроке? Как мы изменились? Что мы можем посоветовать шестикласснице, чьё предложение мы слышали в начале урока?

 - Я знаю…

 -Могу заменить…

 -Правильно использовать в речи…

Учащиеся анализируют полученные знания по этой теме, высказывают советы ученице.

Слайд 10.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои действия.

 Используемая литература:

  • ФГОС Стандарты второго поколения Формирование УУД в основной школе: М, Просвещение, 2011
  • М.М.Поташник Требования к современному уроку 2008г.
  • В.С.Кукушкин Современные педагогические технологии. – Ростов – на –Дону: «Феникс», 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Лексика V класс»

Цели: разъяснить значение приветствия в нашем общении; познакомить ребят с формами приветствия в наше время и в далеком прошлом; показать наглядно мимику при приветствии; научить детей правильно...

Конспект открытого лексико-грамматического занятия для детей средней группы на тему "Мебель"

Дата 21.10.12Тип занятия: подгрупповоеТема. МебельКоррекционно-образовательные:активизировать в речи детей названия предметов мебели и их назначение;активизировать в речи детей глагольный словарь;закр...

Конспект урока "Лексика"

Конспект урока соответствует требованиям ФГОС...

Конспект урока "Лексика" 5 класс

Конспект урока ( технологическая карта) русского языка. 5 класс....

Конспект урока Лексика

Обобщающий урок  для 5 класса по теме "Лексика" разработан на основе учебника под редакциейМ.М.Разумовской в соответствии с требованиями ФГОС. Предполагает исследовательскую, проектную деятельнос...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

конспект урока "Лексика. Правила чтения".

конспект урока английского языка во 2 классе по теме "Лексика. Правила чтения"....