Конспект урока "Лексика" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Гармашова Татьяна Антоновна

Конспект урока ( технологическая карта) русского языка. 5 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika.docx985.08 КБ

Предварительный просмотр:

          «ЛЕКСИКА. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА»

                                 Русский язык. 5 класс.

                                                                        Автор: Гармашова Т.А.

                                                                                2015 год

Гармашова Т.А.

ГБОУ школа №106 Санкт- Петербург

учитель русского языка и литературы

5 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Лексика. Лексическое значение слова.»

Тема и номер урока в теме: «Лексика» (первый   урок по теме).

Базовый учебник: «Русский язык» М.М. Разумовская, С.И.Львов, В.И.Капинос

М.,2014

Цель : создать условия для изучения нового материала и повторения изученного в 1-4 классах,

организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.

Дать представление о лексикологии как разделе лингвистики, изучающем словарный состав языка

(лексику)

предметные:

формирование знания, помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности слова,

учить распознавать лексические средства выразительности, используемые авторами, понимать, с какой целью данные средства используются;

- развивать умения пользоваться образцами и самостоятельно подбирать материалы, создавать оригинальные тексты, владеть художественным словом, создавать собственные оригинальные миниатюры; сделать выводы о словарном богатстве русского языка;

личностные УУД: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка

в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;

Воспитывать любовь, бережное отношение к русскому языку

Умение объективно оценивать результаты работы, как своей, так и своих товарищей.

регулятивные УУД:   целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД:   поиск и выделение необходимой информации,

осознанное и произвольное построение     речевого высказывания в устной форме,

умение воспринимать текст, как смысловое целое- смысловое чтение, извлечение

необходимой информации из текста,

преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной

полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

· Тип урока: изучение нового материала

· Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

· Необходимое техническое оборудование: компьютер и доска Smart

ЭТАП УРОКА.

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1.

Организационный момент мотивация к учебной деятельности

 На доске :

http://tolkslovar.ru

Слайд №1

Обеспечивает нормальную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению.

Подготовка ЭОР к работе

 Добрый день, ребята.

Мы начинаем изучение удивительной интересной темы. Скоро вы узнаете, как она называется.

Проверяет наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке.

Приветствие учащихся

1  мин.

2.

Опрос ранее изученного. Проверка домашнего задания

Проверка знаний и способов действий и деятельности, выявление пробелов в их усвоении. Комментирует и корректирует ответы учащихся. Проверка домашнего задания.

Демонстрирует, как выполнялось домашнее задание (самоподготовка). Сообщает о проблемах, возникших при выполнении отдельных заданий.

5 мин.

3.

Актуализация опорных знаний Создание проблемной ситуации. Целеполагание

Слайд №2

На доске: кроссворд

(домашняя заготовка учеников)

Слайд №3

Обеспечивает мотивацию учения, включения в совместную деятельность по определению целей урока. Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность. Организует повторение теоретического материала.

О чем это? Как вы думаете?

Выберите ключевые слова.

«Словом можно спасти»

Обратите внимание на доску.

На ней нарисована игра. Условия этой игры вам известны.

(Решают кроссворд)

Что получилось – лексика

Этот кроссворд приготовили ребята в программе  hot potatoes/

Молодцы.

Так что же такое лексика?

 Что она изучает?

У Фонетики – (фонема)

У Морфемики – (морфема)

А у Лексики….

Слушают комментарии учителя.

 Работают фронтально.

Отвечают на вопросы и задания ЭОР:

Читают текст.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют задачи:

 

10 мин.

4.

Формирование новых знаний и умений

Исследование.

Слайд 4, Слайд 5.

Слайд.6

Как называется наша игра

(Кроссворд)

 Что обозначает это слово?

Задумывались ли вы сколько можно рассказать о каждом слове?

Самый главный помощник в этой работе – Толковый словарь.

Словари бывают как бумажные, так и цифровые – электронная библиотека доступна для всех.

Пожалуйста, прочитайте текст.

Как можно растолковать это слово?

Обратимся к толковым словарям…

Прервемся на физкультминутку.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают в тетрадь.

Выполняют задание.

Знакомятся со словарями. Обращаются к электронным ресурсам. (планшет, телефон) Принимает участие в коллективной работе класса с электронным ресурсом, выполняет поставленные учителем задачи, приводит к определенным выводам, сформулированным в процессе обсуждения.

Делают записи в тетради.

5 мин.

5.

Физкультминутка

Проводит физкультминутку.

«Встали ровно, руки в боки,

Кто не выучил уроки?

Повернулись вправо-влево,

Посмотрели на соседа.

Повторяет: раз, два, три-

Друг на друга посмотри!»

Спасибо, садитесь.

Выполняют упражнения.

2мин.

6.

Первичное закрепление.

 Слайд 8

А теперь, представьте лес, где живет Баба Яга.

Сочините предложение о глухомани и Этой знаменитой старушке.

Запишите. Проверьте и исправьте ошибки у друг друга.

Работа в группах

Чтение работ.

Обсуждение.

Взаимопроверка.

6 -7 мин.

7.

Применение нового знания в стандартной ситуации.

Слайд 9, Слайд 10.

Давайте подумаем?

Какое значение, кроме лексического,

Имеет слово «глухомань»?

Подберите синонимы к этому слову.

Проверьте по словарю.

Демонстрирует субъективный опыт по применению знаний и проявлению новых умений.

Проверяют.  Записывают в тетрадь.

Выполняют задание.

5 мин.

8.

Перенос в новые условия.

Значение каких слов вам бы хотелось узнать?

Запишите.

Что получилось? Интересно?

Как много нового можно узнать о таких знакомых словах!

Работа со словарями.

Обсуждение, анализ работы.

5  мин.

9.

Рефлексия.

Слайд 11.

О каком разделе языкознания мы говорили сегодня?

Какие способы толкования мы использовали?

Было ли интересно на уроке?

Определяет уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе.

2 мин.

10.

Оценивание обучающихся.

Оценивает обучающихся.

Оценка активности.

Комментирует оценки.

1мин.

11

Домашнее задание.

Слайд 12

 

Мотивирует деятельность учащихся по выполнению домашнего задания. Объясняет домашнее задание.

 

Слушают объяснение домашнего задания, записывают в дневник

1 мин.

                                                                       

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект мастер -класса по математике в 5 классе " Управление мыслительной деятельностью при решении математических заданий""

В любой области деятельности нужны инициативные люди, способные предлагать  нестандартные решения. Сейчас основная задача школы состои...

конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии

Надеюсь, что данный материал  поможет педагогам -хореографам  расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...

Конспект мастер-класса по специальности гитара с учащейся IV класса

Методическая разработка мастер-класса по подготовке к конкурсому выступлению на основе личностно-ориентированной педагогической технологии с анализом работы над произведениями А.Иванова-Крамского "Ах ...

План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"

Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах "  на произведенияхГ. Пёрселл «Ария»И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сбо...

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...