Конспект урока «Лексика V класс»
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Зайцева Татьяна Михайловна

 

Цели: разъяснить значение приветствия в нашем общении; познакомить ребят с формами приветствия в наше время и в далеком прошлом; показать наглядно мимику при приветствии; научить детей правильно употреблять формулы приветствия в зависимости от ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Лексика V класс»

Тема: «Здравствуйте!»

Цели: разъяснить значение приветствия в нашем общении; познакомить ребят с формами приветствия в наше время и в далеком прошлом; показать наглядно мимику при приветствии; научить детей правильно употреблять формулы приветствия в зависимости от ситуации.

Методы: беседа, коллективная работа, индивидуальные задания, слово учителя.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: таблица, рисунки, магнитофон

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент. (3-6 минут).

Звучит музыка, учитель приветствует учащихся, предлагает сесть сначала девочкам, потом мальчикам.

Здравствуйте! –

Поклонившись друг  другу мы сказали,

Хоть были совсем не знакомы.

- Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

(ВЛ. Солоухин).

Дети приветствуют учителя и садятся.

Слушают стихотворение.

II. ФНЗ- 30 минут.

Вы сказали встречному «Здравствуйте!». Много это или мало? С одной стороны, как будто немного: ведь новых сведений передано не было. Но с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже  ранит отсутствие ожидаемого приветствия.

Формулы приветствия играют большую роль в нашем общении. Как вы считаете; почему?

Хорошо.

У многих народов выбор приветствия зависит не только от пола и степени близости обучающихся.  На него влияет и другое: время суток, кем является тот, кого мы приветствуем, и чем он занимается в данный момент. По – разному здороваются с пастухом и с кузнецом, с охотником, с гостем, с попутчиком, с теми, кто занят работой, и с теми, кто обедает.

Замечательный знаток русской речи В.И. Даль привел в своем сборнике пословиц и поговорок немало приветственных формул, которые были приняты в России в прошлом.

(Звучит народная музыка, группа учащихся выходит к доске…)

Вежливый человек должен был не просто ответить на приветствие, но и использовать для каждого случая этикетную формулу.

Приветствие – один из самых важных знаков речевого общения. Поэтому приветственные формулы – обязательный раздел двуязычных разговорников, которые издаются  для туристов, спортсменов и всех, кто отправляется за границу.

Со временем приветствия меняются. Ещё  в XVIII в. Формулы «Здравия желаю!», «Желаю здравия!» можно произносить  любому человеку, входя в дом или встречая знакомого. Позже это сохранилось лишь в военной форме. Когда-то «Здравствуйте» говорили не только при свидании, но и если кто-нибудь чихал, т.е. в тех случаях, в которых сейчас говорят «Будь здоров!».

Рассмотрим таблицу, перепишем, а потом побеседуем.

Учитель беседует с ребятами о том, какие формулы приветствия следует употреблять в различных ситуациях, в зависимости от возраста, пола, взаимоотношений, времени суток, настроения и т.д.

-Устойчивее других сказались приветствия: Здравствуйте, утренние и дневные, вечерние приветствия. У этих формул есть некоторое преимущество. В них не содержится обращения на Ты – или Вы - ,поэтому мы охотно прибегаем к нему, когда сомневаемся, как следует обращаться к данному человеку.

У нас в гостях газета.

Посмотрите, какую важную роль при общении играли жесты у разных народов мира.

1.Когда мы здороваемся, то   пожимаем друг другу руки.

Например: китайцы, в старые времена, здороваясь, пожимали руки сами себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

2. Жест приветствия египтян раньше напоминал отдачу чести.

3. Представители некоторых африканских народов передают тыкву при приветствии. Держат её в правой руке, а  левой поддерживают правый локоть. Это знак глубокого уважения.

4.Если вы попадёте в Тибет и встречный прохожий покажет вам язык – не огорчайтесь. Это будет означать: «Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен!»

Далее учитель предлагает разные речевые ситуации учащимся:

1.Вы идёте по улице, навстречу вам идёт одноклассница или знакомая девочка. Кто должен поздороваться первым? Какую формулу вы используете.

2. Навстречу друг другу идут две девочки, например из 6 и 8 класса. Кто должен поздороваться первым? Как? А если вы ровесники?

3. В школе навстречу вам идёт учитель, который в вашем классе не преподаёт. Обязательно ли здороваться? Как вы сделаете?

4. Учитель занят, разговаривает. Вам хочется поздороваться. Ваши действия.

5.Вы едете в переполненном  транспорте, увидели знакомого, который находится далеко от вас. Ваши действия.

6. Обязательно ли здороваться в магазине с продавцом, в кафе, музее с администратором, кассиром?

Ребята высказывают свои мнения.

-Здороваясь со знакомыми, мы подтверждали этим свое знакомство и выражали желание продолжить его.

Нас беспокоит, когда хороший знакомый, проходя мимо, только слегка кивает головой или не замечает нас.

Можно записать в тетрадь, или зарисовать.

Ученица: Здороваясь с заканчивающим жатву, говорили: «С 2-мя полями сжатыми, с 3-мя засеянными».

Ученик: Молотильщикам так желали успешной работы: «По сту на день, по тысяче на неделю».

Ученица: «Свеженько тебе!» - здоровались с девушкой, черпающей воду.

Ученик: «Хлеб да соль!» или «Чай да сахар!» - говорили едящим или пьющим.

Ученица: Когда женщине, занятой дойкой, говорили «Море под коровой!», - у неё был готовый ответ: «Река молока!»

Коротко записывают.

 

Современные русские формулы приветствия

Формулы

Употребление

Здравствуйте!

Доброе утро!

Добрый день!

Добрый вечер!

Привет!

Здорово!

Я вас приветствую!

Моё почтение!

В любой ситуации

Приветствие утром

Приветствие днём

Приветствие вечером

Непринуждённое, дружеское, употребляется хорошо знакомыми людьми, чаще среди молодёжи.

Дружеское, грубовато сниженное

Официальное, употребляют люди старшего поколения

Рассматривают «Весёлую страничку»

Мальчики показывают.

Сейчас так же приветствуют друг друга военные.

По желанию зарисовывают примеры.

Мальчикам. Отвечают.

Девочкам. Отвечают.

Всем. По желанию.

Отвечают.

III. Домашнее задание (4 минуты)

I группа: Составить диалог сказочных или былинных героев. Как приветствуют друг друга положительные и отрицательные герои?

II группа: Составить диалог сказочных или былинных героев, используя формулы приветствия.

Урок закончен. До свидания.

Делятся на 2 группы и записывают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Лексика" 5 класс

Конспект урока ( технологическая карта) русского языка. 5 класс....

Конспект урока для 5 класса по русскому языку "Лексика"

Урок повторения темы раздела "Лексика"...

Конспект урока в 9 классе с использованием проблемного метода обучения на тему« Знакомство с неофициальной лексикой. Правила составления отзыва на книгу, фильм» .

Цели урока:ознакомить учащихся c правилами составления отзыва на книгу, фильм, пьесу.ознакомить с выражениями неофициального стиля, используемого при написании отзыва.ввести новую лексику (прилагатель...

Конспект урока в 6 классе Лексика

Конспект урока в 6 классе Лексика....

Конспект урока в 7 классе "Лексика и фразеология"

Разработка урока по русскому языку в 7 классе...

Конспект урока в 7 классе «Лексика и фразеология».

Тема: «Лексика и фразеология». Класс: 7.Учебник: Русский язык. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н....